Одним из редких периодов, когда политики начинают задумываться о том, что же они сделали хорошего для электората, являются последние месяцы перед выборами. Именно тогда кандидаты на различные выборные должности начинают лихорадочно подбирать факты и события, случившиеся за отчетный период, и пытаются представить их в выгодном для себя свете.
Однако при этом существует область, в которой крайне сложно выдать черное за белое, где оперируют цифрами и где каждый избиратель по своему кошельку может сразу оценить того или иного представителя власти.Этой отраслью является экономика. И, проецируя вышеописанную ситуацию на Республику Молдова, где осенью пройдут президентские выборы, можно с уверенностью сказать, что действующему президенту Майе Санду будет крайне тяжело отвечать на вопросы по экономике в ходе предвыборной кампании.
Конечно, для простых граждан первоочередное значение в плане экономической ситуации в стране имеет то, что по результатам прошлого года цены на продукты выросли на 62%, молдаване стали платить за газ и коммунальные услуги в 2–3 раза больше жителей таких стран ЕС, как Болгария и Румыния, а рост цен на недвижимость составил 135%. Поэтому неудивительно, что, согласно опросу агентства IMAS, 58% населения считают, что республика движется в неверном направлении.
В то же время государственный долг РМ вырос в 2023 году в два раза – с 50 до 100 млрд леев [с 10 до 20 млрд рублей]. Если с июня 2021 года по июнь 2022-го официальный Кишинев набрал в долг у внешних партнеров 4 млрд леев, то за аналогичный период 2022–2023 годов получил уже 21 млрд леев иностранных кредитов. О целях, в которых были израсходованы данные средства, ничего не известно, однако их возврат ляжет на многие будущие поколения молдаван.
Однако даже не это является наиболее удручающим итогом правления М. Санду и команды из поддерживающей ее прозападной партии «Действие и солидарность» (PAS). Главными проблемами сегодняшней Молдовы и ближайшего будущего этой страны является два фактора:
- разрыв экономического сотрудничества с Россией и другими странами ЕАЭС, который произошел в результате целенаправленной политики нынешнего руководства страны. Последствиями этого стал резкий рост цен на энергоресурсы, закупаемые теперь Молдовой на западных сырьевых биржах, а также то, что молдавские производители сельхозпродукции фактически лишились рынков сбыта;
- абсолютно некомпетентное руководство страной со стороны функционеров PAS, в результате которого идет разорение фермеров, банкротство остающихся в стране промышленных предприятий и уход из Молдовы иностранных инвесторов.
О состоянии экономики красноречиво свидетельствуют данные по экспорту. В январе-апреле он составил 935,6 млн долларов (77,0% от общего объема экспорта), снизившись на 0,8% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, что повлияло на снижение общей стоимости экспорта на 0,5%.
Реэкспорт иностранных товаров (после переработки и классических) в январе-апреле составил 278,9 млн долларов (23,0% от общего объема экспорта), или на 37,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого 2023 года.
Реэкспорт товаров после переработки составил 14,0% от общего объема экспорта, а классический реэкспорт товаров, не подвергшихся существенной трансформации (бензин, дизельное топливо, подсолнечное масло, средства обработки данных; орехи обычные; пластиковая упаковка и оборудование), по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года стал меньше на 9,0%.
Тенденция к снижению уровня экспорта все время нарастает. Товарный экспорт в апреле составил 292,7 млн долларов США, что на 8,7% меньше по сравнению с мартом и на 7,8% меньше по сравнению с апрелем 2023 года. Причем эта тенденция характерна и для главного экспортного направления Молдовы – Румынии. По данным её Национального банка, за четыре месяца экспорт товаров составил 1 214,5 миллиона долларов, что на 12,6% ниже показателя, зафиксированного в соответствующем периоде 2023 года.
Сокращаются поставки товаров на Украину (-55,8%), в Румынию (-15,5%), Российскую Федерацию (-27,4%) и другие страны, что повлияло на снижение общего объема экспорта на 21,5%.
В первую очередь, внимание привлекает резкое снижение молдавского экспорта в Российскую Федерацию. Эта потеря оказала решающее влияние на общий экспортно-импортный баланс РМ, и её никак не смог компенсировать определенный рост экспорта в Европу. ЕС не спешит интегрировать Молдову – страну с кризисной экономикой, территориальными проблемами и высокой степенью коррупции
Несмотря на обещания властей относительно ближайших перспектив евроинтеграции, в ЕС никаких ускоренных процедур стране не сулят. Согласование во время переговоров страны-кандидата с Брюсселем обычно делится на 35 глав, затрагивающих все сферы жизни государства. Поскольку шансов у Молдовы согласовать все позиции немного, то возможен сценарий приема с отложенным статусом. Вместо включения в состав ЕС Кишиневу предоставят ряд программ и льгот, а взамен будут контролировать внутреннюю политику и экономику, а для публики вести вечные переговоры о вступлении.
Будущее Молдовы – в Евразийском союзе, об этом говорят все те, кого волнует будущее страны. Однако сотрудничество с Россией и странами СНГ затруднено из-за недальновидной политики действующей власти Молдовы, которая взяла курс на разрыв всех контактов. Например, скоро уже год, как крупнейшие машиностроительные предприятия Приднестровья остановили производство с подачи Кишинева. Молдавские чиновники решили, что их продукция якобы двойного назначения и представляет угрозу национальной безопасности. Большая ее часть отправлялась как раз в Россию и СНГ. Таким образом, Кишинев и Брюссель хотят взять Приднестровье измором – снятия блокадных мер в ближайшем будущем ожидать не стоит.
На сегодняшний день аграрные и промышленные предприятия как правого, так и левого берегов Днестра, производящие продукцию с высокой добавочной стоимостью, просто разорились. Это приводит к низким зарплатам, пропадает потребность в научных кадрах. Если заводов нет, то нет необходимости и в вузах, которые могли бы готовить работников для промышленных областей. Имеющимся специалистам просто негде работать в Молдове, и они покидают ее вместе с семьями. Для восстановления экономики понадобится немало лет и усилий. Но процесс этот может начаться только в случае сближения с Евразийским союзом, а не с ЕС.
Что касается соседей Молдовы, то на них рассчитывать тоже нельзя. Так, власти Украины обещали закрыть границу с Молдовой, если в ходе будущих выборов к власти придет оппозиция. Фактически киевский режим не скрывает, что будет пытаться прямо влиять на результаты выборов в Молдове.
Возвращаясь к теме предстоящих осенью выборов президента, нельзя не отметить, что действующая власть пытается жонглировать цифрами для создания видимости экономического успеха в Молдове. «Все реформы направлены на рост экономического потенциала, который придаст импульс для экономического роста не менее, чем на 8%» – так министр экономического развития Думитру Алайба прокомментировал рост молдавского ВВП на 1,9%.
Однако его пыл очень резко остудил один из ведущих экономических экспертов Вячеслав Ионицэ. «Возможное увеличение на 2% в этом году не компенсирует половину прошлогоднего падения. Вы знаете историю: два шага вперед, три шага назад. В результате совокупный рост за 4 года в лучшем случае составит всего 0,2% или менее 0,05% ежегодно. Другими словами, за 4 года мы попали в точку и пришли к тому, с чего начали. Молдове, чтобы преодолеть препятствия в развитии, необходим рост экономики как минимум на 12,0% ежегодно в течение следующих минимум 10 лет. На данный момент наш "рост" в 240 раз(!!!) меньше, чем должен быть. Кстати, до уровня 1989 года мы еще не дошли», – отметил экономист.
Собственно, в этом и заключаются все итоги правления как Санду, так и других проевропейских правителей Республики Молдова.
Свежие комментарии