Курс на однополярный мир
Весной 1945 года союзники СССР по антигитлеровской коалиции начали допускать обидные жесты в отношении Москвы (Почему началась холодная война). Так, 7 мая 1954 года, вопреки прежним договорённостям, западники признали в Реймсе капитуляцию Германии. По настоянию Москвы её признали предварительной, и процедуру безоговорочной капитуляции повторили в ночь на 9 мая в берлинском предместье Карлсхорст.
Американцы и британцы, стараясь принизить ранг события в Берлине, прислали туда второстепенных генералов. 8 мая премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и президент США Гарри Трумэн объявили о подписании в Реймсе безоговорочной капитуляции и победе.
Советские граждане узнали о подписании капитуляции в Карлсхорсте из сообщения Совинформбюро 9 мая 1945 года в 2 часа 10 минут ночи по московскому времени. Диктор Юрий Левитан зачитал Акт о военной капитуляции фашистской Германии и Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении дня 9 мая праздником Победы.
Сообщение передавалось всю ночь, а затем весь день 9 мая. Вечером 9 мая с обращением к советскому народу выступил Иосиф Сталин, после чего Левитан зачитал приказ Верховного главнокомандующего о полной Победе над фашистской Германией и об артиллерийском салюте сегодня, 9 мая, в 22 часа тридцатью залпами из тысячи орудий.
Союзники договаривались провести совместный Парад Победы в Берлине. По первоначальной договорённости, на параде должны были присутствовать главнокомандующие союзными войсками в Германии, но перед самым парадом Монтгомери, Эйзенхауэр и Латр де Тассиньи отказались от участия, сославшись на «чрезмерную занятость». Парад провели 7 сентября. От Советского Союза парад принимал маршал Георгий Жуков.
В Москве считали, что такое «похолодание» в отношениях связано со смертью Рузвельта и приходом к власти недружественного Трумэна. Однако это было не так.
Именно Рузвельт со своей командой расчётливо готовил Вторую мировую войну (Истоки Второй мировой войны: США против всех), подталкивал к войне Германию и Японию. Рузвельт создал ту политическую базу, на которую опирался Трумэн. Его команда оставалась прежней, сформированной при Рузвельте. Но Трумэн действовал грубее, не так тонко, как Рузвельт.
В Кремле надеялись: противоречия сглажены великой борьбой с нацизмом и фашизмом, великие державы, как во время войны, будут координировать действия, разрешать спорные вопросы совместно. Большая тройка будет сохранена.
Однако американцы никакого равноправного сотрудничества не желали. Они организовали мировую войну, чтобы захватить абсолютную власть, создать однополярный мир. Официально это преподносилось как создание системы «коллективной безопасности» под эгидой ООН.
В своем послании конгрессу «О реорганизации вооруженных сил» от 19 декабря 1945 года президент США Трумэн прямо заявил:
«Мы все должны признать, что победа, которую мы одержали, поставила американский народ перед лицом постоянной и жгучей необходимости руководства миром».
Фельдмаршалу Вильгельму Кейтелю, подписывающему Акт о безоговорочной капитуляции Германии с немецкой стороны, подают текст акта. Слева, второй от зрителя, за столом сидит Г. К. Жуков, подписавший акт от лица СССР. 8 мая 1945 г.
Турецкий вопрос
На Потсдамской конференции в июле-августе 1945 года союзники ещё вынуждены были уступать Сталину: по границам Польши (ей по предложению Москвы отдали обширные области Германии); о совместном управлении Германией; о репарациях «натурой», включая часть заводского оборудования и станков из западных зон оккупации и т. д.
США русские нужны были, чтобы быстро разгромить Японскую империю. Американские военные считали, что без участия СССР воевать с японцами придётся ещё 1–2 года, и людские потери будут очень высокими. Счёт пойдёт на миллионы.
В это же время Москва решила вспомнить про традиционные для России вопросы – проливы Босфор и Дарданеллы, области исторической Грузии и Армении, которые ещё входили в состав Турции.
19 марта 1945 года Москва денонсировала советско-турецкий договор от 25 декабря 1925 года, после чего начались неформальные консультации и переговоры о заключении нового договора. Турецкая сторона предложила проект, по которому во время войны гарантировала свободный проход советских ВС.
СССР хотел наказать Турцию за враждебную позицию во время Второй мировой войны (Почему Сталин не взял Константинополь и Черноморские проливы), когда турки едва удержались от вступления в войну на стороне Гитлера, и России приходилось почти всю войну держать на турецкой границе крупную группировку войск и занять Северный Иран.
Также Турция экономически поддерживала Третий рейх почти всю войну. Само ведение войны Германией было возможно только благодаря поставкам из Турции хромовой руды. Германский министр вооружений Шпеер признавал, что остановись эти поставки – и вся военная промышленность через полгода начала бы «голодать», а через год остановилась бы. Однако эти поставки прекратились лишь в августе 1944 года, когда наступающие Русские войска блокировали коммуникации на Балканах.
Поэтому в июне 1945 года Молотов через турецкого посла в Москве Сарпера сообщил, что необходим режим совместного советско-турецкого контроля в Черноморских проливах с размещением советской военно-морской базы и исправление Московского договора 1921 года, который Молотов назвал несправедливым для «обиженного в территориальном вопросе» СССР.
Новая граница СССР и Турции, с советской точки зрения, должна была примерно соответствовать границе Российской и Османской империй по состоянию на 1913 год: к незаконно отторгнутым территориям относились бывшая Карсская область, юг Батумской области, а также Сурмалинский уезд бывшей Эриванской губернии.
Таким образом Москва хотела восстановить позиции России на Кавказе, которые были подорваны развалом Российской империи. Получить плоды победы, которые должна была получить Россия после Первой мировой войны. А вопрос о режиме Черноморских проливов столетиями был для России болезненным. Сам Сталин отмечал, что Турция, поддерживаемая Англией, «держит за горло большое государство и не даёт ему прохода».
Турция блокировала Черноморский флот, и наоборот, открывала проливы для наших врагов, создавая угрозу во время Крымской, Первой мировой войны, в Гражданскую войну.
К 22 июня 1945 года Турция отвергла все предложения СССР, найдя новых покровителей в лице США и Англии. На Потсдамской конференции Молотов поднял вопрос о более справедливой границе с Турцией:
«…в 1921 году от Советской Армении и Советской Грузии Турцией была отторгнута территория – это известная территория областей Карса, Артвина и Ардахана. Поэтому мною было заявлено, что для того, чтобы заключить союзный договор, следует урегулировать вопрос об отторгнутой от Грузии и Армении территории, вернуть им эту территорию обратно».
Также Молотов обозначил проблему о Черноморских проливах, добавив:
«мы неоднократно заявляли нашим союзникам, что СССР не может считать правильной Конвенцию, заключённую в Монтрё».
При этом Молотову вопрос о проливах был важнее новой границы. Советская сторона предлагала пересмотр конвенции Монтрё и предоставление СССР военно-морской базы в проливах.
Западные державы не стали делать уступок в турецком вопросе, но конвенцию Монтрё обещали пересмотреть.
Потсдамская конференция. Советская делегация, в центре сидит председатель Государственного Комитета Обороны СССР И. В. Сталин.
Фултонская речь
Как только Япония была разгромлена и оккупирована американцами, и надобность в союзе с СССР отпала, западники стали более откровенными.
В октябре 1945 года в штабе генерала Дуайта Эйзенхауэра по приказу президента Трумэна был разработан план «Тоталити» (англ. Totality – всеохватность). Американцы были готовы сбросить 20–30 ядерных бомб на 20 важнейших городов СССР.
План «Тоталити» возглавил череду разрабатываемых в дальнейшем руководством США военных планов по военным действиям с СССР с применением атомного оружия. В последующих планах ударов становилось всё больше. Американцы надеялись использовать превосходство в ядерном оружии и стратегической авиации (тогда – главный носитель ЯО).
В октябре 1945 года открылись заседания ООН. Америка пыталась превратить этот орган в некий всемирный трибунал с правом вмешательства в любые противоречия между странами, решая их в своих интересах. СССР мог противодействовать этому только правом «вето» в ключевом органе ООН – Совете Безопасности.
5 марта 1946 года Уинстоном Черчиллем в Вестминстерском колледже в Фултоне в США была произнесена знаменитая речь, ставшая сигналом т. н. холодной войны между коллективным Западом с союзниками и СССР. В сущности, это была третья мировая война. Однако Запад не мог в открытую напасть на СССР, опасаясь его огромной военной мощи. Поэтому боевые действия шли на территории других стран (Корея, Вьетнам и т. д.), на политико-дипломатическом, информационном, культурном, научно-технологическом и экономическом фронтах.
Черчилль назвал Россию врагом Запада и призвал к консолидации всех сил для борьбы с ней. Великий британец констатировал, что отныне «Соединённые Штаты находятся на вершине мировой силы». Что единственной силой, которая может остановить новую войну и тиранию, является «братская ассоциация англоговорящих народов».
Черчилль открыто назвал Советский Союз причиной «международных трудностей», что русские опустили «железный занавес» в Европе. Что в мире растёт коммунистическая угроза: «в большом числе стран, далёких от границ России, во всём мире созданы коммунистические «пятые колонны», которые работают в полном единстве и абсолютном послушании в выполнении директив, получаемых из коммунистического центра».
Черчилль был уже неофициальным лицом, в отставке, потому британское правительство ответственности за его слова не несло. Но речь произносилась в присутствии Трумэна и была широко освещена в мировой прессе. Ни со стороны официального Вашингтона, ни со стороны Лондона опровержений и возражений не последовало.
В Москве всё хорошо поняли. 14 марта Сталин в интервью «Правде» сказал неприятную Западу правду:
«…господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей.
Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию.
Господин Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира.
Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы как единственно полноценная нация должны господствовать над другими нациями.
Английская расовая теория приводит господина Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные, должны господствовать над остальными нациями мира».
Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию.
Господин Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира.
Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы как единственно полноценная нация должны господствовать над другими нациями.
Английская расовая теория приводит господина Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные, должны господствовать над остальными нациями мира».
Продолжение следует…
Свежие комментарии