Госдума в третьем, окончательном чтении приняла законопроект о федеральном бюджете на 2022–2024 годы. Обсуждение проходило непросто: левые фракции пытались отстоять расширение расходов на социальную сферу.
Им оппонировал полностью перешедший на сторону министра финансов Антона Силуанова председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Несмотря на громкое сотрясание воздуха, "Единая Россия" без проблем воспользовалась монобольшинством и отклонила все поправки. В итоге наша страна получит бюджет, пролоббированный ведомством Антона Германовича, – стагнационный и недостаточно социально ориентированный.Все последние дни Государственная дума активно рассматривала проект федерального бюджета на 2022–2024 годы. Этот финансовый документ определит основные направления развития нашей страны на ближайшие годы, поэтому неудивительно, что его обсуждение не было будничным. 23 ноября прошло второе, основное чтение законопроекта, на котором развернулись баталии между председателем комитета по бюджету и налогам, единороссом Андреем Макаровым и представителями левых оппозиционных фракций. Либерально-демократическая партия и "Новые люди" от обсуждения фактически отказались (заместитель главы фракции ЛДПР Ярослав Нилов заявил, что их поправки частично были приняты).
Коммунисты – за здоровье
Рассмотрение предложений КПРФ и "Справедливой России – За Правду" в парламенте заняло больше четырёх часов. Коммунисты и эсеры инициировали целый ряд поправок по увеличению социальных расходов. Так, депутат от Компартии Алексей Куринный выразил недовольство по поводу того, что запланированные траты на здравоохранение явно недостаточны. В 2022 году на государственную программу "Развитие здравоохранения" выделят чуть больше 1 триллиона рублей, в 2023-м – 989,5 миллиарда, в 2024-м – около 1 триллиона. Куринный, ссылаясь на экспертов, заявил: выделять следует как минимум на 250 миллиардов больше каждый год, а в идеале – все 500 миллиардов. Народный избранник посетовал на то, что все дополнительные средства, отпускаемые на систему здравоохранения за последние годы, в результате пошли на преодоление пандемии. Глава профильного комитета Макаров выступил решительно против, поскольку, с его слов, благодаря поправкам правительства и "Единой России" расходы по разделу здравоохранения и так вырастут в 2022–2024 годах на 104 миллиарда.
Коллега Куринного по фракции Михаил Матвеев предложил выделить на обеспечение жильём детей-сирот в Самарской области, которую он представляет в высшем законодательном органе власти, 791 миллион рублей, но вновь наткнулся на решительное противодействие председателя комитета по бюджету и налогам. Макаров назвал требование Матвеева "безграмотным" и напомнил: Самарская область является регионом-донором, а их в России меньшинство (всего – 13 субъектов). В обсуждение встрял министр финансов Антон Силуанов, вспомнив о том, что по данному региону остались не законтрактованными 5 миллиардов рублей – из них можно было бы изъять эти деньги.
Справороссы – за образование
Если коммунисты "рубились" за здравоохранение, справороссы боролись за расширение финансирования системы образования. Представитель эсеров Яна Лантратова инициировала повышение расходных статей в этой области на 40 миллиардов рублей, чтобы увеличить заработную плату учителям. На сегодняшний день наблюдается острый дефицит преподавательских кадров, особенно на селе. Причина – низкие зарплаты. По мнению Лантратовой, заработок учителей должен составлять не менее 200% от средней зарплаты в регионе. Реакция господина Макарова была предсказуемой: он назвал поправку эсеров бессмысленным "лозунгом", не учитывающим то, что рост расходов на образование и так запланирован на 15-16% ежегодно.
Вообще Андрей Михайлович выполнял своеобразную роль минфиновского цербера, нападая на все попытки оппозиционных депутатов внести поправки в надежде на рост расходных статей, разражался едкими эпитетами в адрес депутатских предложений, называя их "первомайскими лозунгами" (о полном переходе Макарова на сторону Силуанова мы писали в одной из прошлых статей).
Министр финансов у Макарова как за каменной стеной. Берегите его, Антон Германович, а иначе вам на все эти вопросы отвечать,
– иронично заметил спикер Госдумы Вячеслав Володин.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО БЮДЖЕТУ И НАЛОГАМ АНДРЕЙ МАКАРОВ ВО ВРЕМЯ ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ ГОСДУМЫ 23 НОЯБРЯ 2021 ГОДА. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ НИЖНЕЙ ПАЛАТЫ ПАРЛАМЕНТА / АГН "МОСКВА"
Словесная баталия завязалась также между Макаровым и депутатом от "Справедливой России – За Правду" Олегом Ниловым. Справоросс потребовал увеличить траты на охрану школьных учреждений и обеспечить бесплатным горячим питанием всех школьников, а не только учащихся младших классов, а также выделить 50 миллиардов рублей на помощь детям с тяжёлыми заболеваниями. Глава профильного комитета назвал такое предложение некрасивым пиаром и вспомнил, что в начале текущего года решением президента Владимира Путина был создан благотворительный фонд "Круг добра". Его бюджет оценивается в 40 миллиардов рублей.
Но ведь к этой теме так хочется прикоснуться. А как прикоснуться? Просто сказать: я предлагаю не 40 миллиардов, а 50,
– съязвил в отношении Нилова представитель правящей партии.
Впрочем, сопротивление левых фракций предсказуемо было сломлено монолитным большинством. За принятие федерального бюджета проголосовали 344 депутата, против – 76, воздержались четверо, не голосовали 26 человек. Полностью поддержали законопроект "Единая Россия", ЛДПР и "Новые люди", выступили против КПРФ и "Справедливая Россия – За Правду" (единственный проголосовавший "за" от левого фланга парламента – эсер Анатолий Аксаков).
Что не так с бюджетом?
После прохождения второго чтения практически ни у кого не оставалось сомнений, что федеральный бюджет примут в техническом третьем. Так и произошло, причём фракционный расклад при финальном голосовании существенно не изменился (337 "за", 79 "против", 1 воздержался). Как же сверстали его наши парламентарии при участии Министерства финансов? Мягко говоря, не очень. Главный недостаток в том, что это не бюджет развития, а бюджет стагнации. Ранее мы уже писали про катастрофические последствия от повышения планки ликвидной части Фонда национального благосостояния с 7% до 10%. Это решение, пролоббированное Антоном Силуановым, изымет из экономики 7 триллионов рублей, которые вместо работы на развитие национального хозяйства будут фактически заморожены под надуманным предлогом.
Экономист Валентин Катасонов убеждён: нормальный бюджет должен быть сбалансированным, иначе это чревато плохими последствиями. Об этом он заявил в комментарии телеканалу Царьград.
"Меня всегда удивляли проекты бюджетов либо с большим дефицитом, либо с большим профицитом. Я об этом много говорил и писал, что несбалансированный бюджет – это, мягко говоря, халатность, непрофессионализм. А зачастую это и признаки каких-то преступных замыслов. Потому что, как вы сами понимаете, дефицит – это всегда какие-то кредиты, проценты, которые, как правило, оказываются за пределами бюджета. С профицитом то же самое. Профицит означает, что где-то размещаются избыточные средства, имеет место определённая сделка с банками, но в данном случае банки выступают уже не как кредиторы, а как институты, открывающие депозиты для этих самых казённых денег. Так что в обоих случаях я вижу признаки злоупотреблений. К сожалению, прокуратура и Счётная палата очень слабо обращают внимание на это. В большинстве случаев, полагаю, вполне можно обходиться без этих дисбалансов. То есть бюджет у нас должен быть абсолютно сбалансированным. В Советском Союзе практически все бюджеты за все года существования были именно сбалансированными".
По мнению Катасонова, повышение прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, о котором бодро рапортовали все эти дни парламентарии от правящей партии, едва ли станет серьёзным подспорьем для простых граждан:
Эти деньги – смешные суммы. Россия – уникальная страна, где есть и прожиточный минимум, и МРОТ. Это какая-то шизофрения. Я другой такой страны не знаю.
Что с того?
Действительно, радоваться профициту в нынешних условиях просто глупо. Достаточно обратить внимание на то, что Минфин не остановился на повышении планки ликвидной части ФНБ, а выбил к тому же секвестирование расходов на поддержку национальной экономики. Траты по этой статье урежут на 152 миллиарда рублей. Финансирование атомной энергетики сократят на 32 миллиарда, космической программы – на 40 миллиардов, программы развития фармацевтики – на 4,6 миллиарда, радиоэлектронной промышленности – почти на 13 миллиардов. Государственная целевая программа развития авиационной промышленности урезается втрое (!) – со 113 до 42 миллиардов рублей. Госпрограмма "Экономическое развитие и инновационная экономика", инициированная Минэкономразвития, схлопывается в шесть раз – с 694 до 123,5 миллиарда.
Таким образом, под нож пошли самые передовые и перспективные отрасли производства, которые могли бы преобразить облик нашего национального хозяйства, сыграть важную роль в её диверсификации. Вся деятельность системных либералов выражена в этом парадоксе: бюджет профицитный, золотовалютные резервы разбухли донельзя (по состоянию на 12 ноября 2021 года – 626,2 миллиарда долларов, в том числе ФНБ – порядка 198 миллиардов), а средств на развитие реального сектора экономики, включая прорывные высокотехнологичные отрасли, почему-то не находится. Да и социалка хромает на обе ноги.
Свежие комментарии