Почему сегодня он слабеет?
Снова и снова нас пытаются убедить, что стране выгоднее относительно слабая национальная валюта. Но это так, если за страну считать только её экспортёров и либеральных финансистов. Тем и вовсе, сколько денег ни заработают трудящиеся для своей родины, они по-прежнему норовят их, говоря прямо, «заныкать».
Вынуждены использовать откровенный вульгаризм, потому что никакие иные слова здесь не подходят. Особенно с учётом того, что произошло с тремя сотнями наших резервных миллиардов и того, что ныне творится с оборонным заказом (Россия торгашеская, как же стыдно за тебя!).
Складывается впечатление, что рубль в марте 2022 оперативно вернули к допандемийным курсовым отметкам лишь по прямому указанию сверху. А унижение доллара и фактический отказ от евро были не более чем показательными акциями.
Так что же, если простым переводом расчётов за сырьё на рубли удалось де-факто перевести свою валюту в разряд свободно конвертируемых, пусть и относительно, это плохо? И только потому, что большинству либерально настроенной публики перекрыт выезд за границу?
В Париж, по делу, срочно
Несмотря на то, что финансисты могут привести нам просто массу доводов в пользу и слабого, и сильного рубля, есть довод самый простой. Подобие «железного занавеса», только подобие, заметьте, которое сейчас имеет место быть, не даёт, и в обозримом будущем не даст, упасть национальной валюте.
Как бы того не хотелось экспортёрам и рулевым от финансов. Было даже предложение, причём неоднократное, загнать рубль в некий коридор, с потолком повыше, но и с фундаментом не слишком низко. Но не прошло – за сильный рубль тоже есть кому постоять.
Не так давно, между прочим, когда на фронте всё было плохо, и даже очень плохо, евро и доллар благополучно ползли вниз – ближе к 50 рублям по курсу. Хоть рубль и не в коридоре, где его хотят видеть из больших кабинетов ЦБ и Минфина.
Некое затишье после Балаклеи и Изюма развязало руки Банку России и Минфину. И господа их руководители тут же взялись за своё. Для начала пропихнули через Думу и Совет Федерации дефицитный бюджет, хотя никаких объективных предпосылок к этому не было и нет.
Даже с учётом теракта на «Северных потоках» и того, что и нефть, и газ Россия вынуждена сегодня продавать чуть ли не по демпинговым ценам. Именно демпинговым, и именно вынуждена. Не случайно никакой негативной реакции по этому поводу не слышно ни от ОПЕК, ни от участников плюсовой сделки по экспорту нефти.
Ну а бенефициары газового рынка, а это сегодня – США и Норвегия, только потирают ладони от космических прибылей. Нашей казне такие и не снились, а мы ещё удивляемся, откуда деньги на помощь Украине.
Торгуют не все
Тем не менее отнюдь не позитивные перемены в торговом балансе России, ещё недавно завидном, всё же столкнули рубль на траекторию снижения. Курс ближе к 65 рублям за доллар после 53–54 – это солидный откат. Но на него, кроме специалистов и журналистов, никто вообще не обратил внимания.
А напрасно, поскольку это может дать старт долгосрочному тренду на снижение. Во всяком случае настрой у финансовых властей явно соответствующий. Основа для такой позиции – соотношение экспорта и импорта. Не секрет, что оно играет ключевую роль в скачках валютных курсов.
А тут ещё и очередная, уже восьмая по счёту подарочная, в комплекте с террористическими атаками, упаковка западных санкций. Многих смутило падение курса в ожидании санкций, то есть ещё в прошлую пятницу. И никто не горел желанием уйти на выходные с активами, которые к понедельнику могут превратиться в ничто.
С санкциями Запад в тот момент не поспешил, но тем не менее торговый баланс России продолжал ухудшаться. Надо сказать, что этому помогли наши же борцы с санкциями, которые за счёт параллельного импорта и позитивных, в пользу Востока, перемен в логистике, добились существенного, даже очень, роста импорта.
Это привело к повышению спроса на валюту, ведь всё, что можно, на рубли переключить никак не получится. Параллельно с этим просел экспорт, о причинах чего – чуть ниже. А вот перспективы дальнейшего увеличения импорта вызывают большие сомнения.
Перспектива.net
В США и ЕС сейчас активно, даже агрессивно работают над тем, чтобы применить санкции к нарушителям антироссийских мер. Помогаете России обходить санкции – получите в ответ прямые запреты в сфере импорта товаров, работ и услуг.
Страдают даже офшоры и фирмы-прокладки, на которые давят так, что всё чаще приходится уходить от рисков, связанных с Россией. Экспорт же становится всё менее прибыльным с учётом нефтяного эмбарго и сокращения транзита газа в Европу из-за отключения и подрыва ниток «Северных потоков».
С этим более-менее понятно, не совсем понятно, почему падает экспорт товаров, критически важных для Запада? Скорее всего, дело в грядущей и, похоже, уже неизбежной рецессии. Число заказов просто катастрофически снижается, хотя достоверной статистки пока нет, и вот итог – даже то, что России заново разрешают, теперь не очень-то и нужно.
В нашу страну приходит всё меньше валютных платежей, из-за чего спрос на рубль, напомним, де-факто конвертируемый не хуже евро и доллара, не растёт. И даже если сильно не падает, то доллар с евро растут. К концу года, по нашему прогнозу, могут подрасти до 70–73 рублей по курсу.
Не столь и много, но довольно неприятно, хотя если в остальном всё будет хотя бы так, как сейчас, эти валютные курсы экономика переварит без труда. Если ей, конечно, ЦБ с Минфином не перекроют окончательно рублёвые краны.
Впрочем, этот апокалиптический вариант – вообще что-то из области фантастики, поскольку оборонный заказ за бесплатно исполнять никто не будет. Даже в случае полной мобилизации.
- Автор:
- Алексей Подымов, Анатолий Иванов
- Использованы фотографии:
- watchimg.com
Свежие комментарии