На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Авгур
    Ну  и кто тебя гнал в первый день на открытие?Статья неоднозначная,осталось двоякое впечатление от манеры освещения ."Парк Победа" : В...
  • Владимир Моргунов
    ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ АМЕРЫ ПОДНИМАЛИСЬ НА РЕКАХ КРОВИ !!! ПОРА С ЭТИМ ПОКОНЧИТЬ, СВО-САМОЕ ВРЕМЯ ЭТО СДЕЛАТЬ !!МИРОВЫЕ СМИ: ВОЕН...
  • Eduard
    Понятно,что Европа пытается Украину украсть,что к Законности тоже отношения не имеет!ТАК СКОЛЬКО ЖЕ БА...

Американские летчики из… Пензы!

«Мы летим, ковыляя во мгле,

Мы идем на последнем крыле.
Бак пробит, хвост горит
И машина летит
На честном слове и на одном крыле.
(«Бомбардировщики», Леонид Утесов)


«Договоры должны соблюдаться!»


Война войной, а политика – политикой! При этом и про экономику забывать тоже не нужно. Поэтому очень часто бывает так, что вчерашние союзники становятся сегодняшними врагами (враги пообещали больше, вот союзники и купились!), и наоборот. Так было, например, с Италией в Первую мировую войну и с Японией… во Вторую. Казалось бы, что, будучи союзницей фашистской Германии, она должна была бы все силы положить на войну с Советской Россией, но… даже победа над последней не дала бы ей нефти! А нефть – кровь войны! А тем временем американское нефтяное эмбарго задушило бы японскую экономику. Вот японцы и начали войну с Англией и США. А с СССР у Японии был подписан Пакт о ненападении, и он худо-бедно соблюдался. Вот только породило это определенный казус. По нему все американские экипажи подбитых над Японией самолетов, оказавшихся после этого в СССР, должны были интернироваться! Причем, таких экипажей американских ВВС и ВМС США, интернированных в СССР за годы войны, набралось довольно много. Их самолеты получали повреждения, у них заканчивалось горючее, и они летели к своим союзникам, то есть в СССР. 

Тогда-то и выяснялось, что, будучи союзниками США по антигитлеровской коалиции, мы с Японией не воевали. А по существовавшим тогда нормам международного права, поскольку войны между нами не было, американцев, попавших к нам во время боевых действий против японской стороны, до конца войны надо было содержать в лагере «для перемещенных лиц»! Смешно, конечно, но «договоры должны соблюдаться». Ну, а первым экипажем, кому довелось испытать на себе все прелести политических «де факто» и «де юре» стали, как это ни удивительно, пилоты эскадрильи знаменитого подполковника Джимми Дулиттла, 18 апреля 1942 года совершившей дерзкий налет на столицу Японии.

«Империя наносит ответный удар!»

А было так, что штаб ВМС США был крайне озабочен необходимостью ответить ударом по Японии после Перл-Харбора. Это должен был быть отличный PR, для которого, однако, не было ни сил, ни возможностей. Решение нашел Джимми Дулиттл: бомбить Японию при помощи двухмоторных бомбардировщиков наземного базирования Б-25 «Митчелл», которые должны были взлететь с двух авианосцев. Было подготовлено два варианта налета. Первый – оптимальный, предусматривал удар с расстояния 500 миль. Сразу после этого авианосцы должны были отходить, а отбомбившиеся самолеты нагнать их и сесть.

Американские летчики из… Пензы!

Авианосец «Хорнет» с самолетами В-25 на палубе.

Второй вариант был резервным. На тот случай, если операция пойдет «не так», самолетам следовало лететь в Китай, добраться до территории, занятой войсками генерала Чан Кайши, и сесть на аэродром в провинции Хучжоу, в 200 милях к юго-западу от Шанхая.

Американские летчики из… Пензы!

А это 12,7-мм пулеметные ленты, подготовленные к укладке в самолеты на палубе «Хорнета».

«Не так» началось уже 18 апреля 1942 года, когда американские корабли были на расстоянии 750 миль от берега Японии, воздушная разведка с авианосца «Энтерпрайз» обнаружила патрульное судно «Нитто Мару». Корабль был тут же потоплен, но было уже поздно. Японцы уже успели отправить сигнал в штаб, поэтому ответ на вторжение самолетами или кораблями мог последовать в любую минуту! Тем не менее, отцы-командиры, отвечавшие за операцию, решили пойти на риск, и Дулиттл отдал приказ поднимать «Митчеллы» в воздух. Шестнадцать бомбардировщиков взяли курс на Японию, а авианосное соединение срочно повернуло на восток. Восьмым по счету в 8.35 взлетел самолет капитана Эдварда Йорка. Американцам удалось на малых высотах подойти к японскому побережью и сбросить бомбы на Токио, Канадзаву, Йокогаму, Йокосуку, Кобе, Осаку и Нагою. Ни один самолет над Японией сбит не был, то есть рейд увенчался полным успехом. Пощечина получилась классная, о чем тут же заявил президент Франклин Рузвельт, выступивший по этому поводу по национальному радио. Он же тогда сказал и о том, что самолеты взлетели из Шангри-Ла – страны, рожденной фантазией английского писателя Джеймса Хилтона, расположившего ее в Гималайских горах. О том, что случилось с экипажами этих самолетов тогда, естественно, ничего сказано не было: живы они или мертвы – все это скрывалось «военной тайной». Между тем ни один из 16 самолетов из-за нехватки топлива до нужного им аэродрома долететь не смог. Часть попадала в море, а их пилоты спаслись на парашютах. Восемь оказались в плену у японцев, причем троих из них они обезглавили, а еще один летчик умер в лагере. Но 64 пилотам все же удалось добраться до китайских партизан и не скоро, но все-таки вернуться в США. Среди вернувшихся был и подполковник Джим Дулиттл, сразу превратившийся в национального героя.

А вот капитан Эдвард Йорк – командир экипажа №8, оказался «самым умным». Сбросив бомбы, и, подсчитав расход горючего, он понял, что до Китая ему не долететь и направился на северо-запад в Россию... Членами экипажа Йорка были: второй пилот - 1-й лейтенант Роберт Дж. Эмменс, штурман - 2-й лейтенант Нолан А. Херндон, бортинженер – штабной сержант Теодор X. Лэбэн и стрелок-радист – капрал Дэвид В. Пол.

Американские летчики из… Пензы!

Экипаж №8, участвовавший в «рейде Дулиттла». Номер самолета – 40-2242. Цель – Токио. 95-я бомбардировочная эскадрилья. В первом ряду, слева направо: командир экипажа – первый пилот, капитан Эдвард Йорк; второй пилот, 1-ый лейтенант Робер Эмменс. Во втором ряду, слева направо: штурман-бомбардир, лейтенант Нолан Херндон; бортинженер, штаб-сержант Теодор Лебен; стрелок-радист – капрал Дэвид Пол.

Приказы должны выполняться!

Через девять часов полета американцы пересекли береговую черту и начали искать место для посадки. Архивные документы и, в частности, докладная записка начальника штаба Тихоокеанского флота контр-адмирала В. Богденко начальнику ВВС ВМФ СССР генерал-лейтенанту С. Жаворонкову, отмечают, что Б-25 был замечен постом воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) №7516 19-го отдельного полка ПВО Тихоокеанского флота у мыса Сысоева. Но находившиеся на посту проявили беспечность и… приняли американский бомбардировщик за наш Як-4, о пролете которого их просто не оповестили. Поэтому тревога и не объявлялась, а американский самолет как летел, так и летел. Тут его опять заметили, вновь опознали как Як-4 и «куда надо» не сообщили. Затем все-таки сообщение поступило, но зенитчики 140-й батареи, хотя американский самолет две минуты летел в зоне их обстрела, не обратили внимания на приказ своего оперативного дежурного и продолжили заниматься своими делами (потом всех должностных лиц за халатность накажут).

Американские летчики из… Пензы!

В-25 в воздухе.

А Йорк продолжал лететь курсом на север, стараясь поскорее сеть. Тут-то на него и вышли два И-15, занимавшихся тренировкой групповой слетанности. Заметив неизвестный самолет, они тут же пошли на перехват, но огня не открывали. А американцы поняли это так, что их встречают и тут же приземлились на аэродром Унаши, оставив позади 9 часов исключительно трудного полета. Объясняться севшим летчикам и хозяевам было трудно – никто из них не знал английского, а их гости не говорили на русском. Но Йорк показал по карте, что они прилетели с Аляски. Ну, а дальше союзников начали кормить и поить, приехало начальство вместе с переводчиком, а тем временем сообщение о севшем американском самолете поступило в Москву. Оттуда пришло срочное указание – доставить пилотов в Хабаровск, в штаб Дальневосточного фронта. Уже на борту самолета им сообщили о том, что… они интернированы! Удивленным американцам было трудно взять в толк, почему это советское командование не позволяет им вылететь в Китай, ведь самолет же их исправен.

Американские летчики из… Пензы!

«Боевая раскраска» В-25.

Вынужденное турне по Советской России

А дальше начались их самые настоящие «скитания» по России или, лучше сказать, «вынужденное турне». Сначала их из-под Хабаровска перевезли в город Куйбышев (Самару). Но там находилась японская дипломатическая миссия и от греха подальше их перевезли в соседнюю… Пензу. И не просто в Пензу, а поселок под Пензой Ахуны, где они и стали жить-поживать под присмотром советских офицеров. Обслуживали их также переводчик и целых семь женщин, которые убирали дом и готовили им еду. В общем-то, жили они очень неплохо.

Сегодня Ахуны - это признанная пензенцами зона отдыха. Там расположено несколько санаториев, стоит прекрасный сосновый лес, через поселок протекает пусть и небольшая, но речка, одним словом, хотя здесь живут очень многие (есть школа, техникум, библиотека и сельскохозяйственная академия!), сюда приезжают главным образом отдыхать. Добраться до города, однако, не так-то легко, поскольку ведет туда одна дорога, а лес вокруг заболочен.

Американские летчики из… Пензы!

Американские летчики экипажа №14 в китайской деревне.

Ну, а в то время это была просто большая деревня, откуда до города было – ой-ей сколько. Так что и ты сам оттуда не убежишь (куда бежать-то?), и тебя никто там не найдет! Пензенский историк Павел Арзамасцев пытался выяснить где, в каком именно доме там жили американцы, но ему этого так и не удалось. Но вот то, что они там жили – несомненно, и странно, конечно, гуляя по тамошним лесным тропинкам, среди заборов пионерских лагерей, старых лачуг и новомодных коттеджей, знать, что когда-то вот здесь слышалась английская речь, и могли ходить американские летчики, бомбившие Японию!

Но что-то нашему начальству в Ахунах не понравилось и американцев отправили в город Оханск под Пермь. Там они прожили семь месяцев и туда к ним приезжали и американские дипломаты, и письма с родины им туда доставляли, словом, «жизнь наладилась». Штурман Боб Роберс чуть было вообще не женился там на их русской хозяйке. Вот только там было очень уж холодно, и пилоты попросились туда, где потеплее.

7 января 1943 года они написали письмо сразу на двух языках – начальнику Генерального штаба Красной Армии генерал-полковнику Александру Василевскому, с расчетом на то, что о нем доложат и Сталину. Одновременно жена Йорка обратилась к президенту США и попросила помочь «вернуть мужа». И… работа началась!

На юг, на юг!

И когда американцы совсем уж было собрались бежать, им сообщили о переводе в Ташкент, а там по личному указанию Сталина начали готовить операцию по подготовке «побега» летчиков из СССР. Причем все надо было сделать так, чтобы американцы были бы сами уверены в том, что это они задумали этот побег и бежали сами, что русские им не помогали!

С этой цель неподалеку от Ашхабада оборудовали даже ложную пограничную полосу, имитировавшую советско-иранскую границу. Чтобы все было как «взаправду», поскольку на самом деле никакой «границы» там не было. Затем к ним подослали контрабандиста, который за деньги предложил перевести их к границе и даже рассказал, как найти британское консульство в Мешхеде. Ну, а затем ночью их посадили в грузовик и со всеми предосторожностями отвезли к границе, где они, озираясь и крадучись, пролезли под колючей проволокой и… оказались в Иране! Но это было еще советская зона оккупации, поэтому британцы также везли их тайно, объезжая советские КПП! На пакистанской границе их встретил… деревянный забор (!), который они проломили и вот уж тогда стали свободны по-настоящему!

В этот же день 20 мая их посадили на американский самолет и отправили в Карачи. А далее в обстановке абсолютной секретности пилотов Б-25 повезли через Ближний Восток, Северную Африку и Южную Атлантику в Майами во Флориду. Здесь им дали отдохнуть, после чего 24 мая направили в Вашингтон, где лично представили президенту США. Так закончилась 14-месячная одиссея американских пилотов, бомбивших Японию, однако волей случая оказавшихся в СССР!
Автор: Вячеслав Шпаковский

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх