На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ирина Рукина
    Очень мощные лоббистские группы вместе с диаспорами и религиозными деятелями проводят крайне опасную политику. У нас ...«Они тут не нужны...
  • Василий
    Вытерли очередной раз ноги об Россию, ну и что? Нам не привыкать.1 : 0 в пользу Аб...
  • Евгений Алексеенко
    Он напомнил, что в советские годы все школы Средней Азии были советскими, с портретами Пушкина, Лермонтова и Ленина н...Не только Абхазия...

Зачем Америке бесполезные бомберы-невидимки?

Фото: ВВС США

Вечером 2 декабря 2022 года на предприятии Plant 42 корпорации Northrop Grumman в Палмдейле (штат Калифорния) состоялась презентация опытного образца нового американского малозаметного стратегического бомбардировщика В-21 Raider. На церемонии присутствовал министр обороны США Ллойд Остин, который произнес красивую речь:

«Это не просто еще один самолет, это воплощение решимости Америки защищать республику, которую мы все любим… Мы ясно даём понять любому потенциальному противнику, что риск и цена агрессии намного превосходят любые возможные успехи… Ни один дальний бомбардировщик не может сравниться с его возможностями.

Пятьдесят лет достижений в области малозаметных технологий ушли на создание этого самолета. Даже самые совершенные системы противовоздушной обороны не смогут обнаружить B-21 в небе. Raider предназначен для доставки как обычных, так и ядерных боеприпасов с колоссальной точностью».

Президент подразделения авиационных систем Northrop Grumman Том Джонс отметил, что технологии малозаметности, использование открытой архитектуры и технологий объединенной системы управления всеми доменами (Joint All-Domain Command and Control, JADC2) позволяют классифицировать B-21 как самолет шестого поколения.

Так ли это? Взаправду ли новый американский бомбер так уж неуязвим и сокрушителен, как уверяет министр Остин, и каким боком он относится к шестому поколению боевых самолётов?

Отметим, что сам факт разработки малозаметного стратегического бомбардировщика B-21 Raider, конструкция которого выполнена по схеме «летающее крыло» с отсутствием вертикального оперения, означает, что точно такое же малозаметное стратегическое «летающее крыло» B-2 Spirit никуда не годится. Впрочем, с этим никто уже не спорит. Ведущий западный военный аналитик Мартин ван Кревельд назвал B-2  абсолютным бедствием (absolute disaster):

«Первоначально предполагалось построить 137 бомбардировщиков, но из-за высокой стоимости ограничились 20. Эти дорогостоящие монстры требуют ангаров с кондиционированием, и поэтому могут использоваться только с территории США, и, следовательно, им потребуется несколько часов для полета к намеченным целям. Однако американские ВВС просто зациклились на стремлении иметь стратегические бомбардировщики и развернули новую программу – “Next Generation Bomber”».

То, что тендер на B-21Raider выиграла все та же Northrop Grumman, которая построила В-2, и что ВВС США намерены заказать 175 таких супербомбардировщиков, просто выводило ван Кревельда из себя.

Предельно высокой оказалась и стоимость содержания невидимок. Так, только для хранения B-2 требовалось оборудовать специальные ангары с особым микроклиматом. В противном случае покрытие самолета теряло радиопоглощающие свойства. Это сильно ограничило возможности применения бомбардировщиков. Тихоходный «стратег», который не мог долго находиться под лучами солнца, разрушавшими его радионезаметную покраску, обошелся бюджету США в совершенно немыслимые траты. Покупка каждого бомбардировщика обходилась более чем в $4млрд.

В течение двадцати лет компания Northrop Grumman не могла исправить серьезнейший конструктивный дефект самолета, заключавшийся в растрескивании металлической панели между двигателями, прикрывающей композитный каркас от раскаленной реактивной струи. Дефект был вызван усталостью металла, которая проявлялась из-за воздействия высоких температур, а также вибраций, возникающих во время работы силовых установок.

Отмечу, что такого рода дефекты органичны для тяжелых летательных аппаратов, построенных по схеме «летающего крыла».

В боевых действиях B-2 участвовал редко. Отбомбился в Ираке, Афганистане и Югославии (когда там были уничтожены все системы ПВО), после чего командованию американских ВВС стало ясно, что дешевле и эффективней применять против партизан в тапочках обычные бомбардировщики B-52.

Замена сверхдорогого B-2 по определению должна была быть более дешёвой, причем намного. Поэтому B-21 Raider имеет существенно меньшие размеры и два двигателя вместо четырех в отличие от своего предшественника.

Это резко снизило стоимость самолета, примерно до 500 млн. долл. Кроме того, подозреваю, что пентагоновские генералы серьезно накрутили хвост компании Northrop Grumman на тему минимизации откатов и серых схем.

Можно ли считать новый самолет бомбардировщиков шестого поколения? Ответственно заявляю, что нельзя!

Во-первых, боевой самолет шестого поколения, согласно установкам Пентагона, должен иметь двигатель шестого поколения. А его разработку американцы провалили.

Турбореактивный двигатель шестого поколения (иначе называемый адаптивным или трехконтурным, который значительно расширяет возможности боевых самолетов), разрабатывался компаниями General Electric Aviation и Pratt & Whitney уже 15 лет. Весной прошлого года GE Aviation сообщила, что испытания нового двигателя успешно завершены. В ходе тестирования силовая установка якобы показала характеристики, соответствующие расчетам на этапе проектирования.

Однако в начале августа сего года стало известно, что ВВС США отказались от этих двигателей, хотя обе компании громко выражали свое несогласие с таким решением.

В августе 2022 года ВВС США выдали пяти ведущим американским аэрокосмическим компаниям контракты на сумму 975 млн долл. каждый на разработку двигателей для перспективного истребителя шестого поколения. Контракты получили компании General Electric, Pratt & Whitney (в партнерстве с Raytheon Technologies), Boeing, Lockheed Martin и Northrop Grumman. Контракты включают разработку, постройку и испытания прототипов двигателей и рассчитаны до 2032 года.

Буквально за несколько дней была обнародована новая программа разработки авиадвигателя шестого поколения и выданы соответствующие контракты. Американских аналитиков удивило, что три из пяти получивших контракты компаний (Boeing, Lockheed Martin и Northrop Grumman) никогда двигатели не разрабатывали и не строили. Такое решение может означать лишь утрату доверия к General Electric Aviation и Pratt & Whitney, впустую потративших деньги американских налогоплательщиков.

Сколько лет или десятилетий понадобиться ведущим корпорациям американского ВПК для создания авиадвигателя шестого поколения, неизвестно даже Пентагону. Новейший В-21 будет оснащен двумя двигателями компании Pratt & Whitney F-135, которые установлены на истребителях F-35.

Это снижает себестоимость как двигателей, так и нового бомбера, но к шестому поколению летательных аппаратов отношения не имеет.

Кроме того, уменьшения числа двигателей с четырех до двух ухудшает характеристики малозаметности.  На B-2 стоят четыре двигателя F118, которые развивают тягу около 8 тонн. Двигатель Pratt & Whitney F135, используемый в истребителе F-35 может развивать тягу до 20 тонн, что, в свою очередь, требует большего воздухозаборника. Кроме того, температура выхлопа гораздо больше.

Известный авиационный эксперт Ричард Абулафия заметил по этому поводу в адрес B-21: «горячие турбины и большие сопла – это две вещи, которые ненавидит стелс».

Руководство Пентагона и компании Northrop Grumman могут сколько угодно утверждать, что новый бомбер-невидимка будет еще более малозаметным, чем его предшественник, но упрямые факты, вытекающие из самой конструкции B-21, это не подтверждают.

Помимо прочего, B-21 не сможет летать на сверхмалых высотах, где бессильны современные системы ПВО из-за того, что у него изменили конфигурацию задней кромки крыла.

Аналитики российского портала «Военное обозрение» обратили внимание на то, что B-2 имеет пилообразную заднюю кромку крыла, чтобы соответствовать требованиям ВВС США по обеспечению полёта на малых высотах. А B-21 оптимизирован для полетов на средних и больших высотах. У него задняя кромка крыла без обеспечивающего большую малозаметность зигзага.

Можно ли считать ли более узкую специализацию по высоте преимуществом нового бомбера? Сомневаюсь.

Насчет нового более качественного радиопоглощающего покрытия, которое разработали в Northrop Grumman и которое якобы не боится ни солнца, ни дождя.

Во-первых, что ж тогда не перекрасили двадцать B-2 Spirit, которые по-прежнему ютятся в спецангарах с микроклиматом, что стоит ох как недёшево?

Во-вторых, недавно по сетям разошлись фото новейших палубных F-35C, радиопоглощающее покрытие которых получило серьезные повреждения после нескольких месяцев эксплуатации. Ну и где эта хваленая стойкая к ультрафиолету и влаге стелс-покраска?

Новый стратегический бомбер B-21Raider призван преодолевать систему ПВО России и Китая. От этой навязчивой идеи «агрессивные бестии» Пентагона никак не могут отказаться.

Однако, американский военно-морской портал Navalnews обращает внимание на «врожденные недостатки бомбардировщика-невидимки В-2 Spirit и будущего бомбардировщика-невидимки В-21 Raider, которые не могут быть изжиты в ходе их эксплуатации».

«В эпоху недавно появившихся гиперзвуковых и сверхзвуковых противокорабельных, противовоздушных, крылатых и наземных ракет дозвуковые стратегические бомбардировщики США базируются в отделенных от возможных театров военных действий авиабазах, а их тихоходность не обеспечивает глобального быстрого развертывания»,

– пишет издание.

Но даже в том случае если B-21 Raider долетят до границ России, то они вряд ли преодолеют наши ЗРК-400, не говоря уж о ЗРК С-500 «Прометей». В ходе боевых действий на Ближнем Востоке даже российские истребители видели на экранах своих радаров якобы невидимые бомберы США. 

Кроме того, как отметил в интервью порталу AerospaceAmerica генерал-майор ВВС США Марк Баррет, в России и Китае уже работают «над новыми способами поиска самолетов-невидимок, в том числе путем отслеживания их шумовых следов на большом расстоянии или их тепловых сигнатур».

Невозможность передового базирования слишком капризных и дорогих бомбардировщиков-невидимок уже вызвала у американских аналитиков идею использовать обычные грузовые самолеты как «ракетные грузовики» (Cargo plane Cruise Missile Truck), которые могут базироваться вблизи возможных ТВД, да и стоят не пример дешевле, чем грозные, но капризные невидимки.

А в чём же тогда смысл создания сотен новых суперсложных и супердорогих бомбардировщиков, если они в общем-то бесполезны?

Тот, кто возьмет на себя труд подсчитать, сколько сотен миллиардов долларов получат в ходе реализации этих амбициозных планов Пентагона монстры американского ВПК, найдет убедительный ответ на этот вопрос.

Владимир Прохватилов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх