На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 280 подписчиков

Свежие комментарии

  • Elena Dmitrieva
    Хорошо бы. Это как раз то поколение, которое скакало с кричалками и ходило с факелами и плакатами бандеры. Это отравл...УКРАИНА: МОБИЛИЗА...
  • No Name
    А туда, куда хохлы сбежали в начале СВО, там пусть им и делают. Сбежали - пусть там и остаются. Очень нехорошая нация...УКРАИНА: МОБИЛИЗА...
  • Евгений Рукосуев
    Пора уже ментов сажать.«У МЕНЯ ПАПА ПРОК...

Танки, замаскированные под автомобили

Вряд ли нужно кому-то доказывать важность маскировки. И сейчас, и в самом начале прошлого века над тем, как сделать свою технику невидимой от врага работали целые институты. Корабли маскировали раскраской по Вилкинсону и Шпажинскому, а вот танки, танки раскрашивали весьма прихотливо, а порой, напротив, в тусклый серый цвет, все, мол, зависит от местности.


Танки, замаскированные под автомобили

Американский танк «Шерман», замаскированный под гусеничный транспортер. Даже вблизи не очень-то и разберешь, что это, а издалека, ну точно грузовик!

Другим способ маскировки стали макеты. Танки стоят в одном месте под копнами сена, а их макеты из фанеры, досок, и даже камней (так на Окинаве поступали японцы) в другом. В Германии в годы ВОВ выпустили даже пособие, как делать танки из снега, поскольку в России его много. И все это было бы очень хорошо, если бы не одно большое «но». Такой маскарад не защищал обычно сам танк. То есть защищал, но лишь в какой-то мере. Куда интереснее было бы сделать так, чтобы, ну скажем, реальный боевой танк выглядел бы как… городской автобус. Противник бы ничего не заметил, подошел к нему совсем близко, а тот – ба-бах, и противника как не бывало, одни дымящиеся обломки.


Танки, замаскированные под автомобили

Резиновый надувной танк – это, конечно, очень здорово. Но ведь он по врагу не стреляет!

И надо сказать, что такая мысль пришла в голову людям сразу же после Первой мировой войны. Посмотрим вот на это фото. На нем гусеничный транспортер возит туристов по горам. Все очень цивильно и невинно. Мы видим склоны горы Мон д'Арбуа в коммуне Межев, во Франции. Все довольны и улыбаются, однако на самом деле здесь засняты испытания секретной бронетанковой техники!

Танки, замаскированные под автомобили

В данном случае испытывается шасси. А все остальное – только для вида!

На некоторых фотоснимках мы видим и генерала Жана Батиста Эжена Этьена, ну да, того самого, которого его соотечественники называли «Père des Chars» (Папа танков). Он много чего интересного тогда предложил, а в 1919 году уже выпустил монографию «Изучение миссии танков в полевых условиях», где обобщил опыт их применения на поле боя, то есть даром времени не терял и работал очень даже интенсивно. Среди множества выдвинутых им идей были идеи и относительно маскировки танков, и одну из них он как раз и проверил в Альпах, замаскировав танковые шасси под альпийские транспортеры для развлекательных прогулок, чтобы скрыть данную разработку от потенциального противника.

Танки, замаскированные под автомобили

Крутизна, преодолеваемая этим шасси, очень приличная, не так ли?!

Танки, замаскированные под автомобили

А здесь уже мы видим самый настоящий тест.

Теперь вопрос: представьте, что вокруг вас пустыня. Через нее идет дорога, а по ней на фронт идут ваши грузовики с горючим, боеприпасами и… танки. И вот над вами появляется самолет-разведчик противника. Какие последствия вас после этого ожидают, ведь в пустыне укрыться негде? Понятно, что можно вызвать авиацию прикрытия. Но ведь рано или поздно она улетит и что тогда?

Танки, замаскированные под автомобили

Английские грузовики идут через Ливийскую пустыню под прикрытием самолетов «Лизандер».

Танки, замаскированные под автомобили

Что ж, если мер не принять или если они будут недостаточными, то последствия будут такими, как на этом фото.
Английские танки в Тунисе на дороге после налета германской авиации, 1943 год.

Ну, а если через пустыню выдвигаются к полю боя танки? Ведь они и подавно будут видны, словно на ладони, и сверху можно будет и бомбить, и обстреливать. Эх, замаскировать бы их под что-нибудь не столь важное, такое, на что бомбу можно и пожалеть, чтобы потом сбросить ее именно на танки, ведь бомбы… они тоже денег стоят, и запасы их далеко не безграничны!

Танки, замаскированные под автомобили

Английские танки «Матильда» в районе крепости Тобрук, 1941 год.

Что ж, если подумать, да проявить смекалку, то… спрятать можно все, что угодно. Например, сделать так, как сделали англичане в Индии – замаскировать бронеавтомобили «Ланчестер» Мк. II под… слонов! Слоны, мол, идут, и нечего тут высматривать! И правильно, когда всюду ходят слоны, то глаз какие-то мелочи в их движении уже не различает. Тут слоны и там «слоны». Такова уж особенность человеческого восприятия. Правда, двигаться такие «слоны» должны будут медленно. Но… ведь это только при появлении воздушных разведчиков противника, а едва те улетят, как скорость «слонов» можно и увеличить!

Танки, замаскированные под автомобили

Английские бронеавтомобили «Ланчестер» Мк. II, замаскированные под слонов!

Можно поступить и по-другому. Захватить танки противника и двинуть их на врага! Понятно, что на них должны быть нанесены опознавательные знаки своих собственных вооруженных сил. Но… знаки эти относительно невелики, а люди обычно смотрят на объект в целом, а не на его отдельные детали.

Танки, замаскированные под автомобили

Итальянские танки М13/37 с опознавательными знаками австралийцев.

Танки, замаскированные под автомобили

Английский танк «Матильда» с немецкими крестами. Северная Африка, 1942 г.

Да, но вот посмотрите на следующее фото. На нем американский длиннобазный 18-тонный автомобиль-танковоз «Mack ЕХ-ВХ» (6х4) с бензиновым 131-сильным мотором и колесами с 22-дюймовыми шинами, в кузове которого он перевозит другой, более легкий грузовик. Приличная скорость делает его не такой уж и легкой мишенью, так что такой машине проскочить к линии фронта много легче, чем, собственно, танку либо с танком на платформе. Но приглядись повнимательнее к тому, что именно он везет. На его платформе находится «танк-обманка», замаскированный под грузовик!

Танки, замаскированные под автомобили

Замаскированный танк «Валентайн» на платформе тягача-транспортера.

Ну, а вершиной успеха британских маскировщиков стала операция «Бертрам» в сентябре-октябре 1942 года. Тогда германское командование было полностью дезориентировано в отношении истинного направления планируемого удара англичан, что и закончилось для них поражением при Эль-Аламейне. А все потому, что масса танков «Матильда» были переделаны в автомобили и совершенно неожиданно для немцев оказывались там, где те их совсем не ожидали!

Танки, замаскированные под автомобили

На этом фото хорошо видно устройство маскировочной «оболочки» танка «Матильда. Она состояла из двух половин, очень легких и дешевых, которые можно было очень быстро с него удалить!

Танки, замаскированные под автомобили

Наблюдение за дорогой водитель «Матильды» мог вести через решетчатый радиатор!

С «Матильдой» и А9 было легко: водитель в них располагался по центру, поэтому можно было организовать ему наблюдение через решетчатый вентилятор. На танке «Черчилль» его место находилось несколько сбоку, и это было не так удобно, однако выгоды подобной маскировки перевешивали все, и англичане превратили в «крытый фургон» даже эти тяжелые танки. Просто решетчатой сделали всю переднюю часть макета, и этого оказалось вполне достаточно. Зато была придумана хитрая зацепка для глаза: темные следы от грязеочистителей на «стеклах». Их можно было увидеть издали, и это повышало достоверность объекта маскировки.

Но интереснее всего англичане поступили с колесными САУ «Дьякон» («Дикон»), в которые они конверсировали полноприводные грузовики АЕС «Матадор». Спереди машина имела бронированный капот и кабину, а сзади на платформе стояла открытая сзади башня с 57-мм орудием. Боекомплект из 58 снарядов находился здесь же в двух бронированных ящиках. При такой компоновке орудие не имело кругового обстрела – был непростреливаемый сектор там, где находилась кабина. Но стрелять вперед, несмотря на это, она могла, и вот этим-то обстоятельством и решили воспользоваться англичане, превратив эту САУ в очередной «грузовик». Причем, переделка была очень достоверной, ведь машина была колесной, так что никакой, даже очень внимательный наблюдатель не смог бы заподозрить, что перед ним танк!

Танки, замаскированные под автомобили

САУ «Дикон».

И сделано это было отнюдь не для того, чтобы перегонять эти САУ к линии фронта. Совсем напротив! Они должны были применяться в таком вот камуфляже непосредственно в боях! Дело в том, что в условиях пустыни точная линия фронта отсутствовала. Конечно, там были и минные поля, и сплошные линии траншей и колючей проволоки, но все это при желании всегда можно было обойти. И вот для того, чтобы противнику это не удалось, все участники войны в пустыне вели непрерывную разведку, как в воздухе, так и на земле. Итальянские броневики были специально приспособлены для действий в пустыне и вели разведку и патрулирование на значительном удалении от своих войск, а при случае нападали на английские транспортные машины и тыловые части. Вот против них-то и были задействованы в первую очередь САУ «Дикон».

Танки, замаскированные под автомобили

Расчет «Дикона» занят конверсированием своей САУ в грузовик.

Тактика применения их была очень простой, но действенной, как и у судов-ловушек, потопивших немало судов противника в ходе обеих мировых войн. Заметив одинокий грузовик, итальянцы на своей машине устремлялись на перехват, причем старались ее не столько уничтожить («это всегда успеется!»), а захватить как трофей. Подъехав поближе и дав пару предупредительных выстрелов, они заставляли «грузовик» остановиться и шли к нему за «поживой». И вот тут-то маскировка с него падала и с расстояния в 50-100 метров его пушка выпускала по итальянской бронемашине 57-мм бронебойный снаряд, а если надо, то и два, благо скорострельность ее была очень высокой. И все! Как правило, машина итальянцев вспыхивала как свечка, оставшихся в живых брали в плен и… очень часто ехали дальше навстречу новым «приключениям». Известны случаи, когда эти необычные САУ подпускали к себе и танки противника, а затем уничтожали их первым же выстрелом. Ну, а будучи обнаруженными, они быстро разворачивались и на полной скорости уходили от врага, отстреливаясь, словно тачанка, из орудия! Так что умная маскировка танков, соответствующая месту и времени, это великая вещь!

Танки, замаскированные под автомобили

А это ведь «Черчилль!»
Автор: Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх