На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 390 подписчиков

Свежие комментарии

  • В С
    В ближайшем будущем этот вопрос потребует серьёзного решения.Передел мира: Пут...
  • Ильдус Мамлеев
    Посмотрим, что будет через две недели.Британия на порог...
  • Олег Едаменко
    МВД - самая коррумпированная структура в стране. Пустили козла в огород....Началось?

Продолжаем нефтегазовый отсчёт


Факторы роста

Несмотря на развитие альтернативной энергетики и ожидаемый, а скорее всего, почти неизбежный ренессанс энергетики атомной, мир ещё долго не сможет обходиться без нефти и газа. Но нынешний ценовой кризис, пока ещё не переросший в глобальный энергетический – во многом рукотворный.

В этом нет никаких сомнений, хотя он и вызван сразу несколькими факторами. Но слишком уж подозрительно синхронно они сошлись осенью 2021 года. Это время многими обозначалось как финал масштабного коронабесия, однако кто-то, по всей видимости, считает, что кончать с Covid-19 пока рано.

В таком случаем, нечего и страдать по поводу проблем в энергетической сфере. Рост экономики, невзирая на все навязанные миру пандемические трудности, так не хочется принимать как данность, тем более что в лидеры вырываются совсем не те, на кого когда-то были сделаны ставки.

Индия и Китай – это первые и важнейшие из факторов, повлиявших на ситуацию с ценами, как на нефть, так и на газ. На рост и нефтяных, и газовых цен, на наш взгляд, сильнее всего влияет именно спрос с их стороны, нарочито оторванный от разного рода санкций и договорённостей ОПЕК.

Вторым фактором мы считаем отрыв, причём, похоже, окончательный, газовых цен от нефтяных.

Тут требуется некоторое пояснение, так как исторически нефтью и газом в мире торгуют совершенно по-разному.

Так, сейчас вся пресса, как, впрочем, и солидные эксперты, истерично комментируют рост биржевых цен на голубое топливо. Забывая при этом, что едва ли не 80 процентов его продаётся отнюдь не через биржи и иного рода торговые площадки, а по долгосрочным и, как правило, жёстко фиксированным контрактам.

Это примерно то, что так сейчас взбесило украинское руководство во взаимоотношениях с Венгрией, которая без лишних сомнений отказала незадачливым газовикам из «незалежной» в так называемом виртуальном реверсе.

Как тут не согласиться с Юлией Тимошенко, бывшей киевской газовой принцессой, пусть даже и отправленной ныне в политический утиль?

Это она, а не кто-то иной, традиционно числилась самым жёстким из оппонентов, как газпромовских менеджеров, так и российского руководства.


Фото: European People's Party / flickr.com

И это она буквально на днях назвала восьмикратное превышение газовых цен над себестоимостью голубого топлива на Украине скандалом огромного масштаба.

На таком фоне факторы «Северного потока», договорённостей ОПЕК и пресловутого истощения европейских газовых хранилищ после непростой зимы 2020–2021 годов ваших авторов, увы, не впечатляют. Как не впечатляют и отсылы к аварии на газпромовском заводе под Новым Уренгоем.

Зато имеет место куда более реальное влияние на ситуацию с ценами такого пикантного мотива, как масштабный блеф США по поводу поставок в Европу СПГ (сжиженного природного газа). Европа теперь может только радоваться, что не успела выстроить сотни приёмных терминалов.

И этот штатовский блеф, напомним, и стал одним из катализаторов развёрнутой ещё республиканской администрацией Дона Трампа санкционной кампании. Обратите внимание, что при президенте-демократе Джо Байдене никто и не подумал её сворачивать.

Есть ли жизнь без нефти?


Продолжаем нефтегазовый отсчёт
Фото: crudeoildaily

Едва ли не впервые в истории нефть стала сильно дорожать только после того, как взлетели цены на газ. Обычно было совсем иначе – как раз всякого рода нефтяные кризисы были стимулом к росту стоимости газа. Но на дворе не просто XXI век и третье тысячелетие, а только-только начинающаяся постпандемическая эпоха.

Напомним, страны-члены ОПЕК+ ещё летом пошли на увеличение и добычи, и экспорта нефти, чтобы сбить цену на неё и снизить давление на мировую экономику. Но в прошлом-то году ОПЕК и примкнувшие в нему, в том числе Россия, сокращали добычу аж на 10 млн баррелей в сутки.

Однако в то, что «скорее всего, всё закончится потом резким обвалом», как говорят некоторые аналитики, верится как-то с трудом. Даже с учётом того, что многие альтернативы нефти и газу становятся сейчас экономически куда более привлекательными.

Не забудем, что в мире за последние десятилетия накопилось слишком мощное движение в пользу отказа от невозобновляемых источников энергии. Среди прочего, такие зелёные, а на наш взгляд – просто «тёмно-зелёные», элегантно завели в тупик немецкую энергетику, где случился глобальный отказ от мирного атома, абсолютно непонятно, кому всё-таки выгодный.

Точно так же заставить власти хотя бы одной европейской страны отказаться от нефти и газа, и даже от угля пока не получается. Грядущая зима вполне может стимулировать и возвращение немцев на ещё не закрытые АЭС. Уже ясно, что в обозримом будущем солнцем и ветром, в плане энергетики, сыт не будешь.

Да и экологического вреда от них, точнее – от ветроэнергетики и солнечных батарей, как выясняется, чуть ли не больше, чем от углеводородов. Однако дело даже не в этом, а в том, что относительно доступной нефти на планете всё-таки не очень много.

Хватит её лет на тридцать-сорок – уже хорошо, но ради замены нефти, в конце концов, можно и за переработку миллиардов тонн пластиковых отходов взяться. Наконец-то. Вот уж где для «зелёных» – необъятное поле деятельности.

Ну а в том, что большой выгоды от высоких цен на нефть нет даже для таких стран, как Россия, наших читателей убеждать не надо. Дорогая нефть – это практически неизбежно дорогой бензин. Со всеми вытекающими.

Да, высокие цены на нефть ведут к укреплению таких национальных валют, как сырьевой рубль.

Но кому сейчас, при закрытых для большинства границах, вообще-то нужен дешёвый доллар или евро?

Есть ли жизнь без газа?



С газом ситуация в мире, если смотреть в будущее, куда более обнадёживающая, чем с нефтью. И к тому же есть очень серьёзные виды на водородную энергетику. Тем не менее бездарно сжигать его – то же самое, что лишать следующие поколения будущего.

На данный конкретный момент положение дел весьма серьёзное.

Из «Газпрома сообщают, что «отставание по заполненности по сравнению с прошлым годом – 22,8 млрд куб. м газа. Восполнено всего 62 % от объема газа, поднятого из ПХГ Европы в прошлом отопительном сезоне».

Российский газовый концерн при этом, несмотря на санкции и трудности с сертификацией «Северного потока-2», продолжает наращивать экспорт газа за рубеж. Но многие специалисты отрасли уже сейчас говорят, что о дешёвом голубом топливе, кажется, можно забыть, причём навсегда.

Биржевые цены на газ в Европе уже поднимались выше 1 000 долларов за тысячу кубометров. Был превышен и исторический максимум весны 2018 года, когда аномальные холода в странах Старого Света привели к небывалому росту и спроса, и цен.

Напомним, что газовые цены начали скакать раньше нефтяных – сразу на выходе из лета. Тогда всех шокировал диапазон цен в 600–700 долларов за тысячу кубометров. Сейчас на повестке дня – уже тысяча долларов.

Газ, повторим, оторвался и, похоже, окончательно от нефти по ценам, но не по спросу. А спрос со стороны азиатских локомотивов экономического роста – Китая и Индии, за спиной у которых ещё и Корея с Малайзией и Индонезией, а ещё и Япония, не снижается.

И это несмотря даже на все открывшиеся возможности прикупить сырьё в обход санкций. У того же Ирана, Катара и даже Ливии, как бы страшно это кому-то ни казалось. Кстати, китайский и индийский бизнес стали в каком-то смысле спасателями для того же американского СПГ.


Штатовские газовики переориентировались на новые рынки оперативно, на зависть российским, да и некоторым иным. Но надо помнить, что эти рынки всегда были более маржинальными, можно сказать, вообще непредсказуемыми, что тоже сыграло на рост цен.

Возвращаясь же к более актуальной сейчас теме газовых хранилищ, которую мы всё-таки не считаем ключевой, отметим лишь, что в том, что они сейчас не достаточно заполнены, виноваты, прежде всего, их владельцы. Это они минувшим летом отказывались от массовых закупок газа, рассчитывая на то, что вскоре он подешевеет.

Но не подешевел.

И не только из-за проблем «Северных потоков»: и второго, и, как ни странно, первого, который до сих пор не получается использовать по полной. А в основном в силу именно тех факторов, которые уже были приведены в начале статьи.

А платить за плохой менеджмент своих энергетиков приходится европейским потребителям. Это они теперь испытывают негативные последствия отказа европейского газового бомонда от ценообразования на основании долгосрочных контрактов с российским «Газпромом». Венгрия в своё время пошла наперекор всей Европе, подписала серию договоров с «Газпромом», и сегодня ни о чём не беспокоится.
Автор:
Алексей Подымов, Виктор Малышев, д.э.н.
Использованы фотографии:
pronedra.ru, cdn11.img.sputnik.by, gazovik.info
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх