На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей Сидоров
    "россияне по полной самозабвенно геноцидят сейчас украинцев". После такого выражения читать ципсотную бурду нет смысла!Рынки, московские...
  • Natalya Dolgushina (Камнева)
    молодых русских парней, пытавшихся бороться с пришельцами, сажалиРынки, московские...
  • Николай Герасименко
    Не статья, а саркастически-критиканский опус... "Ну что, дождались!? А мы предупреждали, мы писали..."БЭК против вертол...

Судьбы буксируемой артиллерии на СВО

Судьбы буксируемой артиллерии на СВО


Сотканные из противоречий


Одним из главных открытий спецоперации стало второе рождение устаревшей, казалось бы, буксируемой артиллерии. Сюрприз этот, надо отметить, был неприятен для Российской Армии и наличествовал в первый период боевых действий. Позже акценты боевой работы были смещены немного на другие сферы противостояния. Всё внимание экспертов и военных заняли боевые дроны, в первую очередь FPV. К слову, именно разведывательные беспилотники позволили старым орудиям, например 122-мм гаубице Д-30, 105-мм Howitzer M101, 105-мм М119, 105-мм L118 и прочим, стать вполне высокоточным оружием. Сформировалась триединая структура, во главе которого стоит орудие, квадрокоптер и система спутниковой связи Starlink. Добавить стоит только артиллерийскую систему управления огнем «Крапива», которой можно пользовать на любом Android-устройстве. Не преувеличивая значимости, отметим высокую эффективность «Крапивы» в реалиях ВСУ. К сожалению, российский аналог приходится только ждать.

С развитием событий спецоперации эксперты все чаще стали отдавать предпочтение самоходной артиллерии. На то было несколько причин. Во-первых, броня защищает расчет и технику от ответного контрбатарейного огня. Украинцы в этом деле были очень неплохи в первые месяцы конфликта. Во-вторых, автоматизированная система заряжания отдельных самоходных гаубиц позволяет вести огонь высокой плотности, недостижимый для подавляющего большинства буксируемых орудий. Третьим преимуществом САУ является высокая мобильность, имеющая решающее значение в случае обнаружения орудия контрбатарейными системами противника. Когда армии срываются в атаку, очень желательно, чтобы орудийные стволы были на самоходной тяге, а не прицеплены к артиллерийским тягачам. Указанные преимущества играют очень большую роль в выборе именно САУ в качестве средства боевой работы, но не обошлось и без недостатков.

К несомненным минусам самоходной артиллерии относится высокая заметность. По обе стороны фронта постоянно наращиваются возможности разведки, что не может не сказываться на тактике применения артиллерии. Например, дальнобойность отдельных САУ используется не для того, чтобы дотянуться до засевшего в тылу противника, а для того, чтобы установку можно было откатить в свой тыл подальше. Современными системами разведки «Мста-С» или Panzerhaubitze 2000 достаточно легко обнаруживаются и уничтожаются. При отсутствии соответствующей осторожности, разумеется. А закрыть от вражеских глаз даже самую низкопрофильную машину очень непросто. Серьезным демаскирующим признаком самоходки является тепловая сигнатура. На тепловизоре светится силовая установка, выхлопные газы, гусеничная лента и ствол при интенсивной стрельбе.


Самоходная артиллерия – это еще и очень дорогая игрушка. Не случайно ВСУ испытывает хроническую нехватку современной артиллерии. Страны НАТО даже вскладчину не способны обеспечить Украину высокомобильной артиллерией в требуемых количествах. Натовские самоходки – очень жирные цели для Российской Армии, что неоднократно демонстрировалось данными объективного контроля. Охота за Panzerhaubitze 2000 и Caesar стала одной из приоритетных задач российских дроноводов.

Мнение командира гаубичной батареи


Современные боевые действия на СВО уже два года как статичны. Времена стремительных прорывов ушли в прошлое, и наступление Российской Армии складывается из череды тактических кризисов противника. Враг вынужден отступать, но о прорыве фронтов пока речи нет. В связи с этим маломобильная буксируемая артиллерия занимает особую нишу. Гаубичный расчет может месяцами не покидать место дислокации, лишь иногда перемещая орудия для введения противника в заблуждение.

Можно много теоретизировать насчет судеб артиллерии на СВО, но ничего лучше мнения боевого офицера, наверное, не найти. В интернете появились аналитические рассуждения командира гаубичной артиллерийской батареи Пинчука И. В., который сражался в 2023 году на северном фланге Бахмутской агломерации. Это очень непростой участок фронта, на котором офицер работал с гаубицами Д-30. Все его рассуждения сводятся к месту легкого 122-мм буксируемого орудия в современных боевых действиях. Главное, что можно вынести из аналитики ветерана, это очень нескорый конец ствольной артиллерии. Особенно в свете разрекламированных FPV-дронов, которые, по мнению некоторых, совершили настоящую революцию.

Летящий на сверхзвуковой скорости снаряд нет никакой возможности остановить или сбить с пути. Научились справляться с минами, летящими по навесной траектории, но не со снарядами. В коротком очерке Пинчук указывает на высокую скорость огневого воздействия на противника. Если подразделения впереди запросили артиллерийскую поддержку, то опытный расчет ударит по цели в считанные минуты, если не секунды. Цитата:

«Вторым важным фактором является время между выстрелом и поражением цели – время полета снаряда. Здесь также легкие пушки превосходят РСЗО, тяжелые гаубицы и дроны. При стрельбе на дальность от 6 до 12 км полетное время от 35 сек. до 1 минуты 30 сек. соответственно. Что это значит на практике? Это значит, что, стоя позади пехоты в 6 км (практика показала, что расположение ближе сильно затрудняет работу из-за более легкой для противника контрбатарейной борьбы всеми средствами), мы можем оказать ей поддержку через 1:20 (1 минута – полет снаряда, 20 сек. – прицеливание) – 2.00 (1 минута – полет снаряда, 1 минута – приведение к бою оружия орудия с прицеливанием). При этом работа может осуществляться как прицельно, так и на подавление. При работе на подавление орудие способно производить выстрел раз в 8-10 секунд, с восстановлением прицеливания, разумеется».

В итоге мы получаем идеальное средство для борьбы с наступающей пехотой. Пара Д-30 в состоянии парализовать атаку подразделений противника до роты включительно. Конечно, если речь не идет о войне в городской застройке. Возникает закономерный вопрос: а в чем же преимущество именно буксируемой гаубицы в этом случае, если с этим не хуже справится «Гвоздика» на гусеничном ходу? И вот здесь офицер Пинчук И. В. приводит примеры малозаметности своих Д-30.

Низкий профиль и сравнительно небольшие габариты 122-мм гаубицы позволяют замаскировать орудие под кучу обломков размером 1,5 х 1,5 х 1,5 метра. Ветеран рекомендует после маскировки обязательно поднимать дрон и облетать расположение батареи, чтобы удостовериться в успешности выполненной работы. Конечно, это не защитит от контрбатарейной работы, но прицельный огонь по батарее он вести не сможет, а будет лишь методично отрабатывать по квадрату. Когда расчет батареи в укрытиях, то обнаружить гаубицу через тепловизор практически невозможно. Только по косвенным признакам – например, по свежим следам жизнедеятельности человека. В инфракрасном спектре оружие светится только после выстрела.

Пинчук кратко пояснил по средствам поражения противника. Самым «безобидным» оказались РСЗО «Град». Снаряды слышно, что позволяет вовремя укрыться, а мощности боеприпаса хватает для поражения орудия только при прямом попадании. Далее по эффективности располагается высокоточная GMLRS от Himars или M270 MLRS. Средство губительно для расчета за счет сверхзвуковой скорости и невозможности услышать звук «выхода». Офицер утверждает, что даже при идеальных для противника условиях высокоточная ракета отклоняется от цели на 6-10 метров. А если по ней работает РЭБ, и того больше. Фатальные последствия для стального остова орудия GMLRS учинить может только при прямом попадании.

Самым страшным оружием командир гаубичной батареи назвал 155-мм осколочный фугас M795. Этот чемодан опасен как для живой силы, так и для орудия за счет формирования крупных и быстрых осколков.

Интересно, как Пинчук описывает методику борьбы с вражескими БПЛА:

«Что касается работы вражеских дронов по нашим пушкам — тут исчерпывающей информации я не имею. Но помните, дроны работают только по тому, что видят. Маскировка в помощь. По факту, если над позициями висят дроны — работать нельзя, пока последние не уничтожены. Если дрон обнаружит орудие и даже если он произведет атаку в это орудие, трогать пушку в течение пары суток не стоит — будут долбить в это место. Однако через время высока вероятность, что пушка после обстрела будет ремонтопригодной».

В итоге можно констатировать, что буксируемые орудия, особенно легкого класса, очень живучи. За счет сравнительной простоты гаубиц и пушек, ремонт можно проводить быстро и в полевых условиях.


Среди очевидных минусов буксируемой артиллерии на первый план выходит низкая мобильность и зависимость от тягача. Как написал Пинчук, «формула: быстрая смена позиции = успех, это может быть про САУ, но не про буксируемые гаубицы». Боевая работа такой техники требует тщательного выбора позиции и тактики применения. Здесь же уязвимость расчета, а также невозможность ведения огня под обстрелом. В конце приведем ответ автора очерка на вопрос о целесообразности легкой буксируемой гаубицы в современных сражениях:

«Пока на поле боя есть место пехоте и небронированной технике, пока минные поля работают, а на войне в принципе существует линия фронта – легкие пушки будут востребованы».


По материалам очерка «Пушки в современных реалиях. Хлам или нагиб?». Автор – командир гаубичной артиллерийской батареи Пинчук И. В.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх