На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Nikita Kopitov
    Рано успокаиваться, все эти майданы в Грузии, могут повториться...Экс-президент Гру...
  • Леонид Никитин
    Вот и пускай воюют между собой, за одно еще две страны НАТО столкнутся друг с другом Турция и Франция. Особенно Турка...Ультиматум Алиева...
  • светлана худобина
    только кострация ,может притормозить  это безумие,либо вообще с такими животными нужно прощаться ,они колечат жизни д...Молодому человеку...

Деятельность тыла Северного флота по обеспечению союзных конвоев

Деятельность тыла Северного флота по обеспечению союзных конвоев

Арктические конвои союзников шли из США через Великобританию и Исландию в северные порты СССР. С августа 1941 года по май 1945 года Северный флот принял 42 конвоя, а отправил 36 конвоев (всего было 78 конвоев в составе около 1400 торговых судов), при этом в периоды между июлем и сентябрём 1942 года и мартом и ноябрём 1943 года конвоев не было. Арктические конвои доставили в СССР около половины всей помощи по ленд-лизу 1 [1-3].

Конечными пунктами приёма транспортов союзных арктических конвоев в годы Великой Отечественной войны являлись морские торговые порты городов Мурманска и Архангельска. Организацией погрузочно-разгрузочных работ и отправкой прибывающих морским путём грузов внутрь страны занималось возглавляемое Иваном Дмитриевичем Папаниным специально созданное Управление уполномоченного Государственного Комитета обороны по перевозкам на Севере, в распоряжении которого находились специальные воинские команды и различный транспорт.

На тыл Северного флота и тыл Беломорской военной флотилии были возложены обязанности по всестороннему обеспечению союзных конвоев. Например, тыл флота и тыл флотилии отвечали за качество и сроки выполнения неотложных и аварийных ремонтов боевых кораблей и транспортных судов союзников, за размещение и бытовое обслуживание союзных военно-морских миссий в городах Мурманске и Архангельске и посёлке Полярном. Кроме того, в функции тылов входила обязанность снабжения кораблей и судов союзников топливом, продовольствием, боезапасом, шкиперским и другими видами имущества на обратный путь. Отделы вспомогательных судов оказывали всестороннюю помощь Мурманскому и Архангельскому торговым портам, в том числе в буксировке транспортов к причалам (пирсам) и от причалов (пирсов) на рейд.

31 августа 1941 года, ещё до подписания первого соглашения (протокола) о взаимных поставках между СССР, США и Соединённым Королевством, в Архангельский порт под эскортом британских боевых кораблей прибыл первый караван [3] из шести судов. Команды И.Д. Папанина быстро их разгрузили. Тыл флотилии, в свою очередь, обеспечил корабли и суда союзников всем необходимым. Этот первый благополучный рейс через Северную Атлантику, да ещё в условиях полярного дня, убедительно показал, что такие морские переходы возможны и в будущем, конечно, при условии надёжного охранения караванов боевыми кораблями и авиацией.

13 января 1942 года в Кольский залив в сопровождении боевых кораблей вошёл второй караван союзников из девяти судов. В составе этого каравана из Англии пришёл и наш советский пароход «Декабрист», доставивший 7000 тонн продовольствия и других самых необходимых грузов [4]. Однако разгрузка судов этого каравана показала, что Мурманский торговый порт плохо подготовлен для приёма транспортов. Рабочей силы не хватало, погрузочно-разгрузочные механизмы практически отсутствовали: большую их часть в первые дни войны демонтировали и вывезли в Архангельск или вглубь страны. Между тем навигация в Белом море заканчивалась, и весь поток союзных грузов должен был принять именно Мурманский торговый порт.

Правительство приняло самые срочные меры для исправления сложившегося положения. И.Д. Папанин со своим аппаратом перебазировался из Архангельска в Мурманск и принял на себя непосредственное руководство приёмкой и разгрузкой союзных конвоев. В Мурманск же прибыли заместители наркома внешней торговли СССР Борисов и Крутиков.

После вмешательства правительства торговый порт Мурманска был полностью укомплектован рабочей силой. С целью скорейшей ликвидации последствий воздушных бомбардировок в порту были сформированы восстановительные команды, а все объекты снабжены необходимыми средствами пожаротушения. Следует отметить, что разгрузка и погрузка судов, как правило, происходили под непрерывными ожесточёнными бомбёжками, которые зачастую требовали прерывания работ, спасения материальных ценностей, тушения возникших пожаров, оказания медицинской помощи пострадавшим, а также отвода судов на осушку [4].

В дальнейшем реализованные мероприятия позволили быстро после налётов исправлять причинённые объектам повреждения и вновь, без задержек, приступать к погрузкам и разгрузкам.

Безусловно, на оборудование порта потребовались время, средства, материалы и люди. Механизмы добывали различными путями. Демонтировали с вышедших из строя транспортов, восстанавливали списанные в «утиль» в мирное время за непригодностью краны, стрелы и лебёдки. Постепенно портовый парк пополнялся и новыми подъёмными механизмами, поставляемыми промышленными предприятиями. На первых же порах использовался в основном ручной труд и нередко… проверенная русская «дубинушка».

А союзные конвои продолжали прибывать в порты Мурманск и Архангельск, причём во всё возрастающем количестве. Караваны насчитывали уже десятки транспортов, и все их нужно было в наикратчайшие сроки разгрузить и, не медля ни минуты, погрузить прибывшие грузы в железнодорожные вагоны и отправить по назначению, чтобы ценное и необходимое фронту имущество не погибло на причалах под вражескими бомбами. По окончании разгрузки транспорты нужно было загрузить нашими грузами, предназначенными для союзников. В погрузочно-разгрузочных работах, кроме личного состава специальных воинских команд, находившихся в распоряжении И.Д. Папанина, часто принимали участие и мурманские рабочие.

В 1943 году на помощь Мурманскому торговому порту пришёл личный состав Северного флота [4]. Во исполнение решения Военного совета при тыле флота был сформирован нештатный сводный полк численностью до 3000 человек. Этот полк состоял из прикомандированных к тылу флота матросов, солдат, старшин, сержантов и офицеров береговых частей. Командиром Сводного полка был назначен начальник Транспортного отдела Управления тыла Северного флота инженер-майор М.Г. Романов, начальником штаба – старший лейтенант П.И. Усиков. Сводный полк имел строевую организацию до взвода включительно, вместо отделений в полку были образованы рабочие номерные бригады, которые возглавляли бригадиры из сержантского состава.

В то суровое время зачастую возникали ситуации, требовавшие смелости и инициативы не только от командиров подразделений, занятых на работах в порту, но и от всех руководителей тыла, включая и начальника. Однажды произошёл такой случай. Один из союзных транспортов следовал с грузом досок в Мурманск, где должен был присоединиться к обратному конвою «QP-16». В районе Териберки транспорт подвергся бомбёжке и получил серьёзные повреждения, в том числе получил пробоины в подводной части корпуса. На судне возник пожар. Ликвидировать огонь своими силами команде судна не удалось. Оценив обстановку, капитан принял решение привести горящее судно в Кольский залив и без разрешения командования тыла флота поставил его к причалу, тем самым создав аварийную ситуацию распространения пожара на береговые сооружения. Узнав о случившемся, начальник тылы предложил капитану судна и представителям союзной миссии вывести транспорт на осушку, где с помощью заполнения забортной водой, проникшей вовнутрь судна через пробоины и открытые кингстоны, можно было легко ликвидировать пожар. Однако капитан и представители миссии сочли эту меру рискованной и с целью снятия с себя всякой ответственности за возможные последствия передали транспорт в распоряжение тыла флота, предварительно получив сохранную расписку от начальника тыла.

Сотрудники технического и аварийно-спасательного отделов тыла флота отбуксировали повреждённый транспорт на заранее обследованную и подготовленную водолазами площадку на осушку, укрепили переборки, затопили на приливе трюмы и быстро ликвидировали пожар. После ликвидации пожара из внутренних помещений судна была откачана вода, заделаны все пробоины в корпусе, транспорт заново был загружен необходимыми грузами и с очередным конвоем благополучно отправлен в Англию.

Начальнику, как и многим другим сотрудникам тыла Северного флота и тыла Беломорской военной флотилии, пришлось много заниматься вопросом неотложного и аварийного ремонта боевых кораблей и транспортных судов союзных конвоев. С целью наиболее оперативного руководства этими работами при технических отделах и отделениях тыла были созданы специальные инженерные группы, состоящие из энергичных, инициативных и высококвалифицированных специалистов.

Некоторые корабли нуждались в более серьёзном и длительном ремонте, а время на его проведение, как правило, ограничивалось промежутком между разгрузкой очередного каравана и его отправкой в обратный рейс. В связи с этими обстоятельствами к ремонтным работам привлекались силы всех судоремонтных предприятий тыла и снимались рабочие с других тыловых объектов.

Следует обратить внимание на то, что команды кораблей и экипажи транспортных судов союзников никакого участия в ремонтных работах не принимали. Более того, при угрозе воздушного нападения большинство членов экипажа, захватив с собой запасы еды и питья, матрацы и одеяла, преспокойно уходили далеко в сопки и там без особых хлопот пережидали налёты вражеской авиации. На кораблях же и судах оставались лишь матросы верхней вахты, которые весьма халатно относились к исполнению своих обязанностей. Такая халатность членов экипажей в условиях низких температур воздуха зимой зачастую приводила к разморозке палубных устройств, механизмов и трубопроводов, что также доставляло нашим ремонтникам немало дополнительных забот и хлопот.

Иногда случалось и так, что даже при малейшей угрозе со стороны противника экипаж в полном составе покидал своё судно. Только в 1942—1944 годах кораблями Северного флота было подобрано и спасено пять брошенных судов союзных конвоев, снято с них 40000 тонн ценных грузов. Все эти брошенные суда затем были отремонтированы нами, после чего переданы своим хозяевам [4].

Во время проводки северных конвоев советские моряки часто наблюдали, как американские и английские экипажи оставляли свои суда, едва только возникала угроза их затопления. Бывали случаи, когда моряки бросали свои пароходы вообще без какой-либо видимой причины. Покинутые экипажами транспорты находились на плаву, пока их не топили корабли эскорта. Командование союзных конвоев не пресекало такие действия своих моряков, а оправдывало их тем, что главной задачей является спасение людей, а не грузов. Англичане и американцы не ощущали необходимости в тех условиях рисковать своими жизнями ради каких-то материальных ценностей, тем более что эти грузы предназначались для чужой страны.

Зимой 1943/1944 гг. в Архангельский порт прибыл караван, насчитывающий около 20 судов. Все суда имели серьёзные повреждения гребных винтов. Начальник технического отделения тыла Беломорской флотилии А. Н. Дорофеев вспоминает по этому поводу:

«Корабли попали в ледовые условия, и свои гребные винты превратились в «розетки»: все кромки винтов… по радиусу были загнуты. Капитаны судов и миссия требовали выправить кромки винтов. Однако мы согласиться с этим не могли, потому что с нашими средствами эта работа затянулась бы на долгое время, а самое главное – наступала зима и была угроза заморозить корабли в Архангельске. Английскую миссию убедили в невозможности правки, и она согласилась на обрезку загнутых кромок… Потеряв 2—3 узла хода, корабли своим ходом ушли из Архангельска».

За время Великой Отечественной войны на судоремонтных предприятиях тыла Северного флота и тыла Беломорской военной флотилии, на предприятиях гражданских наркоматов, оперативно подчинённых им, было отремонтировано 296 боевых кораблей и транспортных судов.

Старший офицер Британской военно-морской миссии в Архангельске Монд в ноябре 1942 года писал командованию флотилии о качестве выполненных ремонтных работ следующее [4]:

«Беломорская военная флотилия. Технический отдел.

23 ноября 1942 года. № 88/141.

1. После ухода последних военных кораблей, которые были в этом году в Архангельске, мне хотелось бы отметить хорошую работу Технического отдела Беломорской военной флотилии по ремонту английских кораблей.

2. Почти каждый корабль, заходивший в порт, нуждался в том или ином ремонте. Многие корабли, особенно это относится к тральщику «Хоррнер» и траулеру «Дейнман», требовали довольно большого и длительного ремонта.

3. В каждом случае работа выполнялась и заканчивалась быстро, причём качество работы было первоклассным, удовлетворяющем всем самым высоким требованиям.

4. Такая работа имеет огромное значение для движения конвоев в Северную Россию.

Разрешите выразить Вам от имени Английского адмиралтейства особую признательность и благодарность».

Объём работы тыла по снабжению судов союзных конвоев топливом, продовольствием и другими видами материально-технического обеспечения был довольно велик.

Выполняя соглашение о взаимных поставках, СССР реализовывал так называемую программу обратного ленд-лиза, согласно которой в США и Соединённое Королевство из СССР поставлялись хромированная руда, марганцевая руда, золото, платина, древесина, пушнина, минеральные удобрения и многое другое. Кроме того, в соответствии с этой программой СССР производил бесплатный ремонт союзных боевых кораблей и судов в своих портах и оказывал прочие услуги. Например, бесплатное лечение членов экипажей кораблей (судов) союзников и их полное материальное обеспечение в случае повреждения или гибели корабля (судна) в советских территориальных водах или при стоянке в портах [1].

Транспортные суда союзных конвоев возвращались к себе на родину не пустыми, их трюмы доверху были наполнены лесом, минеральными удобрениями, рудой и другими жизненно необходимыми нашим союзникам в борьбе против общего врага (фашистской Германии) грузами.

Сегодня в исторической литературе при освещении вопроса о ленд-лизе отдельные авторы позволяют себе не вспоминать о существовании обратного ленд-лиза. Между тем 1 октября 1941 года в Москве было заключено соглашение (протокол) о взаимных поставках, а не об односторонней помощи Советскому Союзу со стороны Соединённых Штатов Америки и Соединённого Королевства. Нет сомнений, что поставки союзников по ленд-лизу сыграли свою определённую положительную роль в деле победы СССР над фашистской Германией, однако роль этих поставок в настоящее время фальсификаторы истории Второй мировой войны сильно преувеличивают.

Использованная литература:

1. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В 12 томах. Том 1. Основные события войны. – М.: Военное издательство. 2011. С. 727-737, 933.
2. Курмышов В. М. Северный морской путь накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. // Сборник научных статей Международной научно-практической конференции «Решающий вклад советского народа в разгром фашистской Германии и её союзников в годы Великой Отечественной войны. Правда и вымыслы. – СПб.: МО РФ, ВА МТО, 2015. С. 362-364, 716.
3. Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий». 2007. Статья «Ленд-лиз».
4. Дубровин Н. П. Командую тылом правого фланга. О боевой и повседневной работе тыла Северного флота в годы Великой Отечественной войны (воспоминания заместителя командующего СФ – начальника тыла СФ, рукопись в авторской редакции). – Л., 1985. С. 188-197, 202.

Сноски:

1. Ленд-лиз (от англ. «lend» – давать взаймы и «lease» – сдавать в аренду, внаем) – государственная программа США по оказанию помощи воюющим странам-союзникам по антигитлеровской коалиции. Первое соглашение (протокол) о взаимных поставках (не об односторонней помощи) между СССР, США и Соединённым Королевством было заключено 1 октября 1941 года. Это соглашение действовало до 30 июня 1942 года. Всего в течение войны было пять таких протоколов, четыре во время Великой Отечественной войны и один, названный впоследствии программой, — 17 октября 1944 года, на период войны СССР с милитаристской Японией. Все поставки по ленд-лизу были прекращены 20 сентября 1945 года. США и Великобритания поставляли в СССР вооружение, военную и другую технику, обмундирование, продукты питания, порох, снаряд и мины. Приём поставок по ленд-лизу осуществлялся Наркоматом внешней торговли СССР [1].

2. Иван Дмитриевич Папанин – известный полярник, дважды Герой Советского Союза, начальник Северного морского пути.

3. Этот союзный конвой носил кодовое название «Дервиш». Он доставил гуманитарную помощь от граждан США, не входящую в программу ленд-лиза.

4. Осу́шка – прилегающая к берегу часть поверхности морского дна, освобождающаяся от воды при отливе и заливаемая водой во время прилива, обладающая небольшим уклоном.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх