7 апреля в Российской Федерации отмечается День памяти погибших подводников. Конечно, в первую очередь – это памятная дата Военно-морского флота Российской Федерации. Ведь именно в его состав входят и подводные силы, где служили и служат десятки тысяч моряков-подводников.
Дата 7 апреля в качестве памятного дня была установлена приказом Главнокомандующего ВМФ РФ от 19 декабря 1995 года в память о трагической гибели подводной лодки «Комсомолец». Напомним, что атомная подводная лодка Краснознаменного Северного флота К-278 «Комсомолец» затонула как раз 7 апреля 1989 года. В этом году исполняется тридцать лет со дня гибели «Комсомольца».
На момент катастрофы атомной подводной лодке «Комсомолец» было всего чуть более пяти лет. АПЛ К-278 была построена в Северодвинске и спущена на воду в августе 1983 года. Субмарина отличалась прекрасными по тем временам характеристиками, имела сверхпрочный корпус из титана, позволявший лодке погружаться на 1020 метров. Лодка была вооружена шестью торпедными аппаратами. В 1984 г. К-278 включили в состав Северного флота, а в феврале 1989 года, за два месяца до гибели, приказом главкома ВМФ СССР АПЛ К-278 получила наименование «Комсомолец».
В апреле 1989 года атомная подводная лодка возвращалась с боевого дежурства в нейтральных водах Норвежского моря. 7 апреля в одном из отсеков субмарины начался пожар, отсек выгорел полностью, вследствие чего разгерметизировались системы сжатого воздуха. Экипаж «Комсомольца» сражался за жизнь свою и лодки в течение шести часов после всплытия. Но спастись морякам так и не удалось. Разгерметизация корпуса подводной лодки и поступление забортной воды привели к затоплению отсеков и, в конечном итоге, к затоплению самой лодки. Подводная лодка «Комсомолец» затонула на глубине 1680 метров в 180 километрах к юго-западу от острова Медвежий.
В результате катастрофы погибло 42 моряка — большая часть экипажа субмарины, состоявшего из 69 человек. Среди погибших был и командир подводной лодки капитан первого ранга Евгений Ванин. Тридцать три подводника упокоились на дне Норвежского моря, лишь девять тел удалось поднять и похоронить на берегу. Еще 27 подводников были спасены прибывшей к месту крушения лодки плавучей базой рыбопромыслового флота «А.Хлобыстов». И погибшие (посмертно), и спасшиеся моряки были удостоены ордена Красного Знамени за проявленные в критической ситуации мужество и героизм.
Имена моряков, погибших в результате катастрофы на «Комсомольце», увековечены на специальной мемориальной доске, которая установлена в Николо-Богоявленском морском соборе. Там находятся доски в память о погибших моряках с других подводных лодок. Ведь не только «Комсомолец» трагически завершил свое существование. Российский военно-морской флот за историю его подводных сил потерял немало субмарин. Одни подводные лодки погибли в годы Великой Отечественной войны от действий противника, другие затонули по разным причинам уже в мирное время.
За более чем сто лет существования российского подводного флота можно назвать немало катастроф, в которых российские и советские субмарины гибли, часто вместе с экипажами. Первая в отечественной истории катастрофа подводной лодки произошла 29 июня 1904 года. Во время учебного погружения затонула боевая подводная лодка «Дельфин». Тогда погибли 24 матроса и исполнявший обязанности командира подводной лодки лейтенант Анатолий Черкасов. Еще 12 членам экипажа удалось спастись.
Серьезными испытаниями для отечественного подводного флота стали Первая и Вторая мировые войны, в которых российские и советские подводники принимали самое активное участие. Уже во время Первой мировой войны подводный флот участвовал в морских сражениях, погибло 29 подводных лодок (вместе с данными по Гражданской войне).
В годы Великой Отечественной войны советский подводный флот лишился 101 подводной лодки. В послевоенный период отечественной истории главной причиной гибели советских, а затем и российских подводных кораблей оставались пожары, взрывы, технические неисправности, попадание воды в подводную лодку.
Подводник – это та профессия, представители которой и в мирное время ходят в боевые походы и ежедневно, находясь в море, рискуют своими жизнями. Не счесть, сколько матросов и старшин, мичманов и офицеров советского и российского подводного флота уже в мирное время не вернулись из походов. Так, 8 марта 1968 года, более пятидесяти лет назад, погибла советская дизельная подводная лодка К-129, входившая в состав Тихоокеанского флота СССР. Погиб весь экипаж субмарины – 98 человек, в том числе и командир подводной лодки капитан 1-го ранга Владимир Иванович Кобзарь.
49 лет назад, 12 апреля 1970 года, в Атлантическом океане, а если быть точным – в Бискайском заливе, на глубине более 4500 метров затонула советская атомная подводная лодка К-8, возвращавшаяся на базу с учений «Океан». Катастрофа с К-8 стала первой потерей молодого советского атомного подводного флота. Субмарина погибла в результате пожара, который вспыхнул одновременно в нескольких отсеках подводной лодки.
По счастливой случайности, несмотря на сильный шторм, на помощь подводникам подоспел болгарский теплоход «Авиор». В результате спасательной операции удалось спасти менее половины экипажа. Тогда, в катастрофе К-8, погибли 52 подводника, включая и командира субмарины. Командиру подводной лодки капитану 2-го ранга Всеволоду Борисовичу Бессонову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Экипажу атомной подводной лодки К-219, входившей в состав Краснознаменного Северного флота, повезло больше. 4 сентября 1986 года К-219 вышла из порта Гаджиево, к которому была приписана, в сторону побережья США. Там лодке предстояло нести патрульную службу. На борту субмарины находилось 15 ядерных ракет. Командовал подводной лодкой в ее последнем походе капитан 2-го ранга Игорь Британов.
Вскоре после погружения в ракетном отсеке открылась течь, но офицер по ракетному вооружению не доложил об этом командиру лодки, боясь понести ответственность за возвращение субмарины на базу. 3 октября 1986 года на подводной лодке К-219 произошёл взрыв баллистической ракеты в одной из шахт. Матрос Сергей Преминин смог вручную опустить компенсирующие решетки в помещении реактора, ценой собственной жизни предотвратив масштабную ядерную катастрофу.
Атомная подводная лодка К-219 затонула 6 октября 1986 года. Большую часть экипажа субмарины удалось спасти. Погибли четыре человека – капитан 3-го ранга Александр Петрачков, командовавший БЧ-2 субмарины, матросы Сергей Преминин, Николай Смаглюк, машинист Игорь Харченко. Уже после возвращения в Советский Союз умерли еще четыре человека – капитан 3-го ранга В. Марков, капитан-лейтенант В.Карпачев, капитан 2-го ранга И.Красильников, старшина 1-й статьи Р. Садаускас. Командира подводной лодки капитана 2-го ранга Игоря Британова уволили из рядов Военно-морского флота СССР без права ношения военно-морской формы.
Куда более масштабной катастрофой была гибель подводной лодки «Комсомолец», в честь о которой и отмечается 7 апреля День памяти погибших подводников.
12 августа 2000 года в Баренцевом море произошла новая страшная катастрофа – погибла атомная подводная лодка К-141 «Курск», входившая в состав Северного флота ВМФ России. За два дня до гибели, 10 августа 2000 года, субмарина вышла в море для выполнения своего последнего, как оказалось, учебно-боевого задания.
Командовал подводной лодкой капитан 1-го ранга Геннадий Петрович Лячин – опытнейший моряк, принявший свою первую подводную лодку еще в 1988 году – за двенадцать лет до трагедии «Курска». Впоследствии, уже после катастрофы, Геннадий Петрович посмертно был награжден высоким званием Героя Российской Федерации.
Во время нахождения в море 12 августа на атомной подводной лодке прогремел взрыв, после чего начался пожар. Он привел к детонации боезапаса и разрушению нескольких отсеков субмарины, вследствие чего «Курск» затонул. Весь экипаж «Курска» — 118 человек – погиб. Не спасся никто!
— эти слова песни «Капитан Колесников» известного российского музыканта, лидера группы «ДДТ» Юрия Шевчука посвящены именно гибели подводной лодки «Курск».
27-летний капитан-лейтенант Дмитрий Колесников служил на «Курске» командиром турбинной группы дивизиона движения (7-й отсек АПРК). Когда затонула подводная лодка «Курск», он написал записку своей жене Ольге. И именно эта записка опровергла официальную версию о том, что весь экипаж субмарины погиб в результате взрыва. Люди оставались на затопленном «Курске» и некоторое время еще были живы, но их никто не спас.
23 августа 2000 года в России был объявлен День общенационального траура в память о трагедии на подводной лодке «Курск». Гибель атомной субмарины со всем экипажем стала одной из самых страшных катастроф в истории российского подводного флота. Даже во время гибели «Комсомольца», в честь которого отмечается День памяти погибших подводников, трети личного состава экипажа удалось спастись, с «Курска» же не спасся никто.
По официальной версии, главной причиной катастрофы на «Курске» стал взрыв торпеды в носовом отсеке атомной подводной лодки. Причиной взрыва, согласно результатам расследования, проведенного специалистами Главной военной прокуратуры РФ, стала утечка компонентов топлива торпеды (пероксид водорода). Стоит отметить, что еще до катастрофы «Курска» торпеды, использовавшиеся на субмарине, считались опасными, но командование ВМФ не спешило снимать их с вооружения.
Гибель «Курска» породила множество вопросов общественности и экспертов к командованию ВМФ и руководству страны, был выдвинут целый ряд самых разнообразных версий. Но какое это имеет значение, когда из боевого похода не вернулись 118 молодых и здоровых мужчин – гордость российского Военно-морского флота.
Подводный флот – один из важнейших компонентов обороны нашей страны. Советские, а затем и российские подводные лодки, особенно атомные субмарины, всегда вызывали уважение и трепет у вероятного противника. Но главное на флоте, как и в армии – человеческий фактор. А подводники – это люди особые, особого класса, которые не просто отличаются самоотверженностью, смелостью, презрением к опасности, но и имеют превосходное образование, являются специалистами самого высокого уровня в сложнейших областях техники.
Служба на подводных лодках – опасна и сопряжена с регулярным риском, с возможностью страшной, мученической смерти под водой. Тем не менее, конкурс в военно-морские учебные заведения, где готовят офицеров-подводников, остается стабильно высоким. Многие молодые люди мечтают попасть служить по контракту в экипажи подводных лодок. Это связано не только с высокой оплатой – моряки-подводники остаются элитой ВМФ России и отношение к ним в обществе соответствующее.
В День памяти моряков-подводников вспомним еще раз всех мужественных и достойных людей, отдавших свои жизни, находясь на службе Отечеству. Вечная им память, героям прошлого и настоящего!
Дата 7 апреля в качестве памятного дня была установлена приказом Главнокомандующего ВМФ РФ от 19 декабря 1995 года в память о трагической гибели подводной лодки «Комсомолец». Напомним, что атомная подводная лодка Краснознаменного Северного флота К-278 «Комсомолец» затонула как раз 7 апреля 1989 года. В этом году исполняется тридцать лет со дня гибели «Комсомольца».
На момент катастрофы атомной подводной лодке «Комсомолец» было всего чуть более пяти лет. АПЛ К-278 была построена в Северодвинске и спущена на воду в августе 1983 года. Субмарина отличалась прекрасными по тем временам характеристиками, имела сверхпрочный корпус из титана, позволявший лодке погружаться на 1020 метров. Лодка была вооружена шестью торпедными аппаратами. В 1984 г. К-278 включили в состав Северного флота, а в феврале 1989 года, за два месяца до гибели, приказом главкома ВМФ СССР АПЛ К-278 получила наименование «Комсомолец».
В апреле 1989 года атомная подводная лодка возвращалась с боевого дежурства в нейтральных водах Норвежского моря. 7 апреля в одном из отсеков субмарины начался пожар, отсек выгорел полностью, вследствие чего разгерметизировались системы сжатого воздуха. Экипаж «Комсомольца» сражался за жизнь свою и лодки в течение шести часов после всплытия. Но спастись морякам так и не удалось. Разгерметизация корпуса подводной лодки и поступление забортной воды привели к затоплению отсеков и, в конечном итоге, к затоплению самой лодки. Подводная лодка «Комсомолец» затонула на глубине 1680 метров в 180 километрах к юго-западу от острова Медвежий.
В результате катастрофы погибло 42 моряка — большая часть экипажа субмарины, состоявшего из 69 человек. Среди погибших был и командир подводной лодки капитан первого ранга Евгений Ванин. Тридцать три подводника упокоились на дне Норвежского моря, лишь девять тел удалось поднять и похоронить на берегу. Еще 27 подводников были спасены прибывшей к месту крушения лодки плавучей базой рыбопромыслового флота «А.Хлобыстов». И погибшие (посмертно), и спасшиеся моряки были удостоены ордена Красного Знамени за проявленные в критической ситуации мужество и героизм.
Имена моряков, погибших в результате катастрофы на «Комсомольце», увековечены на специальной мемориальной доске, которая установлена в Николо-Богоявленском морском соборе. Там находятся доски в память о погибших моряках с других подводных лодок. Ведь не только «Комсомолец» трагически завершил свое существование. Российский военно-морской флот за историю его подводных сил потерял немало субмарин. Одни подводные лодки погибли в годы Великой Отечественной войны от действий противника, другие затонули по разным причинам уже в мирное время.
За более чем сто лет существования российского подводного флота можно назвать немало катастроф, в которых российские и советские субмарины гибли, часто вместе с экипажами. Первая в отечественной истории катастрофа подводной лодки произошла 29 июня 1904 года. Во время учебного погружения затонула боевая подводная лодка «Дельфин». Тогда погибли 24 матроса и исполнявший обязанности командира подводной лодки лейтенант Анатолий Черкасов. Еще 12 членам экипажа удалось спастись.
Серьезными испытаниями для отечественного подводного флота стали Первая и Вторая мировые войны, в которых российские и советские подводники принимали самое активное участие. Уже во время Первой мировой войны подводный флот участвовал в морских сражениях, погибло 29 подводных лодок (вместе с данными по Гражданской войне).
В годы Великой Отечественной войны советский подводный флот лишился 101 подводной лодки. В послевоенный период отечественной истории главной причиной гибели советских, а затем и российских подводных кораблей оставались пожары, взрывы, технические неисправности, попадание воды в подводную лодку.
Подводник – это та профессия, представители которой и в мирное время ходят в боевые походы и ежедневно, находясь в море, рискуют своими жизнями. Не счесть, сколько матросов и старшин, мичманов и офицеров советского и российского подводного флота уже в мирное время не вернулись из походов. Так, 8 марта 1968 года, более пятидесяти лет назад, погибла советская дизельная подводная лодка К-129, входившая в состав Тихоокеанского флота СССР. Погиб весь экипаж субмарины – 98 человек, в том числе и командир подводной лодки капитан 1-го ранга Владимир Иванович Кобзарь.
49 лет назад, 12 апреля 1970 года, в Атлантическом океане, а если быть точным – в Бискайском заливе, на глубине более 4500 метров затонула советская атомная подводная лодка К-8, возвращавшаяся на базу с учений «Океан». Катастрофа с К-8 стала первой потерей молодого советского атомного подводного флота. Субмарина погибла в результате пожара, который вспыхнул одновременно в нескольких отсеках подводной лодки.
По счастливой случайности, несмотря на сильный шторм, на помощь подводникам подоспел болгарский теплоход «Авиор». В результате спасательной операции удалось спасти менее половины экипажа. Тогда, в катастрофе К-8, погибли 52 подводника, включая и командира субмарины. Командиру подводной лодки капитану 2-го ранга Всеволоду Борисовичу Бессонову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Экипажу атомной подводной лодки К-219, входившей в состав Краснознаменного Северного флота, повезло больше. 4 сентября 1986 года К-219 вышла из порта Гаджиево, к которому была приписана, в сторону побережья США. Там лодке предстояло нести патрульную службу. На борту субмарины находилось 15 ядерных ракет. Командовал подводной лодкой в ее последнем походе капитан 2-го ранга Игорь Британов.
Вскоре после погружения в ракетном отсеке открылась течь, но офицер по ракетному вооружению не доложил об этом командиру лодки, боясь понести ответственность за возвращение субмарины на базу. 3 октября 1986 года на подводной лодке К-219 произошёл взрыв баллистической ракеты в одной из шахт. Матрос Сергей Преминин смог вручную опустить компенсирующие решетки в помещении реактора, ценой собственной жизни предотвратив масштабную ядерную катастрофу.
Атомная подводная лодка К-219 затонула 6 октября 1986 года. Большую часть экипажа субмарины удалось спасти. Погибли четыре человека – капитан 3-го ранга Александр Петрачков, командовавший БЧ-2 субмарины, матросы Сергей Преминин, Николай Смаглюк, машинист Игорь Харченко. Уже после возвращения в Советский Союз умерли еще четыре человека – капитан 3-го ранга В. Марков, капитан-лейтенант В.Карпачев, капитан 2-го ранга И.Красильников, старшина 1-й статьи Р. Садаускас. Командира подводной лодки капитана 2-го ранга Игоря Британова уволили из рядов Военно-морского флота СССР без права ношения военно-морской формы.
Куда более масштабной катастрофой была гибель подводной лодки «Комсомолец», в честь о которой и отмечается 7 апреля День памяти погибших подводников.
12 августа 2000 года в Баренцевом море произошла новая страшная катастрофа – погибла атомная подводная лодка К-141 «Курск», входившая в состав Северного флота ВМФ России. За два дня до гибели, 10 августа 2000 года, субмарина вышла в море для выполнения своего последнего, как оказалось, учебно-боевого задания.
Командовал подводной лодкой капитан 1-го ранга Геннадий Петрович Лячин – опытнейший моряк, принявший свою первую подводную лодку еще в 1988 году – за двенадцать лет до трагедии «Курска». Впоследствии, уже после катастрофы, Геннадий Петрович посмертно был награжден высоким званием Героя Российской Федерации.
Во время нахождения в море 12 августа на атомной подводной лодке прогремел взрыв, после чего начался пожар. Он привел к детонации боезапаса и разрушению нескольких отсеков субмарины, вследствие чего «Курск» затонул. Весь экипаж «Курска» — 118 человек – погиб. Не спасся никто!
Курск могилой рваною дернулся, застыл.
На прощение разрубил канаты ржавых жил.
Над водою пасморно, чайки, корабли.
На земле подлодка спит, но как далеко до земли,
На прощение разрубил канаты ржавых жил.
Над водою пасморно, чайки, корабли.
На земле подлодка спит, но как далеко до земли,
— эти слова песни «Капитан Колесников» известного российского музыканта, лидера группы «ДДТ» Юрия Шевчука посвящены именно гибели подводной лодки «Курск».
27-летний капитан-лейтенант Дмитрий Колесников служил на «Курске» командиром турбинной группы дивизиона движения (7-й отсек АПРК). Когда затонула подводная лодка «Курск», он написал записку своей жене Ольге. И именно эта записка опровергла официальную версию о том, что весь экипаж субмарины погиб в результате взрыва. Люди оставались на затопленном «Курске» и некоторое время еще были живы, но их никто не спас.
23 августа 2000 года в России был объявлен День общенационального траура в память о трагедии на подводной лодке «Курск». Гибель атомной субмарины со всем экипажем стала одной из самых страшных катастроф в истории российского подводного флота. Даже во время гибели «Комсомольца», в честь которого отмечается День памяти погибших подводников, трети личного состава экипажа удалось спастись, с «Курска» же не спасся никто.
По официальной версии, главной причиной катастрофы на «Курске» стал взрыв торпеды в носовом отсеке атомной подводной лодки. Причиной взрыва, согласно результатам расследования, проведенного специалистами Главной военной прокуратуры РФ, стала утечка компонентов топлива торпеды (пероксид водорода). Стоит отметить, что еще до катастрофы «Курска» торпеды, использовавшиеся на субмарине, считались опасными, но командование ВМФ не спешило снимать их с вооружения.
Гибель «Курска» породила множество вопросов общественности и экспертов к командованию ВМФ и руководству страны, был выдвинут целый ряд самых разнообразных версий. Но какое это имеет значение, когда из боевого похода не вернулись 118 молодых и здоровых мужчин – гордость российского Военно-морского флота.
Подводный флот – один из важнейших компонентов обороны нашей страны. Советские, а затем и российские подводные лодки, особенно атомные субмарины, всегда вызывали уважение и трепет у вероятного противника. Но главное на флоте, как и в армии – человеческий фактор. А подводники – это люди особые, особого класса, которые не просто отличаются самоотверженностью, смелостью, презрением к опасности, но и имеют превосходное образование, являются специалистами самого высокого уровня в сложнейших областях техники.
Служба на подводных лодках – опасна и сопряжена с регулярным риском, с возможностью страшной, мученической смерти под водой. Тем не менее, конкурс в военно-морские учебные заведения, где готовят офицеров-подводников, остается стабильно высоким. Многие молодые люди мечтают попасть служить по контракту в экипажи подводных лодок. Это связано не только с высокой оплатой – моряки-подводники остаются элитой ВМФ России и отношение к ним в обществе соответствующее.
В День памяти моряков-подводников вспомним еще раз всех мужественных и достойных людей, отдавших свои жизни, находясь на службе Отечеству. Вечная им память, героям прошлого и настоящего!
- Автор:
- Илья Полонский
Свежие комментарии