Опыт спецоперации оперативно избавляет выпускаемую технику от излишеств, главным образом импортных
Шестнадцать месяцев специальной военной операции сформировали достаточно интересную ситуацию в сфере российской «оборонки». Речь о модернизационных процессах, направленных на отказ от излишней «технической роскоши», но с безусловным сохранением высочайшего уровня характеристик и боевого потенциала.
Которые в экспертном сообществе России уже назвали «новой реальностью».Пионером такой модернизации, проведенной на основе полученного в спецоперации опыта, стал выполненный на полноприводном трехосном шасси «КамАЗ-5350» бронеавтомобиль 3-СТС (специальное транспортное средство) «Ахмат». В результате военным предложили модификацию, утратившую большую часть импортного оборудования, как правило, отвечавшего за комфортность. Однако, ключевым преимуществом такой модернизации, на наш взгляд следует считать серьезное сокращение временных затрат на его производство. Главный конструктор АО «Ремдизель» Игорь Зарахович утверждает, что можно уверенно говорить о семи или даже десятикратном сокращении этого показателя для «Ахмата», в сравнении, например, с универсальным бронеавтомобилем повышенной защищенности «Тайфун-К» (КамАЗ-63968).
Кстати, напичканные сверх меры сложнейшим оборудованием «старшие братья» «Ахмата» — «Тайфуны» версий «У» и «К», тоже не избежали «модернизации упрощения». Сказав, что в довоенной конфигурации они выпускаться более не будут, мы абсолютно не погрешим против истины. Роскошные «примочки» вроде автоматической трансмиссии или регулируемой гидропневматической подвески ушли безвозвратно. Частично из-за развернутой против России коллективным Западом санкционной войны, но по большей части потому, что на фронте они излишни. Не случайно ключевыми бронеавтомобилями формата MRAP (бронетехника с усиленной противоминной защитой) спецоперации «Z» стали «ВПК-Урал» (ВПК-59095С) и все тот же 3-СТС «Ахмат».
Аналогичные мероприятия проводятся и в отношении других, прошедших горнило специальной военной операции, образцов техники. В жертву «модернизации упрощения» приносится все, что грозит возникновением проблем, связанных с усложнением эксплуатации, снижением темпов производства или ростом его стоимости. Причем, это не изобретение современного ВПК, так же работала «оборонка» СССР во времена Великой Отечественной войны.
Вот еще один, достаточно показательный пример. В начале июня Федеральная служба по интеллектуальной собственности Российской Федерации зарегистрировала патент на упрощенную модификацию бронетранспортера на унифицированной боевой платформе «Бумеранг». Кстати, заявка на этот промышленный образец специалистами ПАО «Арзамасский машиностроительный завод» была подана лишь 1 марта текущего года, то есть спустя год после начала специальной военной операции. Частично такую медлительность отечественной «оборонки» можно объяснить солидными боевыми возможностями другого бронетранспортера спецоперации «Z» — БТР-82. Да и процесс его производства отлажен как часы. Тем не менее, имеющие место объективные недостатки (неспособность противостоять танкам, слабое бронирование, устаревшая компоновка, затрудняющая десантирование и т. д.) вполне отчетливо предсказывают БТР-82 скорую «пенсионную» перспективу. Надежды российских военных возлагались на боевые машины, созданные на унифицированной боевой платформе «Бумеранг», но они слишком долго задержались на пути в войска. И вот теперь, взоры участников спецоперации устремлены на разработанный в Арзамасе новый и, что не менее важно, упрощенный промышленный образец.
Даже беглый внешний осмотр позволяет увидеть разительные и будем надеяться качественные отличия. Во-первых, с кормы исчезли водометные движители. А, во-вторых, вы не найдете на верхней лобовой детали БТР волноотражателя. Скажем честно, отечественные бронемашины никогда не позиционировались в качестве «умелых» пловцов, поскольку плавучесть всегда приносилась в жертву защитным характеристикам. Поэтому данные улучшения следует рассматривать исключительно как средство минимизации массы и упрощения эксплуатации бронетранспортера.
Претерпела изменения и форма корпуса боевой машины. Они не принципиальны, но хорошо заметны. И скорее всего должны обеспечить рост противоминной устойчивости, увеличение внутреннего объема и упрощение технологии производства. Скошенная «скула» со стороны механика-водителя существенно улучшила обзор. А перенос ящика с ЗиП на корму открывает новые возможности для размещения противокуммулятивных экранов. Появился свой люк у командира экипажа, ранее проникавшего на рабочее место через десантные люки.
Упрощенная версия бронетранспортера на унифицированной боевой платформе «Бумеранг» представлена двумя версиями. Первая получила проверенную временем и боевыми действиями башню БТР-82А с 30-миллиметровой артиллерийской установкой и 7,62-миллиметровым пулеметом. Она освоена и производителем, и эксплуатантом, что только добавляет ей очков. Если кто не помнит, то изначальный вариант бронетранспортера К-16 предлагалось вооружить лишь пулеметом калибра 12,7 миллиметра, что абсолютно не приемлемо для современного боя. Вторая, позиционируется в качестве «тяжелого» варианта, оснащенного разработанным в инициативном порядке боевым модулем БТР-БМ. Впервые представленного, кстати, на МВТФ «Армия-2020» вместе БТР-82АТ.
Модуль получил точную и скорострельную 30-миллиметровую автоматическую (стабилизированную в двух плоскостях) артиллерийскую установку 2А42 и спаренный с ней ПКТМ калибра 7,62 мм. С боезапасом в триста снарядов и две тысячи патронов соответственно. Плюс ПТРК «Конкурс-М» в качестве дополнительного вооружения. Добавьте сюда многоканальный (тепловизионный, телевизионный, лазерный дальномерный и канал управления противотанковыми УР) тепловизионный прицел, имеющий независимую стабилизацию линию визирования, и получите БМ широких возможностей. С единственной оговоркой — четыре ПУ «Корнет-М» существенно эффективнее двух ПУ «Конкурс-М», даже в отношении инженерных сооружений противника.
Ничто не мешает предположить и перспективное оснащение упрощенной версии бронетранспортера на унифицированной платформе «Бумеранг» современными боевыми модулями, вроде Б05Я01 «Бережок» или 32Б01 «Эпоха». Кроме того, серийное производство упрощенного варианта БТР сможет помочь ему занять промежуточное звено между двумя концептуальными машинами этой категории — бронетранспортером К-16 «Бумеранг» и несколько подзабытым экспортным БТР-87.
И в качестве резюме. Реалии СВО вынуждают отечественную «оборонку» заниматься упрощением боевой техники с одновременным усилением (или хотя бы сохранением) степени защищенности и уровня боевой мощи. Очевидно, что мероприятия по созданию ультрасовременного вооружения требуют, как минимум, наличия широко развитой производственной и разнообразной компонентной баз. Причем способных обеспечивать не только выпуск боевых машин, но и перманентный рост объемов их производства в особых условиях. И если это правило не соблюдается, или соблюдается не в полном объеме (по различным причинам), выходом из создавшейся ситуации может стать «модернизация упрощений».
Свежие комментарии