По информации агентства Bloomberg Россия занимается созданием флота из нефтяных танкеров, которые близкие к Москве компании скупают по всему миру, чтобы с их помощью обойти нефтяное эмбарго Евросоюза, стартующее 5 декабря. По словам главы отдела исследований Braemar Анупа Сингха, для увеличения экспорта нефти в Азию на уровне порядка 4 млн баррелей в день Россия уже закупила 240 малых и больших танкеров, которые в прошлом году перевозили иранскую и венесуэльскую нефть. Также отмечено, что торговля танкерами резко возросла перед 5 декабря «со стороны неизвестных организаций, базирующихся в таких странах, как Дубай, Гонконг, Сингапур и Кипр».
Страны Запада упорно и последовательно пытаются нанести максимальный ущерб Российской Федерации. Одним из последних агрессивных шагов стал ввод потолка цены на нефть, реализуемую компаниями-резидентами РФ. Существующих нефтепроводов может быть недостаточно для того, чтобы оперативно переориентировать поставки нефти и нефтепродуктов иным потребителям, например, в страны Азии.
В связи с этим появилась информация о том, что российские компании приобрели и продолжают приобретать большое количество нефтяных танкеров, с помощью которых будет осуществляться экспорт нефти и нефтепродуктов по их рыночной стоимости. Однако возникает вопрос – а не получится ли так, что доставка нефтепродуктов гражданскими танкерами по морям и океанам будет сопряжена с рисками их ареста флотами стран Запада с последующей конфискацией, в точном соответствии с введёнными ими против России санкциями?
К примеру, ещё 26 февраля 2022 года, практически сразу после начала специальной военной операции (СВО), в проливе Ла-Манш был задержан российский сухогруз, по причине «подозрений в связи с российскими интересами, на которые распространяются санкции». Случаев арестов российского имущества и активов сотни, если не тысячи. Для многих стран сам по себе факт ареста их активов мог бы стать поводом для нанесения удара, но не для нас – мы готовы договариваться, даже с Украиной, ждать, терпеть, искать пути мирного разрешения конфликта.
При таком отношении к национальным интересам, что помешает странам Запада обеспечить конфискацию российских танкеров с нефтью?
Да и не только им, потому что нефть – это дело такое, она всем нужна. Может, даже не всё будут отбирать, как «братки» в 90-х, оставляя кое-что «на развод», так, процентов тридцать-сорок, чтобы интерес не терялся.
Как защитить российские суда в таких условиях? Можно предложить несколько возможных вариантов.
Конвой
Казалось бы, самый простой вариант – это обеспечить сопровождение российских танкеров с нефтью судами Военно-морского флота РФ, однако на деле всё не так просто.
Во-первых, численность Российского ВМФ не позволяет организовать сопровождение каждому танкеру или иному гражданскому судну, на которое потенциально могут «положить глаз» страны Запада.
Во-вторых, конвоировать каждое транспортное судно – не напасёшься ни денег, ни ресурса у корабельных силовых установок. Впрочем, этот вопрос отчасти можно решить путём формирования конвоев, как это делалось во времена Второй мировой войны.
Российскому флоту явно не хватит кораблей для сопровождения всего танкерного флота в дополнение к решению текущих задач. Изображение wikipedia.org
Есть и ещё подводные камни, например, ограничение на проход военных кораблей. К примеру, танкеры, следующие из Чёрного моря, придётся конвоировать до пролива Босфор, а затем передавать на сопровождение российским боевым кораблям «на той стороне». Поскольку Турция не пропускает (или не всегда пропускает) российские военные суда через проливы, то встречу придётся организовывать судам, базирующимся в Тартусе.
Военно-транспортные суда
Существует альтернативный вариант – это превращение гражданских танкеров в военно-транспортные суда.
Чуть более двух лет назад, в материале Универсальные модули: решение проблемы разобщённости четырёх флотов России‚ мы рассматривали возможность обеспечения манёвра огневой мощью с помощью сменных модулей вооружения, которые могли бы оперативно перемещаться с помощью авиации или по железным дорогам для усиления ударных возможностей Российского ВМФ на угрожаемом направлении.
К сожалению, модули вооружений для флота так и не появились, в результате чего мы видим появление «мутантов», когда на боевых кораблях ВМФ РФ, не обладающих эффективными средствами противовоздушной обороны (ПВО), монтируются сухопутные зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) «Тор».
Что ж, будем реалистами... Даже в отсутствие модульных образцов вооружений нефтяные танкеры вполне можно обеспечить какой-никакой, но защитой.
В первую очередь военно-транспортные суда должны быть обозначены как военные суда, с соответствующей окраской и прочими атрибутами военного корабля. Таким образом, их атака будет считаться нападением на вооружённые силы (ВС) РФ. С технической точки зрения первоочередной задачей является установка систем связи, совместимых с кораблями и береговыми объектами ВМФ РФ.
Какое вооружение и средства самозащиты могут быть установлены на военно-транспортные суда?
В простейшем варианте это могут быть устройства постановки аэрозольных завес, способные не только значительно снизить вероятность попадания противокорабельных ракет (ПКР), но и сорвать высадку десанта с транспортно-боевых вертолётов. В качестве простейшего летального оружия могут быть установлены крупнокалиберные пулемёты на турелях и/или зенитные установки ЗУ-23-2. Дополнительно экипаж может быть вооружён противотанковыми управляемыми ракетными комплексами (ПТРК) и переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК).
Постановка дымовых завес ракетным катером. Изображение wikipedia.org
Модифицированная ЗУ-23-2 на корабле. Изображение wikipedia.org
В случае необходимости дальнейшего наращивания огневой мощи, с учётом полученного опыта размещения на боевых кораблях «сухопутных» ЗРК, на палубах военно-транспортных судов могут быть установлены, например, танки Т-55/Т-62/Т-64 со складов хранения МО РФ. Их орудия калибра 100/115 мм, вполне способны серьёзно повредить небольшое патрульное судно, тогда как патрульному судну повредить массивный танкер будет значительно сложнее. Дополнительно в хвостовой части может быть установлено устройство для постановки морских мин – сложно преследовать корабль, с которого за борт падают противокорабельные мины.
Танки Т-55, Т-62 и Т-64. Изображение wikipedia.org
Вряд ли удастся разместить на военно-транспортных судах ЗРК – скорее всего, они крайне востребованы в зоне СВО. Ограниченные возможности будут у упомянутых выше ПЗРК.
Всё вышеперечисленное не сделает военно-транспортные суда полноценными боевыми единицами, но пошлёт противникам недвусмысленный намёк на то, что «просто забрать» не получится, придётся драться. Кроме того, превращение танкеров в военно-транспортные суда не отменяет возможности их конвоирования или нахождения в зоне досягаемости ИКР кораблей и подводных лодок ВМФ РФ.
Однако самым надёжным средством от применения противником ПКР станет его содержимое, причём, чем больше будет танкер, тем эффективнее это будет работать – вряд ли кому-то понравится, если рядом с его берегами будет разлив нескольких десятков-сотен тысяч тонн нефти.
Несчастный случай
А ведь нефть может разлиться и без атаки ПКР, например, при насильственном задержании российского танкера и транспортировки его в порт противника, возникает ситуация, когда «...незаконные действия, повлекли за собой разгерметизацию и утечку нефтепродуктов». И вот уже берега прекрасной Франции омывают не лазурные воды, а грязная чёрно-бурая жижа – всего лишь «закладка» в программном обеспечении автоматики судна.
Возможен и более жесткий вариант, когда при захвате противником танкера, после транспортировки его в порт и снятия экипажа, происходит мощнейший взрыв, в результате чего противник получает, не только разлив нефти, но и пожар в порту, разрушение портовой инфраструктуры и стоящих рядом кораблей. Такой фокус можно провернуть не только с нефтью – куда интереснее будет смотреться арест противником транспортного судна с аммиачными удобрениями и, ну Вы понимаете... Последствия взрыва в порту нескольких десятков тысяч тонн взрывчатки мы ранее уже рассматривали в статье Операция «Балтийский балет».
Выводы
Чем дольше длится спецоперация на Украине, тем сильнее наглеют наши противники.
Что нам ещё ждать после удара по аэродрому со стратегическими бомбардировщиками-ракетоносцами, носителями ядерного оружия – ударов по Московскому Кремлю? Визита Зеленского в Крым? Убивать-то его нельзя, а то с кем же потом переговоры вести?
Арестовывают наши активы – мы молчим, взорвали «Северный поток» – мы смолчали, захватывают коммерческие суда – никакой реакции. Нет, какие-то заявления делаются, вот только это не адекватная реакция, а жалкое овечье блеянье – а всем известно, что происходит с овцами в конечном итоге...
Так почему же подобное не может случиться и с российскими танкерами с нефтью? А почему не может, если всё будет развиваться как сейчас? Ещё как может!
А вот если бы «они» взорвали «Северный поток» – и почти сразу же «взорвались» оптоволоконные кабели, связывающие Америку и Европу по дну океана. Арестовали российское судно – и Российский ВМФ «ловит» первые попавшиеся суда страны агрессора, конвоирует их в российские порты – отпустим только после освобождения нашего судна. Заморозили активы – и ВС РФ, пограничная служба ФСБ и другие структуры забирают всё имущество, оказавшееся в зоне досягаемости – летит вблизи границ РФ самолёт страны агрессора, заморозившей активы – догнали, посадили, конфисковали, разобрали на запчасти.
Все предлагаемые в настоящем материале меры по организации конвоев или созданию военно-транспортных судов – это следствие ранее проявленной слабости.
Только принципиальная беспощадность позволит нам победить коллективный Запад.
Вопрос в том, когда мы перейдём от декларируемых красных линий к реальным.
- Автор:
- Андрей Митрофанов
Свежие комментарии