На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 368 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Самборский
    Да, все не просто и однозначно! "Плюс" для Урала хотя бы в том, что перестали с\х управлять из города. В Пермском кра...Пишут, что когда ...
  • Андрей
    Надо понимать, что Путин это не один человек! Это различные институты и учреждения в составе которых не одна тысяча ч...Узбекистан «наеха...
  • Игорь Рябин
    Кто платит, тот и заказывает. А скоморохи всегда были приспособленцами...Я храбро молчал!

Более двух тысяч российских Т-64: почему они до сих пор не на Украине

Более двух тысяч российских Т-64: почему они до сих пор не на Украине
Один из немногих снимков Т-64 в России. Источник: alejandro-8.blogspot.com

Машины неограниченного срока годности


Точные числа российских и советских танков, которые сейчас на длительном хранении, достоверно не известны. Можно только оперировать данными двух-трех летней давности, по которым законсервированы около 2,8 тыс. машин серии Т-55, 1,6 тыс. серии Т-62, 7,5 тыс. Т-72 и более 3 тыс. Т-80. Также на хранении около 2,2-2,3 тыс. танков серии Т-64. Внушительная армада, не правда ли? Если каждый танк довести до рабочего состояния, конечно.

Судьба у этих машин в российском тылу различна. Машины серии Т-72 и Т-80 ожидаемо подвергнут восстановлению и модернизации на танкоремонтных заводах. По имеющейся информации, в Раменском и Каменске-Шахтинском развернут два новых автобронетанковых ремонтных завода. При этом Т-80БВ уже замечен на Украине, вероятнее всего, они попали туда со складов длительного хранения. Характерна история с машинами серии Т-62, часть которых уже на Украине и даже успела обзавестись башенными решётками от крышебойных боеприпасов. По последним данным, не менее восьмисот танков планируется модернизировать на мощностях 103-го бронетанкового завода. На это уйдёт примерно три года.

Часть аналитиков и комментаторов считают, что Т-62 с тепловизорами и прочими аксессуарами может занять место БМП-3. Дескать, и калибр пушки побольше будет, и защита гораздо солиднее. Только вот воспринимать потенциал боевой машины исключительно на основе толщины брони и внутреннего диаметра орудия – как минимум слишком упрощённый подход. Но об этом поговорим в другой раз. А сейчас постараемся раскрыть секрет – почему до сих пор не приведены в боевую готовность Т-64, на порядок более совершенные машины, чем Т-62. Тем более что этих танков гораздо больше на складах хранения.

Какие преимущества обеспечат харьковские танки перед устаревшей серией Т-62? Прежде всего, отпадает необходимость расширять номенклатуру артиллерийского снабжения 115-мм снарядами. У Т-64 привычный всем 125-мм калибр и практически полная совместимость с современными танковыми боеприпасами.

Теперь по поводу автомата заряжания. Его, как известно, сооружали по двум причинам. Первая – сократить на одного члена экипаж и тем самым резко уменьшить заброневое пространство. Второе – максимально механизировать и ускорить процесс перезарядки орудия. Именно поэтому Т-64 при любых условиях выдаёт стандартные восемь выстрелов в минуту. У предшественника аналогичная скорострельность, но она напрямую зависит от навыков и состояния заряжающего.

В ситуации, когда танковые части комплектуются мобилизованными, чем меньше требований предъявляется к экипажу, тем лучше. И немного арифметики – из двенадцати мобилизованных танкистов можно собрать четыре экипажа для Т-64, а для Т-62 только три. Эти расчёты справедливы и для танков поздних серий.


Т-64А на одной их экспозиций в России. Источник: modernforce.ru

Сравнение двух снятых с вооружения машин однозначно свидетельствует о том, что не Т-62 должен работать на украинском фронте, а Т-64. Ещё один аргумент в пользу харьковской машины. Мобилизованные танкисты так или иначе сталкивались на срочной службе с машинами поколения Т-64, а не с Т-62. Соответственно, и освежаются в памяти навыки гораздо быстрее. Да, «шестьдесятдвойка» гораздо проще и ломается реже. Но она тяжелее в управлении, эргономика немногим лучше, чем у послевоенных машин, а всё это вкупе негативно влияет на состояние экипажа и боевую эффективность.

Подведём промежуточный итог. Так сложилось, что Т-64 естественным образом совершеннее Т-62. У харьковского танка комбинированная броня против гомогенной у нижнетагильского, калибр и точность орудия выше, танк гораздо динамичнее за счёт высокой удельной мощности – около 18 л. с./т. против 15,4 л. с./т. Почему же козырьки от Javelin варят на Т-62?

Где Т-64?


Не будем томить читателя и раскроем секрет отсутствия «шестьдесятчетверки» у российской армии на Украине. Всё дело в двигателе 5ТДФ, главном проклятии Т-64 советского периода. Этот уникальный по своим характеристикам дизель опередил своё время не только в СССР, но и в ряде стран Запада. Немного освежим в памяти, что из себя представляет собой знаменитый «чемодан». Мотор построен по двухтактной схеме со встречно движущимися поршнями и двумя коленчатыми валами. Оппозитный мотор наоборот, одним словом. Схема придумана не в Харькове – подобными двигателями ещё во времена Второй мировой войны оснащались тяжелые немецкие бомбардировщики. Инженеров прельщала прежде всего высокая литровая мощность агрегатов и небольшая габаритная высота. За это преимущество ухватились конструктор танков Александр Морозов и двигателестроитель Алексей Чаромский. В итоге всеми правдами и неправдами на вооружение Советской Армии приняли откровенно сырой танк Т-64. Хорошо, что в Нижнем Тагиле успели вовремя создать Т-72 «Урал», а иначе неизвестно, чем бы всё это закончилось.


5ТДФ. Источник: warspot.ru

Мотор 5ТДФ был очень требователен как к механику-водителю, так и к обслуживающему персоналу. «Чемодан» не выдерживает перегрев, плохо запускается в мороз и чрезмерно чувствителен к пыли. Вдобавок очень непрост в обслуживании. Вот по этим параметрам древний В-55В мощностью всего в 580 л. с. даст 5ТДФ сто очков вперёд. У него нет ни компрессора, ни турбонаддува, ни прочих ухищрений (например, эжекционное охлаждение), от которых у зампотехов голова шла кругом. Массовое появление Т-64 в спецоперации на Украине создаст массу ненужных проблем.

Во-первых, мало кто из техников вообще помнит, как обслуживать и ремонтировать «харьковское чудо» – машина уже много лет как снята с вооружения. С мотором В-55В ситуация иная – это потомок легендарного В-2. Многократно форсированная и модернизированная версия этого дизеля монтируется во все отечественные танки, за исключением газотурбинных. Поэтому у зампотехов рука, как говорится, набита – они на V-образном дизеле осваивали технику в военных училищах.

Во-вторых, для «чемоданов» нужны механики-водители в офицерском звании, не меньше. Настолько это капризный агрегат даже в повседневном обслуживании. Есть проблема с запчастями, которые в России не производятся, и вряд ли есть возможность организовать выпуск. На складах хранения есть необходимый запас деталей и агрегатов – этого требуют мобилизационные планы, но смотрим выше пункт про отсутствие технически подкованных специалистов в армии. Не устраивать же охоту на зампотехов ВСУ, в самом деле. Или оперативно захватывать Харьковский завод тяжелого машиностроения, где пока ещё помнят, как работать с «чемоданами». Часть комментаторов предлагает устроить внутривидовой каннибализм и заставить на фронте менее здоровые Т-64 делиться запчастями с более здоровыми. Идея хороша на самый крайний случай, когда за спиной нет уже никаких резервов, а всё производство в стране уничтожено. Каннибализм заставит перевозить на фронт в придачу к двум-трем танкам один дополнительный на «съедение». В отдельных случаях на каждый боевой Т-64 в ремзоне будет прятаться некомплектный донор. В военное время это непозволительная роскошь.


Украинский танковый дизель 6ТД-1. Источник: wikipedia.org

Естественно, возникает вопрос – а как ВСУ воюет на потомках Т-64? Просто потому, что за последние тридцать лет они старательно допиливали свой уникальный дизель. А российские танки стояли на консервации. К слову, это не означает, что они недееспособны. На памяти пример, как националисты завели на территории металлургического комбината имени Ильича Т-64А, установленный на постаменте перед проходной завода. И даже проехали на нём немного. То есть 5ТДФ – это вполне работоспособный дизель, но ненадолго и не для боевых условий. Чего нельзя сказать о поздних модификациях 6ТД-1, 5ТДФМ и 5ТДФМ-1. В этих «двигунах» харьковские инженеры исправили большинство недостатков, хотя и не смогли превзойти российские моторы по безотказности и неприхотливости.

История Т-64 и Т-62 в приложении к спецоперации наглядно показывает, что танк – это гармоничное сочетание всех характеристик, и слабые звенья неизбежно становятся критическими для всей концепции. Устаревший Т-62 в среднем неплох во всём – в подвижности, бронировании и огневой мощи. Это танк предыдущего поколения относительно «шестьдесятчетверки» по всем параметрам. Но стоило Т-64 провалиться по одной дисциплине, как вся конструкция оказалась карточным домиком. Будущее, как всегда, за сбалансированной техникой.
Автор:
Евгений Федоров
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх