Атолл Бикини известен двумя вещами: ядерными испытаниями и одноимённым женским купальником. Однако мало кому известно, что Бикини стал местом одного из самых циничных актов геноцида середины 20-го века. Ведь атолл Бикини не был необитаем, на нём благополучно и мирно проживало племя бикинийцев, которые издревле занимались копрой и рыбной ловлей.
Открыт данный атолл был русским мореплавателем Отто Евстафьевичем Коцебу в 1825 году. С тех пор этот атолл, входящий в состав Маршалловых островов, а точнее, цепи Ралик, переходил из рук в руки. Сначала на его территорию посягали испанцы. Позже они продали остров Германии вместе с остальными Маршалловыми островами. В начале 20-го века острова захватили японцы, а в 1944-м году остров Бикини был «освобождён» американцами. По злой иронии судьбы, ни один оккупант не сыграл столь разрушительной роли в жизни Бикини, нежели освободители.
В один безоблачный февральский день 1946-го года, когда туземцы по привычке ловили рыбу и наслаждались тропическим солнцем, на горизонте показались боевые корабли ВМС США. Они не вызвали никакого беспокойства. Бикинийцы были отлично знакомы с американскими моряками, которые годами убеждали их во взаимовыгодной дружбе и союзничестве против милитаристской Японии. Со стороны туземцев этот союз заключался просто в согласии на любые просьбы янки.
На этот раз на пляжный песок ступила нога коммодора Бена Уайетта и его свиты. Среди неё затесался ни много ни мало король Ралик Джеймата. Естественно, это была абсолютно марионеточная и номинальная фигура, которую просто «уважали». А потащил его с собой коммодор по причине деликатности вопроса, который необходимо было решить.
По традиции гостей усадили за импровизированный стол и подали рыбу. После торжественного банкета приступили к делу. Коммодор сначала похвалился перед туземцами, как янки расправились со злобными японцами, сбросив на них две ядерные бомбы. После объяснил «дикарям», что всё это только ради защиты таких скромных народов, как бикинийцы и маршалльцы в целом. И наконец заявил добродушным аборигенам, что за ними придёт «большая лодка» и увезёт отсюда на другой остров, т.к. атолл нужен США, чтобы испытать новую бомбу. Конечно, ради мира на земле.
Островитяне находились в полном оцепенении. Ситуацию усложнял и тот факт, что привезённый багажом король Джемайта считался королём, но на каждом острове был свой вождь, чей голос имел значение. К тому же Бикини для островитян был настоящей и единственной истинной родиной, т.к. большинство туземцев других островов своего архипелага не видели, да особо и не стремились увидеть.
Коммодор дал понять, что пора поработать и свадебному генералу, т.е. королю Джеймате. Король повторил примерно те же слова, напомнив, что американцы умеют быть щедрыми и отблагодарят народ Бикини. А на время им будет предоставлен для проживания другой остров.
Стоит также добавить, что в языке туземцев не было понятия эмиграции, т.е. «отъезда навсегда». Для них любой отъезд являлся временным и предполагал обязательное возвращение, но в эти тонкости янки вникать не желали вообще. И без того слишком много времени «исключительная нация» потратила на каких-то «папуасов». К тому же американцы не были уверены, останется ли «на плаву» атолл Бикини после ядерной бомбардировки.
Наконец, вождь бикинийцев, насчитывавших к тому моменту не более 200 человек, посоветовавшись со старейшинами, согласился на переезд. Да и не было у него выбора. Туземцы были крайне малочисленны, миролюбивы и, конечно, подумать не могли, что большие люди на больших кораблях могут позариться на их клочок рая.
Сначала туземцам предложили два острова: Лае и Уджае, на которых племя должно было поселиться раздельно. Но племя проявило поразительное упорство, заявив, что не желает быть разделённым. Наконец, янки предложили бикинийцам переселиться на Ронгерик, что в 220 км восточнее их дома. Никого не интересовало, что по местным поверьям остров был проклят, рыба там считалась отравленной, а на самом острове обитал злой дух. Предрассудки предрассудками, но уделить немного внимания их источникам тоже никому не пришло в голову.
Старейшины согласились на это. Вскоре у Бикини ошвартовался десантный корабль, и началась погрузка населения. Заблаговременно на Ронгерике отряд сапёров построил для туземцев четыре бассейна для сбора дождевой воды, вырыл пару выгребных ям и установил 26 палаток, на этом и закончили «благоустройство» острова.
На следующий день дрожащие от страха бикинийцы увидели свой новый дом. Американские матросы оказались ещё менее дипломатичными и заботливыми, нежели коммодор Уайетт. Быстро десантировав своих пассажиров на остров, они оставили туземцам запас консервов на пару недель и отбыли обратно в цивилизацию, к красивым машинам, бейсболу и вездесущей коле.
А в это самое время на атолле Бикини разворачивалась операция «Crossroads» («Перекрёсток»). В некогда райскую лагуну атолла загнали десятки кораблей, среди которых были четыре линкора, два авианосца, два крейсера, подводные лодки, десантные корабли и т.д. В роли экипажей этих кораблей выступали свиньи, козы, мыши, крысы и безобидные морские свинки.
Кроме того, до сих пор ведутся споры об основной причине проведения ядерных испытаний на атолле Бикини. Так, помимо устрашения бывшего союзника в лице СССР и добычи некоторых научных данных, американцы, по мнению некоторых историков, решали циничную финансовую «внутриклановую» проблему. В высших кругах США, по обычаю, вели битву за бюджетное финансирование. Фанаты ядерной бомбы из ВВС долго убеждали, что теперь самая дорогая военная игрушка на планете, а именно флот, потерял свой прежний вес, а, следовательно, пора поделить высвободившиеся финансовые ресурсы между другими родами войск.
ВМС с такой постановкой вопроса, конечно, были категорически не согласны. Так и родился план операции «Crossroads», результаты которой должны были доказать важность флота и после появления нового вида оружия. Более того, сам «отец атомной бомбы» Роберт Оппенгеймер назвал операцию «пропагандистской кампанией» ВМС, в которой он как учёный отказался принимать участие.
1 июля 1946 года самая «громкая», во всех возможных смыслах, рекламная кампания в мире состоялась. Испытание «Эйбл» с мощностью бомбы в 23 килотонны подняло над лагуной атолла Бикини свой гриб. А уже 25 июля, увеличив количество целей-мишеней, американцы провели подводный взрыв атомной бомбы. В этот раз повышение радиации зафиксировали почти на всей планете. Однако янки, ныне ярые поборники экологии, занимались всяческими отписками.
Естественно, в эти дни, когда США благополучно загрязняли не только Мировой океан, но и всю атмосферу в целом, о бикинийцах никто и не вспоминал. А ведь именно этот народ был наиболее близок к эпицентру взрыва. Но даже осознавая эту опасность, аборигены вряд ли бы сильно переживали о грядущей повальной онкологической хвори – у них были заботы куда более насущные.
Оказалось, что «вечная» благодарность США закончилась так же быстро, как и консервы, выданные им американскими матросами. Вскоре выяснилось, что ресурсы острова Ронгерик неспособны обеспечить существующую популяцию бикинийцев. Океан в районе Ронгерика оказался слишком бурным, а мощные течения были туземцам незнакомы. Только через год после выселения туземцев в 1947-м их навестил врач и сделал неутешительные выводы, что почти все бикинийцы имеют проблемы со здоровьем ввиду хронического недоедания.
Несчастные туземцы, брошенные на произвол судьбы, от безысходности даже начали употреблять в пищу незнакомую им рыбу, поэтому скакнуло вверх количество тяжёлых отравлений. Анемия и рахит стали привычным делом. Как тут не вспомнить о злом духе, который, по поверьям, обитал на острове. Как автор уже писал, у каждого «злого духа» есть вполне материальная и логичная основа.
Вот как характеризовал ситуацию с бикинийцами специально посланный для проведения исследований доктор Макмиллан:
Но куда перевозить аборигенов? Этот вопрос до крайности раздражал новую американскую администрацию островов. Вскоре решили подселить их на атолл Уджеланг. Туземцы, чья численность уже успела сократиться, сразу согласились. Началась спешная подготовка к переезду. Вдруг вождя огорошили новостью, что план сорвался. Дело в том, что атолл Уджеланг уже «забронировали» для населения другого атолла, который американцы планировали взорвать. Постояльцами Уджеланга должны были стать аборигены с атолла Эниветок, чья эвакуация проходила уже не столь мирно, как на Бикини. К части туземцев Эниветока армия США в конце концов применила силу.
Бикинийцы продолжали умирать на чуждой им земле. Наконец американцы решили их переселить, опять же, «временно», на свою военную базу Кваджалейн. Пикантность ситуации придавал тот факт, что туземцы всё это время верили, что вот-вот вернутся в родной дом, что их «благодетели» просто продолжают испытания. Им никто так и не сказал, что ещё десятки лет Бикини будет смертельно отравлен.
Продолжение следует…
Открыт данный атолл был русским мореплавателем Отто Евстафьевичем Коцебу в 1825 году. С тех пор этот атолл, входящий в состав Маршалловых островов, а точнее, цепи Ралик, переходил из рук в руки. Сначала на его территорию посягали испанцы. Позже они продали остров Германии вместе с остальными Маршалловыми островами. В начале 20-го века острова захватили японцы, а в 1944-м году остров Бикини был «освобождён» американцами. По злой иронии судьбы, ни один оккупант не сыграл столь разрушительной роли в жизни Бикини, нежели освободители.
Трагический визит
В один безоблачный февральский день 1946-го года, когда туземцы по привычке ловили рыбу и наслаждались тропическим солнцем, на горизонте показались боевые корабли ВМС США. Они не вызвали никакого беспокойства. Бикинийцы были отлично знакомы с американскими моряками, которые годами убеждали их во взаимовыгодной дружбе и союзничестве против милитаристской Японии. Со стороны туземцев этот союз заключался просто в согласии на любые просьбы янки.
На этот раз на пляжный песок ступила нога коммодора Бена Уайетта и его свиты. Среди неё затесался ни много ни мало король Ралик Джеймата. Естественно, это была абсолютно марионеточная и номинальная фигура, которую просто «уважали». А потащил его с собой коммодор по причине деликатности вопроса, который необходимо было решить.
По традиции гостей усадили за импровизированный стол и подали рыбу. После торжественного банкета приступили к делу. Коммодор сначала похвалился перед туземцами, как янки расправились со злобными японцами, сбросив на них две ядерные бомбы. После объяснил «дикарям», что всё это только ради защиты таких скромных народов, как бикинийцы и маршалльцы в целом. И наконец заявил добродушным аборигенам, что за ними придёт «большая лодка» и увезёт отсюда на другой остров, т.к. атолл нужен США, чтобы испытать новую бомбу. Конечно, ради мира на земле.
Островитяне находились в полном оцепенении. Ситуацию усложнял и тот факт, что привезённый багажом король Джемайта считался королём, но на каждом острове был свой вождь, чей голос имел значение. К тому же Бикини для островитян был настоящей и единственной истинной родиной, т.к. большинство туземцев других островов своего архипелага не видели, да особо и не стремились увидеть.
Коммодор дал понять, что пора поработать и свадебному генералу, т.е. королю Джеймате. Король повторил примерно те же слова, напомнив, что американцы умеют быть щедрыми и отблагодарят народ Бикини. А на время им будет предоставлен для проживания другой остров.
Стоит также добавить, что в языке туземцев не было понятия эмиграции, т.е. «отъезда навсегда». Для них любой отъезд являлся временным и предполагал обязательное возвращение, но в эти тонкости янки вникать не желали вообще. И без того слишком много времени «исключительная нация» потратила на каких-то «папуасов». К тому же американцы не были уверены, останется ли «на плаву» атолл Бикини после ядерной бомбардировки.
Наконец, вождь бикинийцев, насчитывавших к тому моменту не более 200 человек, посоветовавшись со старейшинами, согласился на переезд. Да и не было у него выбора. Туземцы были крайне малочисленны, миролюбивы и, конечно, подумать не могли, что большие люди на больших кораблях могут позариться на их клочок рая.
Начало страшного пути
Сначала туземцам предложили два острова: Лае и Уджае, на которых племя должно было поселиться раздельно. Но племя проявило поразительное упорство, заявив, что не желает быть разделённым. Наконец, янки предложили бикинийцам переселиться на Ронгерик, что в 220 км восточнее их дома. Никого не интересовало, что по местным поверьям остров был проклят, рыба там считалась отравленной, а на самом острове обитал злой дух. Предрассудки предрассудками, но уделить немного внимания их источникам тоже никому не пришло в голову.
Старейшины согласились на это. Вскоре у Бикини ошвартовался десантный корабль, и началась погрузка населения. Заблаговременно на Ронгерике отряд сапёров построил для туземцев четыре бассейна для сбора дождевой воды, вырыл пару выгребных ям и установил 26 палаток, на этом и закончили «благоустройство» острова.
На следующий день дрожащие от страха бикинийцы увидели свой новый дом. Американские матросы оказались ещё менее дипломатичными и заботливыми, нежели коммодор Уайетт. Быстро десантировав своих пассажиров на остров, они оставили туземцам запас консервов на пару недель и отбыли обратно в цивилизацию, к красивым машинам, бейсболу и вездесущей коле.
А в это самое время на атолле Бикини разворачивалась операция «Crossroads» («Перекрёсток»). В некогда райскую лагуну атолла загнали десятки кораблей, среди которых были четыре линкора, два авианосца, два крейсера, подводные лодки, десантные корабли и т.д. В роли экипажей этих кораблей выступали свиньи, козы, мыши, крысы и безобидные морские свинки.
Кроме того, до сих пор ведутся споры об основной причине проведения ядерных испытаний на атолле Бикини. Так, помимо устрашения бывшего союзника в лице СССР и добычи некоторых научных данных, американцы, по мнению некоторых историков, решали циничную финансовую «внутриклановую» проблему. В высших кругах США, по обычаю, вели битву за бюджетное финансирование. Фанаты ядерной бомбы из ВВС долго убеждали, что теперь самая дорогая военная игрушка на планете, а именно флот, потерял свой прежний вес, а, следовательно, пора поделить высвободившиеся финансовые ресурсы между другими родами войск.
ВМС с такой постановкой вопроса, конечно, были категорически не согласны. Так и родился план операции «Crossroads», результаты которой должны были доказать важность флота и после появления нового вида оружия. Более того, сам «отец атомной бомбы» Роберт Оппенгеймер назвал операцию «пропагандистской кампанией» ВМС, в которой он как учёный отказался принимать участие.
1 июля 1946 года самая «громкая», во всех возможных смыслах, рекламная кампания в мире состоялась. Испытание «Эйбл» с мощностью бомбы в 23 килотонны подняло над лагуной атолла Бикини свой гриб. А уже 25 июля, увеличив количество целей-мишеней, американцы провели подводный взрыв атомной бомбы. В этот раз повышение радиации зафиксировали почти на всей планете. Однако янки, ныне ярые поборники экологии, занимались всяческими отписками.
Новая «жизнь»
Естественно, в эти дни, когда США благополучно загрязняли не только Мировой океан, но и всю атмосферу в целом, о бикинийцах никто и не вспоминал. А ведь именно этот народ был наиболее близок к эпицентру взрыва. Но даже осознавая эту опасность, аборигены вряд ли бы сильно переживали о грядущей повальной онкологической хвори – у них были заботы куда более насущные.
Оказалось, что «вечная» благодарность США закончилась так же быстро, как и консервы, выданные им американскими матросами. Вскоре выяснилось, что ресурсы острова Ронгерик неспособны обеспечить существующую популяцию бикинийцев. Океан в районе Ронгерика оказался слишком бурным, а мощные течения были туземцам незнакомы. Только через год после выселения туземцев в 1947-м их навестил врач и сделал неутешительные выводы, что почти все бикинийцы имеют проблемы со здоровьем ввиду хронического недоедания.
Несчастные туземцы, брошенные на произвол судьбы, от безысходности даже начали употреблять в пищу незнакомую им рыбу, поэтому скакнуло вверх количество тяжёлых отравлений. Анемия и рахит стали привычным делом. Как тут не вспомнить о злом духе, который, по поверьям, обитал на острове. Как автор уже писал, у каждого «злого духа» есть вполне материальная и логичная основа.
Вот как характеризовал ситуацию с бикинийцами специально посланный для проведения исследований доктор Макмиллан:
«Урожай не в силах обеспечить пропитание жителей. Люди вынуждены употреблять в пищу несъедобных рыб, что привело к тяжким последствиям. За исключением цементных бассейнов для дождевой воды и палаток, никакой иной помощи не было оказано. Эвакуация представляется единственно разумным решением».
Но куда перевозить аборигенов? Этот вопрос до крайности раздражал новую американскую администрацию островов. Вскоре решили подселить их на атолл Уджеланг. Туземцы, чья численность уже успела сократиться, сразу согласились. Началась спешная подготовка к переезду. Вдруг вождя огорошили новостью, что план сорвался. Дело в том, что атолл Уджеланг уже «забронировали» для населения другого атолла, который американцы планировали взорвать. Постояльцами Уджеланга должны были стать аборигены с атолла Эниветок, чья эвакуация проходила уже не столь мирно, как на Бикини. К части туземцев Эниветока армия США в конце концов применила силу.
Бикинийцы продолжали умирать на чуждой им земле. Наконец американцы решили их переселить, опять же, «временно», на свою военную базу Кваджалейн. Пикантность ситуации придавал тот факт, что туземцы всё это время верили, что вот-вот вернутся в родной дом, что их «благодетели» просто продолжают испытания. Им никто так и не сказал, что ещё десятки лет Бикини будет смертельно отравлен.
Продолжение следует…
- Автор:
- Восточный ветер
Свежие комментарии