Россия планирует инвестировать в транспортную инфраструктуру КНДР 25 миллиардов долларов. Об этом заявил Александр Галушка, российский министр по развитию Дальнего Востока. «Это значимый инвестиционный проект для любой страны мира», — отметил он. Правда, иные эксперты не желают верить в российско-корейский проект такого масштаба.
Согласно недавнему сообщению Минвостокразвития, группа российских компаний планирует модернизировать железные дороги в КНДР. Оценочная стоимость проекта — 25 миллиардов долларов.
Как 21 октября передало ТАСС, министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка выступил в Пхеньяне на церемонии, посвящённой новому проекту «Победа». «Это значимый инвестиционный проект для любой страны мира», — подчеркнул Галушка.
По его словам, проект модернизации железных дорог КНДР — «достойное продолжение положительных тенденций в российско-корейском взаимодействии, позволяющих решать многие проблемы, которые препятствовали развитию двусторонних торгово-экономических отношений».
Что касается российских компаний, то проект «Победа» для них — это «практический пример реализации новой модели торгово-экономического сотрудничества с КНДР, подразумевающий предоставление инвестиций в обмен на доступ к природным ресурсам КНДР».
Суть такова: для Северной Кореи проект обеспечит реконструкцию и модернизацию транспортной инфраструктуры, восстановление и модернизацию горнодобывающей промышленности.
Российский министр также отметил, что проект представляет собой «реальное движение к достижению двусторонней договорённости об увеличении объёма торговли между Россией и КНДР до 1 млрд. долл. в ближайшее время».
Генеральный директор российского научно-производственного объединения «Мостовик» Олег Шишов заявил, что НПО совместно с правительством КНДР разработало план реконструкции железных дорог общей протяжённостью 3,5 тыс. км. Сеть реконструированных железных дорог разделили на десять участков. Уже идёт проектирование первого участка — узловой станции Пхеньян Восточный.
22 октября РИА «Новости» сообщило, что, по информации Минвостокразвития, в соответствии с подписанным соглашением «в течение 20 лет будет реконструировано 3,5 тысячи километров верхнего строения пути, а также тоннели, мосты и пристанционные пути. Расходы российских организаций будут покрываться поставками угля, редкоземельных и цветных металлов и других ресурсов из КНДР».
Во вторник на прошлой неделе на ж/д станции Пхеньян Восточный состоялась торжественная церемония укладки «золотого звена» реконструкции железных дорог КНДР. На церемонии присутствовали сопредседатели российско-корейской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству Александр Галушка и министр внешнеэкономических связей КНДР Ли Рен.
«Российская газета» со ссылкой на сайт Минвостокразвития уточняет одну важную деталь: Россия и КНДР начали осуществлять расчёты в рублях. И операции осуществляются как раз «в рамках реализации соглашений, достигнутых на 6-ом заседании Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и КНДР под руководством Министра РФ по развитию Дальнего Востока Александра Галушки».
Согласно информации, уже создана договорная база по переходу на рублёвые расчёты между российскими и северокорейскими организациями: подписаны договоры между «Региональным банком развития», «Банком Внешней торговли КНДР» и «Корейским Банком соединения развития». Первые расчёты в рублях уже пошли.
В «Газете.ру» появился материал под леденящим душу названием: «Такого проекта нет и не будет». Эксперты отказываются верить в то, что подобные проекты могут существовать в природе, пишет издание.
Если брать российские стандарты и состояние российских железных дорог, то данная сумма «выглядит завышенной», сказал газете директор по логистике СУЭКа Денис Илатовский.
«Такого проекта не существует и не может существовать», — заявил генеральный директор исследовательского агентства «InfraNews» Алексей Безбородов. «Это обычная, ни к чему не обязывающая декларация, и никакого проекта нет и не будет».
Издание отмечает далее, что 25 млрд. долларов для КНДР — астрономическая сумма. По оценке центробанка Южной Кореи, в номинальном выражении в 2013 году ВВП КНДР достиг 33,3 млрд. долл.
Наконец, компания «Мостовик», выступавшая подрядчиком на государственных стройках к саммиту АТЭС 2012 года во Владивостоке и к Олимпиаде в Сочи, находится в стадии банкротства из-за многомиллиардных убытков. Стоимость активов организации меньше её долгов в 9 раз, напоминает издание.
Также газета сообщает, что в 2013 году товарооборот России и КНДР составил всего 112 млн. долларов, а Москва весной простила Пхеньяну почти весь госдолг — более 10 млрд. долл.
Таким образом, денежная составляющая проекта, несмотря на расчёты в рублях, вряд ли будет высокой. Интерес представляет другое: ведь изначально заявлено, что сделка едва ли не бартерная. Дороги в обмен на ресурсы.
Процитируем ещё раз Минвостокразвития: «Расходы российских организаций будут покрываться поставками угля, редкоземельных и цветных металлов и других ресурсов из КНДР».
Поэтому категоричные заявления экспертов, отрицающих саму возможность крупного экономического сотрудничества с КНДР, представляются преждевременными.
Что касается последних новостей на эту тему, то 24 октября ТАСС передало, что возглавляемая Александром Галушкой делегация российских предпринимателей завершила пятидневный рабочий визит в КНДР. Проект стартовал.
«Дан старт реализации коммерческой сделки модернизации российскими компаниями железных дорог КНДР в обмен на северокорейские минеральные ресурсы», — подчеркнул в выступлении российский министр.
ТАСС указывает, что делегация посетила Кэсонский индустриальный комплекс, зону экономического развития в городе Чондин.
Ильдар Неверов, директор компании «ИнМет», работающей на рынке металлопроката, провёл переговоры потенциальными партнёрами. «Мы нашли много тем для обсуждения», — сообщил он ТАСС.
По его словам, в КНДР «достаточно динамично развивается чёрная металлургия». И корейским предприятиям требуется сырьё для выпуска качественной стали. «Нашей компании, имеющей такое сырьё во Владивостоке и Находке, было бы интересно разработать с корейскими партнёрами схему по бартеру или в рамках обычного коммерческого сотрудничества в плане поставки сырья на металлургические предприятия КНДР», — отметил Неверов.
А вице-президент Всемирной организации корейских бизнесменов Николай Ким предложил северокорейским партнёрам рассмотреть проект строительства в Кэсонской индустриальной зоне завода по переработке продуктов питания. «Я доволен итогами переговоров», — сказал он ТАСС.
Таким образом, пессимизм экспертов, сомневающихся в развитии сотрудничества двух стран на основе бартерных схем, лишён весомых аргументов. Тем более что КНДР — ещё один шажок к укреплению в мире национальной российской валюты. Пусть даже шажок маленький.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
— специально для topwar.ru
Свежие комментарии