Не очень приятная информация, но Пентагон официально объявил, что следующим самолетом ДРЛО ВВС США и теперь фактически и НАТО, станет «Клинохвост» Boeing E-7А. Решение было принято на фоне неоднократно появлявшейся критики о том, что сегодняшний самолет системы предупреждения и управления (AWACS) E-3 «Sentry» устарел настолько, что не может считаться эффективным.
Вообще сама история Boeing E-7 интересна. Самолет свежий, первый полет совершил в 2004 году. Создан на базе Boeing-737, весьма надежного и проверенного самолета. Летит прилично (до 5 000 км), скорость как у пассажирского лайнера (850 км/ч), высота до 12 500 м.
Вооружение, если можно так сказать, состоит из многофункциональной РЛС MESA (Multi-role Electronically Scanned Array) Это не просто антенна, это «многоцелевой массив электронного сканирования», то есть какое-то количество независимо работающих в разных направлениях решеток от компании «Northrop Grumman». Естественно, решетки фазированные, что убирает из конструкции громоздкий механизм вращения антенны.
Вся АФАР конструктивно состоит из трех антенных решеток, одна из которых обеспечивает сканирование в секторах плюс-минус 30 град. в передней и задней полусферах, а две другие - боковой обзор справа и слева. Практически угол обзора максимально приближен к 360 градусам. Высота антенны 2,4 м, длина 10,7 м. АФАР имеет 288 приемопередающих твердотельных модулей.
РЛС работает в диапазоне частот 1,2-1,4 ГГц, дальность при круговом обзоре пространства превышает 400 км. Количество обнаруживаемых за цикл сканирования целей достигает 3000.
Станция имеет три режима работы: сканирования воздушного пространства, сканирования надводного пространства и кадровой съемки для детального просмотра заданной зоны.
Кроме того, на самолете установлена станция спутниковой связи, позволяющая передавать информацию в высокоскоростном режиме в любую точку земного шара, где будут соответствующие приемники. Для обеспечения надежной засекреченной телефонной связи и обмена данными операторов и экипажа с наземными (корабельными) центрами управления и наведения, а также с самолетами ТА на борту самолета установлена аппаратура системы передачи данных Link-4А, аппаратура передачи данных Link-11, аппаратура связи и распределения данных Link-16. Ну и для общей связи самолет оснащен тремя KB и восемью УКВ-радиостанциями.
Для защиты имеется комплекс противодействия ракетам «воздух-воздух» и «поверхность-воздух». Комплекс РЭБ включает в себя: систему оптоэлектронного противодействия AN/AAQ-24(V) «Немезис», автомат выброса дипольных отражателей и ИК-ложных целей, а также ЭВМ ALR-2001 для управления работой комплекса.
В общем – серьезная машина для выполнения серьезных задач.
Самое пикантное в этой истории то, что самолет, который уже эксплуатируется в ВВС трех стран, Австралия (6 шт.), Турция (4 шт.) и Южная Корея (4 шт.) плюс заказан для ВВС Великобритании (5 шт.) почему-то упорно игнорировался ВВС США. И вот, наконец-то дошло, что «Сентри» уже не тот самолет, который может эффективно выполнять задачи, возлагаемые на такие машины.
С другой стороны, за 15 лет активной эксплуатации, были выяснены все сильные и слабые стороны самолета. Это, конечно, большой плюс для американцев, потому что вообще-то в мире не принято продавать на сторону то, чего нет на вооружении у себя. Случай с Е-7 практически уникальный, потому что аналогичные попытки продажи самолетов, которые не находились на вооружении ВВС страны-изготовителя обычно терпели неудачу, как это было с российским МиГ-35 на тендере в Индии.
Военно-воздушные силы США закупают E-7А для замены своего парка E-3, по крайней мере, частично, причем Великобритания делает то же самое, в то время как Турция уже эксплуатирует этот тип, поэтому унификация с силами НАТО будет продолжаться. Для разведывательных сил альянса это плюс, причем, немалый.
Агентство НАТО по поддержке и закупкам (NSPA), отвечающее в том числе и за обеспечение альянса техникой производителей разных стран, объявило о своем плане «предпринять шаги по приобретению» шести самолетов E-7A.
Решение о приобретении E-7A было принято NSPA совместно со странами партнерства и поддержки проекта Е-7: Бельгией, Германией, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Румынией и США.
Совместно NSPA и Support Partnership Nations пришли к выводу, что E-7A «является единственной известной системой, способной в настоящее время выполнять основные оперативные требования стратегического командования и ключевые параметры производительности и доступной для поставки в требуемые сроки». Тем самым был запущен механизм замещения Е-3 на Е-7А.
Быстрой и моментальной замены не получится. Такие сложные машины не выпускаются, как истребители, а потому заказы для Великобритании и США будут делаться не один год. Вообще достичь оперативного насыщения самолетами Е-7А планируется достичь к 2031 году, а полностью вывести Е-3 из использования к 2035 году.
По данным NSPA, среди причин, по которым Е-7А «Клинохвост» был признан лучшим кандидатом, были «преимущества экономии на масштабе, унификации и оперативной совместимости, проистекающие из многонационального приобретения военных готовых платформ». Такая степень унификации и перспективы взаимодействия с другими парками E-7 явно дали продукту Boeing преимущество перед единственным другим реалистичным кандидатом, Saab «Global Eye», который основан на планере дальнемагистрального бизнес-джета Bombardier Global 6000/6500.
С шведской разработкой тоже все интересно. Несмотря на то, что SAAB – шведский концерн, ВВС Швеции не спешили закупать самолет для своих потребностей. Первыми эксплуатантами «Global Eye» стали Объединенные Арабские Эмираты, а в самой Швеции только идут обсуждение постановки Saab «Global Eye», при этом скандинавская страна еще не официально присоединилась к альянсу НАТО.
Что касается выбора E-7A для альянса, Стейси Каммингс, генеральный директор NSPA, прокомментировала:
«Эта работа знаменует собой важную веху в продолжающихся усилиях НАТО по повышению своей готовности и потенциала в предстоящие годы. Стратегия NSPA по приобретению различной техники, призвана обеспечить ряд преимуществ, которые укрепят способность альянса реагировать на меняющиеся вызовы безопасности».
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг добавил:
«Самолеты наблюдения и разведки имеют решающее значение для коллективной обороны НАТО, и я приветствую приверженность союзников инвестированию в высокотехнологичные силы и средства. Объединяя ресурсы, союзники могут коллективно покупать и эксплуатировать крупные активы, которые были бы слишком дорогими для отдельных стран. Эти инвестиции в самые современные технологии демонстрируют силу трансатлантического оборонного сотрудничества, поскольку мы продолжаем адаптироваться к более нестабильному миру».
С учетом того, что НАТО намерена заказать всего шесть самолетов E-7A в рамках проекта iAFSC, представляется, что существует большая вероятность размещения дальнейших заказов на Wedgetail в рамках более широкой инициативы AFSC. В конце концов, Воздушные силы дальнего радиолокационного обнаружения и управления НАТО (NAEW&CF), дислоцированные на авиабазе Гайленкирхен в Германии, в настоящее время эксплуатируют 16 самолетов E-3A. Понятно, что вместо них 6 самолетов Е-7А смотрятся более чем скромно.
С другой стороны, описание AFSC как «системы систем» указывает на стремление к тому, чтобы флот E-7A, независимо от его возможного размера, работал как часть интегрированной сети датчиков, которая также будет включать беспилотные летательные аппараты, другие типы самолетов, которые могут работать в качестве средств наблюдения, а также системы космического базирования.
В планах НАТО значится использование совместно с Е-7А высотного беспилотного летательного аппарата RQ-4D Phoenix с большой продолжительностью полета, космическую разведку, морскую разведку, наземные радары дальнего наблюдения и MILSATCOM (Военное управление спутниковой связи).
Если учесть, что в недалеком прошлом ВВС США рассматривали E-7 как решение, позволяющее преодолеть разрыв между снятием с вооружения E-3 и будущими возможностями радара космического базирования и другими перспективными системами, то план по добыче разведданных вполне себе работоспособен, по крайней мере, в первоначальной его теории.
Радар в космосе – это, конечно, сильно. Еще в 2021 году начальник штаба ВВС генерал Чарльз К. Браун сказал, что покупка E-7 «дает нам путь» к новым возможностям радара космического базирования, который, по его словам, может быть менее уязвимым, чем система, основанная на коммерческом авиалайнере. Сложно поспорить с генералом, радарная платформа в космосе намного менее уязвима, чем самолет в атмосфере, однако, не на 100%. Но построить ее, запустить и отладить намного сложнее (и дороже!), чем 5-6 самолетов, способных выполнять те же задачи.
Но космические системы слежения – это вообще отдельный разговор, у них есть как преимущества перед системами наблюдения на самолетах, так и недостатки. Но сегодняшнее поле битвы в плане траты денежных сумм на постройку пока за самолетами.
Интересно, что, хотя НАТО до сих пор ничего не говорил о покупке больше, чем первые шесть E-7A, не говоря уже о добавлении другого типа самолета, все еще может быть надежда на добавление Saab в европейском контексте AEW&C.
На авиасалоне Dubai Airshow, проходящем на этой неделе, стало известно, что Дания, Финляндия и Швеция ведут переговоры с Saab с целью потенциальной совместной эксплуатации «Global Eye». Эта инициатива, скорее всего, будет включать в себя два «Global Eyes», которые заказала Швеция, а поставки должны быть осуществлены в 2027 году. У Швеции есть опцион еще на два таких самолета. Четыре самолета вполне способны обеспечить выполнение любых задач для трех стран.
Пара самолетов Saab "Global Eye" над Швецией
«Мы ведем переговоры с соседними странами в Скандинавии — Финляндией и Данией — чтобы увидеть, может ли расширение с двух или более самолетов в регионе быть решением»
, — сказал Томас Лундин, глава отдела маркетинга и продаж AEW&C в Saab.Вообще прецеденты такого совместного сотрудничества уже имеются, в том числе запуск в начале этого года Северной концепции ведения боевых действий для совместных воздушных операций. В принципе, не так важно, какие марки самолетов будут применяться, если они будут действовать по одним протоколам передачи и обмена данными.
Помимо «Global Eye», Saab уже имеет опыт работы в AEW&C с операторами НАТО в Европе. Греция эксплуатирует более раннюю систему «Erieye», установленную на региональных самолетах EMB-145H, Польша недавно получила первый из своих двух турбовинтовых самолетов Saab 340, оснащенных «Erieye». Швеция, которая в настоящее время ожидает вступления в НАТО, также эксплуатирует Saab 340 вместе с «Erieye» под местным обозначением S100B «Argus».
Самолет S100B Argus ВВС Швеции
В Европе интерес к AEW&C подстегивается событиями на Украине, а также другими оперативными чрезвычайными ситуациями, требующими широкомасштабного наблюдения и контроля воздушного пространства. Е-7 уже играет важную роль в этих миссиях, причем не только с Турцией, но и в случае с самолетами, которые Австралия перебросила в Европу. Королевские военно-воздушные силы Австралии (RAAF) использовали свой «Wedgetail» для наблюдения за военными и гуманитарными грузами, поступающими в Украину, и работа самолета на этом театре военных действий, возможно, также помогло НАТО принять решение о закупке E-7A.
В целом, специфические требования европейского района операций делают такой актив AEW&C, как Е-7А «Wedgetail», весьма ценным, принимая во внимание близость НАТО к России и необходимость следить за передвижениями российских военных самолетов, а также за российскими беспилотниками и ракетами. По мнению американских экспертов, потребность в ежедневном наблюдении за воздушным пространством в Европе существует со времен холодной войны и в последнее время становится все более актуальной.
Учитывая, что Saab надеется, что «Global Eye» сможет найти новых клиентов в Европе и в дальнейшем интегрироваться в НАТО, а ВВС США, объявив вслед за Великобританией о планах приобрести E-7A, справедливо будет сказать, что AEW&C переживает своего рода ренессанс в НАТО в целом.
- Автор:
- Роман Скоморохов
Свежие комментарии