На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 290 подписчиков

Свежие комментарии

  • Z Muliphein
    У меня муж плохо ходит и почти ничего не видит. Инвалид. Но 80 кг веса. Я вешу 58 кг. Я не представляю, какой рюкзак ...ЕСЛИ ПОПАЛ ПОД ОБ...
  • Владимир Петров
    Человек  - легенда,даже не верится ,что один человек совершил столько подвигов и на военном поприще и на гражданском...Ученый, трижды не...

«Северный лев» Густав II Адольф


Когда речь заходит о великих шведских королях и полководцах, прежде всего, вспоминают Карла XII. Однако, если оценивать деятельность этого короля объективно и непредвзято, неминуемо придется сказать, что и главой государства, и стратегом, и дипломатом он был просто никудышным.

Не отрицая его таланта военачальника и личной храбрости, следует признать, что, получив власть в благополучном и сильном государстве, Карл XII абсолютно бездарно распорядился его ресурсами. Впустую растратил силы шведского народа, который просто надорвался и вынужден был отойти на задворки европейской истории. Между тем, у шведов был другой герой, который гораздо менее известен за пределами этой страны. Наполеон ставил его в один ряд с шестью другими величайшими полководцами мировой истории (список, конечно, субъективный, так как в него не вошли, например, Чингисхан, и Тимур). Речь идёт о Густаве II Адольфе из династии Васа.


Erik Fredrirsen. Portrait of Gustav II Adolf

Именно он заложил фундамент будущего могущества Швеции, создал по-настоящему грозную армию, а придуманная им линейная тактика широко использовалась всеми европейскими армиями вплоть до середины XVIII столетия. Этот король погиб на поле боя в возрасте 38 лет, но мало кто из других монархов и полководцев того времени оказал столь мощное и долговременное влияние на развитие Европы. Современники восхищались Густавом II, называя его «Северным львом». А итальянские наемники шведской армии (да, были и такие) дали ему прозвище «Золотой король» – за светлые, даже слегка рыжеватые (с золотым отливом) волосы.

А вот «Снежный король» – это презрительное прозвище, которое Густаву Адольфу дали недоброжелатели: заявляли, что, вступив в Германию, его войско растает подобно снегу под солнцем.

Ранние годы жизни Густава Адольфа


Этот мальчик родился в 1594 году и оказался первым выжившим ребенком в семье шведского короля Карла IX.


Karl IX, konig von Schweden

Два имени, которые принц получил при рождении, были даны ему в честь дедов: по отцовской и материнской линиям. Его родственниками по матери были правящие князья Мекленбурга, Пфальца, Гессена и некоторых других германских земель. Родственником (и заклятым врагом) был и король Речи Посполитой Сигизмунд III Васа.

В Швеции в то время боролись между собой две непримиримые партии – католики и сторонники Реформации. Карл IX поддерживал протестантов, а многие шведские аристократы оказались католиками, помощь которым предоставлял польский король Сигизмунд III – двоюродный брат короля Швеции. Протестантом стал и будущий король Густав Адольф. Любопытно, что родным языком принца был не шведский, а немецкий, так как немкой была его мать – кронпринцесса Кристина Гольштейн-Готторпская. Родом из Германии были и многие придворные королевы.

К воспитанию наследника Карл IX подошел очень ответственно. Учителями принца стали не только самые образованные люди страны, но также учёные иностранцы, каждый из которых разговаривал с Густавом только на своем языке. В результате молодой принц свободно говорил также на голландском, французском, итальянском языках, владел латынью. Позже он выучил также русский и польский языки.

По свидетельству современников, больше всего ему нравилась история, которую он называл «наставницей жизни». Он даже начал писать труд по истории Швеции, особое место уделяя правлению деда – Густава I Васы.

Из других предметов принц выделял математику и смежные с ней дисциплины, в том числе – фортификацию.

Организацией учебы принца и его воспитанием руководил выдвинувшийся благодаря своим способностям простолюдин Йохан Шютте.


Йохан Шютте, в будущем – канцлер Упсальского университета, генерал-губернатор Лифляндии, Ингрии и Карелии

Он же потом выполнял многие деликатные дипломатические поручения короля (например, вел переговоры о женитьбе Густава на Елизавете Стюарт (женился Густав Адольф, в конце концов, на Марии Элеоноре Бранденбургской).

А бессменным канцлером этого короля стал Аксель Оксеншерна, сохранивший свой пост и при дочери Густава Кристине.


Якоб Генрих Эльбфас. Портрет Акселя Оксеншерны

Именно он фактически руководил Швецией, определяя и внешнюю, и внутреннюю политику этой страны. У Густава Адольфа хватило ума не мешать ему. Фактически король был военным министром и главнокомандующим при канцлере Оксеншерне.

Будучи зачислен в гвардию в возрасте 11 лет, принц относился к своим обязанностям очень серьезно, не гнушаясь близким общением не только с офицерами, но и с рядовыми солдатами. Это уже тогда снискало ему немалую популярность в армии. Подобно Карлу XII, Густав отличался физической силой, прекрасно владел всеми видами оружия, но не брезговал работать и саперной лопатой. В будущем он мог совершать длительные марши со своими солдатами, не слезать с седла в течение 15 часов, идти целый день по снегу или грязи. Но, в отличие от Карла XII, Густав любил хорошо поесть и потому быстро растолстел. В детстве и юности – сильный и ловкий, после 30 лет этот король стал неповоротливым и неуклюжим. Но любовь к военному делу осталась прежней.


Густав Адольф в польском жупане. Портрет Маттеуса М. Старшего

Ниже вы увидите исключительно честный портрет Густава II Адольфа и его жены Марии Элеоноры, сделанный в 1632 году:


Согласитесь, контраст между супругами просто разительный. У молодого мужчины – ожирение брюшного типа и явные признаки метаболического синдрома. И дело, наверное, не только в переедании. По некоторым сведениям, в последние годы король испытывал постоянную жажду, и потому некоторые исследователи полагают, что он страдал сахарным диабетом.

При этом, в отличие от того же Карла XII, Густав Адольф не сторонился женщин. До женитьбы он имел несколько связей, одна из которых закончилась рождением сына, получившего имя Густав Густавесон.

Короля отличала любовь к одежде красного цвета, по которой его легко было узнать на поле боя.

К государственным обязанностям Густав Адольф также приобщаться начал очень рано – с 11 лет: участвовал в заседаниях риксдага и кабинета министров, присутствовал на приемах для иностранных послов.

В 1611 году, в возрасте 17 лет, принц впервые принял участие в боевых действиях: возглавил один из отрядов во время осады датской крепости Христианополь.

Первые годы правления Густава Адольфа


В 1611 году умер его отец. Согласно законам шведского королевства, на престол наследник мог вступить лишь по достижении возраста 24-х лет. Однако Густав Адольф уже был так популярен в народе, что риксдаг отказался назначать регента. Власть нового короля все же несколько ограничили: новые законы он мог принимать только с согласия сословий Швеции, а на высшие должности назначать исключительно лиц дворянского происхождения. Шютте посоветовал принцу согласиться, заявив, что от этих условий он, по мере укрепления его власти, сможет избавиться.


Риксдалер с портретом Густава II Адольфа

Между тем международное положение Швеции было весьма сложным. В это время она вела войны с Данией и Россией. Да и с Польшей, королем которой был претендовавший на шведский престол Сигизмунд III, мира тоже не было.

Данией в те годы успешно правил король Кристиан IV. Ещё при жизни Карла IX пала шведская крепость Кальмар. А 24 мая 1612 года датчане захватили стратегически важный порт Эльфсборг в проливе Каттегат. Датский флот уже угрожал Стокгольму. С большим трудом, при посредничестве Пруссии, Англии, и Голландии с Данией был заключён мир. Из захваченных датчанами городов вернуть удалось лишь Эльфсборг, за который пришлось заплатить миллион риксдалеров.

Во время войны с датчанами молодой король в первый раз серьезно рисковал жизнью: едва не утонул, упав в реку с лошади.

После заключения мира с Данией Густав Адольф смог сосредоточиться на войне с Россией, которая находилась в тяжелейшей ситуации, переживая «Смутное время».

Ещё в 1611 году шведы захватили Корелу, Ям, Ивангород, Гдов и Копорье. Затем пал Новгород. Одно время Карл IX даже рассматривал возможность посадить своего младшего сына Карла Филиппа на московский престол – и он считался вполне реальным претендентом. Однако новый король Густав Адольф решил просто присоединить новгородские земли к Швеции.

Но между шведскими владениями в Прибалтике и Новгородом находился все еще российский Псков. В 1615 году Густав Адольф большими силами осадил этот город, который защищали всего 1500 солдат воеводы Василия Морозова и около 3000 «посадских людей». А в шведской армии насчитывалось более 16 тысяч солдат и офицеров. Осада, сопровождаемая взаимными артиллерийскими обстрелами, шведскими попытками штурма и вылазками обороняющихся, длилась два с половиной месяца.

Наконец, шведы пошли на решительный штурм и даже смогли захватить часть стены и одну из башен, но, в конце концов, были отбиты с большими потерями. Ещё через две недели шведская армия отошла от Пскова. В результате в декабре 1615 года между Швецией и Россией было заключено перемирие, а в 1617 году подписан и Столбовский мирный договор. Именно тогда Россия потеряла выход к Балтийскому морю, однако вернула захваченные шведами Новгород, Порхов, Старую Руссу, Гдов и Ладогу. Условия этого мирного договора позволяли шведскому королю считать себя победителем.

Через 4 года началась война с Польшей, которая с переменным успехом продолжалась 8 лет. Во время этой войны шведский король дважды был ранен у Данцига.

В конце концов, удалось заключить приемлемый мир, согласно которому Швеция отказывалась от земель в Пруссии и Померании, но оставляла за собой лифляндские территории. Кроме того, польский король Сигизмунд III (также из династии Васа) отказался от претензий на шведский престол и обещал не поддерживать врагов Швеции.

Мечты о колониях


Мало кто знает, что были у Густава Адольфа и мысли о колониальной империи. В 1626 году в королевстве была основана Шведская Южная компания. Уже после гибели этого короля в 1637 году была организована экспедиция в Америку. На берегу реки Дэлавер в 1638 году была основана колония Новая Швеция. Ее столица была названа в честь дочери Густава Адольфа – правящей королевы Кристины.


Карта Новой Швеции


Jacob Heinrich Elbfas. Queen Christine.
Дочери Густава II Адольфа здесь 14 лет и она – королева (с 6 лет, реально править начала с 18-ти). Судьба Кристины настолько необычна, что она и сама могла бы стать героиней отдельной статьи

В 1655 году Новая Швеция перешла под контроль Нидерландов.

Военная реформа Густава II Адольфа


Проведенная королем реформа сделала шведскую армию самой передовой и сильной в Европе. Основу ее составляли не наемники, а свободные шведские и финские крестьяне, набираемые по системе рекрутских наборов: одного новобранца от десяти человек. Полностью отказаться от наемников во время войны Густав Адольф все же не мог. Поэтому в обозах его армии хранились запасы оружия и снаряжения, которое выдавалось периодически нанимаемым солдатам.

Этот шведский король считается создателем линейной тактики построения войск, которая применялась в сражениях вплоть до середины XVIII столетия.

В шведской армии значительно уменьшилось число пикинеров – их количество теперь не превышало трети от всех солдат, остальные были мушкетерами. А в 1632 году появились и отдельные мушкетерские полки. Мушкеты были голландского образца – более лёгкие, с бумажными патронами.

Вместо построений в многотысячные терции и баталии, были организованы бригады, состоявшие из двух или трёх четырехротных батальонов. Уменьшилось число шеренг. Во время стрельбы вместо 10 их было всего три. Появилась лёгкая «батальонная» артиллерия: облегченные пушки пехотинцы Густава Адольфа сами тащили за собой.

Кроме того, шведская армия первой в мире стала практиковать массированный артиллерийский огонь. Другим новшеством было выделение артиллерийского резерва, который мог перемещаться на нужное направление. Важнейшей новацией стал единый калибр артиллерийских орудий, что значительно упростило снабжение шведской армии снарядами.

Конницу Густав Адольф ставил в три шеренги, что увеличило ее подвижность и возможность маневрирования. Атакуя, шведские кавалеристы шли галопом рассыпным строем с дальнейшим нанесением удара холодным оружием.

В других же армиях, хоть в это трудно поверить, кавалеристы чаще всего при атаке, сближаясь, просто обстреливали противника из пистолетов. Затем они отходили, перезаряжали оружие и снова сближались с противником.

Перед боем шведские пикинеры занимали позицию в центре, на флангах располагались мушкетёры и конные части.

Итак, мы подошли к заключительной, очень короткой, но самой яркой части жизни этого незаурядного и талантливого короля. В следующей статье мы поговорим об его участии в Тридцатилетней войне, европейской славе и трагической гибели в битве при Лютцене.
Автор:
Рыжов В. А.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх