На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Фадеев Сергей
    Всё правильно, не хотят жить по зконам РФ, гнать их всех "поганой" метлойЗвериная ярость: ...
  • Лидия Лидия
    Жаль, что нельзя за смерть наказать тоже смертью...Звериная ярость: ...
  • Евгений Алексеенко
    Это власть довела РФ до такого состояния,что русских убивают,стыд и позор гаранту.После ударов ножом 17-летний Игорь ...Звериная ярость: ...

Кирза в ядерной войне

Серия из нескольких статей, посвященных кирзовым сапогам и портянкам, а также их сравнительному преимуществу перед ботинками с носками, подводит нас к дальнейшему рассмотрению, чем эта кирза может быть полезной и даже жизненно необходимой для армии.

На мой взгляд, стоит рассмотреть ситуацию, с которой армия еще не сталкивалась, но возникновение которой является вполне вероятным – ведение боя на радиоактивно зараженных территориях, в дальнейшем, для лучшей понятности, на «грязной земле».

«Грязная земля»: от войны ядерной, до войны тотальной

Разумеется, распространенные утверждения о том, что будто бы после ядерной войны ничего больше не будет, не имеют под собой никакой основы, кроме вражеской военной пропаганды. Будет, и еще как будет! Почему я так считаю, можно будет подробно изложить в другом случае, чтобы сейчас не отвлекаться от главной темы. Пятна радиоактивного заражения вполне могут появиться по целому ряду причин.
Во-первых, ядерная война, то есть радиоактивное заражение от ядерных взрывов. Вокруг районов, по которым ядерное оружие будет применено массированно, возникнет большое пятно радиоактивного заражения.
Во-вторых, разрушение или повреждение атомных электростанций, хранилищ ядерного топлива и радиоактивных отходов, вызванных боевыми действиями. Скажем, прямое попадание авиабомбы GBU-43, снаряженной 8,4 тонны мощной взрывчатки, в энергоблок Ленинградской АЭС, вполне в состоянии устроить повторение Чернобыля. На этой АЭС установлены такие же реакторы РБМК-1000, как и на Чернобыльской АЭС. Разрушение реактора мощным взрывом, бесспорно, вызовет примерно такие же последствия, и тогда значительная часть Ленинградской области может стать «грязной землей».


РБМК-1000 на Курской АЭС, такой же как на Чернобыльской и на Ленинградской АЭС. Под площадкой, заполненной стальными "кубиками" - биологической защитой, находится сам реактор. GBU-43 без труда проткнет перекрытия реакторного зала и биологическую защиту реактора.

В-третьих, разрушение или повреждение тех же ядерных объектов, обусловленное технологическими причинами: ослабление контроля за ними в военное время, недостаточный ремонт и обслуживание, трудности с энергоснабжением и так далее. В военное время ослабление внимания к атомным объектам вполне вероятно, что может привести к серьезным авариям.
В-четвертых, уже существующие зоны, такие как чернобыльская «тридцатка», Семипалатинский полигон, Восточно-Уральский район заражения, которые также имеют некоторые шансы оказаться в зоне боевых действий.


Радиоактивная река Теча, недалеко от Муслюмово, Челябинской области в Восточно-Уральской зоне радиоактивного заражения. Дозиметр показывает 1,3 мкЗв/час, на этом месте дозу в 100 рентген можно набрать за 320 дней. Несмертельно, но хороший пример того, как самый пасторальный ландшафт может на деле оказаться опасным.

Как видим, список причин возникновения получается довольно объемным, и большая часть из них не связана напрямую с ядерной войной. К ним можно добавить вот еще какую причину. В прошлую мировую войну довольно широко использовались методы «тотальной войны», включающей в себя уничтожение всего мало-мальски ценного на территории, оставляемой противнику. Это не только эвакуация, но и взрыв фабрик и заводов, сжигание домов, сжигание запасов зерна и посевов, забой скота и тому подобные меры тотальной экономической войны. В новой мировой войне их список может пополниться радиоактивным заражением оставляемой территории. Технически сделать это не столь трудно, достаточно распылить над определенной территорией порошок высокорадиоактивного вещества, водный раствор радиоактивных солей, или просто использовать жидкие радиоактивные отходы, которых накоплены десятки тысяч тонн. Для этого может быть создала спецтехника (что-то вроде пожарной машины со свинцовой кабиной) или специальные боеприпасы, например, авиабомбы, начиненные кобальтовым порошком с источником нейтронного излучения. Заражение территории довольно надежно заблокирует ее хозяйственное использование, поскольку нельзя будет жить и подолгу находиться на «грязной земле», чтобы не схватить большую дозу и не умереть от лучевой болезни.
Так что боевые действия вполне могут быть связаны с необходимостью вести бои на «грязной земле», и вероятность такого поворота событий заставляет эту тему рассматривать с точки зрения подготовки к ней.

Тонкости хватания дозы

Для того, чтобы понимать, как вести боевые действия на «грязной земле» и что для этого нужно, надо понимать, как происходит облучение на радиоактивно зараженной территории.
Радиоактивные вещества на определенную территорию попадают обычно в виде мельчайшей радиоактивной пыли или аэрозоли. Активность источника измеряется в беккерелях или кюри (вторая единица более удобная), отражающих количество радиоактивных распадов в определенный период времени. Если источник радиации (пыль или аэрозоль) покрыл определенную площадь, и на ней повсеместно есть источники излучения, то активность можно измерить в кюри/кв. км. Активность свыше 0,1 кюри/кв. км является опасной и из этой территории люди должны быть отселены. Для сравнения, Чернобыль дал по многим территориям загрязнение с активностью 40 кюри/кв. км и выше.
Радиация негативно действует на человека не моментально, а в течение определенного времени, пока частицы пронзают его тело и приводят к повреждениям клеток. Соответственно, время играет роль. Человек может взять на секунду руками высокорадиоактивный предмет (например, кусок графита из реактора) и не получить серьезного ущерба для здоровья. Но если его подержать несколько минут в руках или постоять рядом, то можно получить дозу облучения, которая приведет к лучевой болезни или даже смерти. Доза поглощенного человеком излучения измеряется в рентгенах или бэрах. Мы будем употреблять рентгены, как более привычные, принимая, что речь идет именно о поглощенной организмом радиации.
Чтобы получил легкую лучевую болезнь, от которой подавляющая часть заболевших выздоравливает, нужно схватить дозу в 100 рентген (или 1 бэр). Основная неприятность – обильная рвота. 150 рентген дают смертность в 5%, 350 рентген – это уже «полусмертельная доза», то есть умирают 50% заболевших в течение 14 суток. 700 рентген и выше – смертельная доза облучения.
Облучение действует на человека не только применительно ко времени нахождения «под лучом», но и применительно к расстоянию. Чем дальше от источника, тем слабее облучение (поскольку молекулы кислорода и азота воздуха, а также водяной пар – это препятствия для частиц). Скажем, точечный источник в 1 кюри в 1 метре дает дозу 0,3 рентген/час, а в 10 метрах – 0,003 рентген/час. Но на радиоактивно зараженных территориях источники излучения расположены везде, и человек на «грязной земле» везде находится «под лучом».
Нетрудно подсчитать, что на «грязной земле» с активностью в 1 кюри/кв. км, для набора «полусмертельной дозы» потребуется 1166 часов или 48 суток. Потому на этой территории можно находиться день или два без вреда для здоровья, но жить нельзя. Активность в 40 кюри/кв. км набирает «полусмертельную дозу» всего за 9 часов. Безопасное нахождение на «грязной земле» с такой активностью не превышает 2 часов. Можно находиться и подольше, если защитить себя соответствующей защитной одеждой.

Кирзовые куртка, наголовник и сапоги

Нет, это не «химзащита». Комплект личной радиационной защиты другой, и в первую очередь защищает от радиации туловище. Человек довольно легко переносит даже большие дозы радиации, пришедшиеся на руки или ноги. Известен случай на ПО «Маяк», когда работник пострадал от самопроизвольной цепной реакции, начавшейся прямо у него в руках (он работал с раствором плутония). На свои руки работник получил около 900 рентген облучения и впоследствии оставил их в больнице, но при этом выжил. Такое же обучение туловища и внутренних органов привело бы к гарантированной гибели. Потому первым делом защищается туловище от прямого облучения, и защищаются органы дыхания от попадания в легкие радиоактивной пыли, которая вызовет внутреннее облучение органов.

Кирза в ядерной войне

Ликвидаторы на крыше энергоблока ЧАЭС. Хорошо видна их экипировка. Нижний край фотопленки засвечен радиацией, в этом месте она достигала 1500 рентген в час.

Ликвидаторы, работавшие на крыше энергоблока Чернобыльской АЭС, использовали для этой цели резиновые накидки, надевавшиеся поверх плотного комбинезона и затягивавшиеся по бокам. Иногда они комбинировались с тонкими листами свинца. Столь плотный материал, как резина – превосходный барьер для частиц, полностью блокирующий альфа и бета-излучение, и ощутимо ослабляющий проникающее гамма-излучение.


Цветной кадр из видеозаписи выхода ликвидаторов на крышу энергоблока. У всех троих резиновые накидки разного кроя и разной конструкции.

Для «ядерных солдат», ведущих боевые действия на «грязной земле», также потребуется сделать специальный комплект защитного снаряжения, аналогичный экипировке чернобыльских ликвидаторов. При загрязнении с активностью 4-5 кюри/кв. км и выше защитная экипировка абсолютно необходима, поскольку помимо облучения есть еще опасность получить сильные радиационные ожоги, причиняемые бета-излучением.

Как раз кирза, как прорезиненная ткань, представляет собой очень подходящий для этой цели материал. Она плотная, как резина (поскольку каучук входит основным компонентом вулканизируемой пропитки), но при этом легче и прочнее резины. Кроме того, кирза имеет гладкую поверхность, с которой удобно смывать радиоактивную пыль. Кирзу можно выработать разных сортов, от тонкой до очень толстой. Тонкие сорта кирзы будут в носке больше всего походить на кожзаменитель. Толстая кирза, особенно сложенная в 3-4 раза и прошитая, создаст довольно надежный носимый экран от излучения. Итак, в комплект должны входить:

- кирзовая куртка с полами примерно до колен, грудная и спинная части которой усилены дополнительными 3-4 слоями материала (здесь нужно соблюсти баланс между защитой и носкостью куртки; она все же должна возможно минимально стеснять движения);
- кирзовый наголовник с полями на плечи;
- кирзовые сапоги;
- плотные хлопчатобумажные перчатки, с внешней стороны обшитые кирзой, и с кирзовыми крагами;
- респиратор и очки (или прозрачная маска).


Кстати, кирзовая куртка может быть весьма элегантной. На фото кирзовая куртка для АБВТ образца 1937 года.

Из кирзы можно также сделать и другие элементы снаряжения, такие как ремни, сумки и ранцы для боеприпасов, чехлы для оружия. Автоматы «ядерным солдатам» целесообразнее держать в чехлах с целью минимизации попадания в них радиоактивной пыли, и доставать их непосредственно перед боем. На случай внезапных огневых контактов лучше всего снабдить их пистолетами или компактными пистолетами-пулеметами, носимыми в кирзовых кобурах. Это диктуется некоторыми особенностями тактики боя на «грязной земле», о которой можно будет рассказать отдельно.

Дешевизна кирзы позволяет делать из нее одноразовые комплекты снаряжения «ядерных солдат». Загрязнение радиоактивной пылью может быть довольно большим, особенно в районе с высокой активностью, и в условиях лета и жаркой погоды, когда пыль ничего не удерживает на месте. Потому проще сильно загрязненный комплект снаряжения просто сжечь (зола потом захоранивается как радиоактивные отходы), а вместо него выдать новый. Кроме того, кирзовое снаряжение для боя на «грязной земле» может быть не только фабричного производства. Накидки и наголовники простейшей конструкции могут быть сделаны при необходимости прямо в войсках, для чего потребуется только завезти туда рулоны кирзы.

Такого случая, чтобы потребовалось вести бой на радиоактивно зараженной территории пока что не было в практике какой-либо армии в мире. Но это не означает, что такой ситуации не может сложиться никогда и в принципе. Может. Заранее подготовившись к этой, пока еще гипотетической ситуации, заранее разработав и испытав в полигонных условиях (в том числе и в пределах зараженных зон, к примеру, на Южном Урале), можно получить значимое тактическое или даже оперативно-тактическое преимущество над противником. Ну и защитить от переоблучения своих бойцов, конечно.
Автор: Дмитрий Верхотуров

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх