На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 280 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виталий
    Фотку то на пол экрана свою закрепляешь зачем? Не на любуешься на себя дорогова?)))ЧТО СО ЗРЕНИЕМ И ...
  • Компанцев Сергей
    На днях в очередной раз обращался к материалу о коллапсе Бронзового века. Потрясающе интересная эпоха: гибель Трои и ...Рухнувший мост в ...
  • Valeriy Shershkov
    царь узаконил воровской капитализм, из них создал элиту ... а разумное не по силам ... взамен всовывает своё олигархи...Рухнувший мост в ...

Выводов не сделали: Страшная нефтяная катастрофа может повториться

Двадцать четвёртого марта этого года исполнится 32 года со дня одной из крупнейших морских техногенных катастроф. Нефтяной танкер "Эксон Вальдес" (Exxon Valdez), принадлежавший американской компании Exxon Shipping Company, столкнулся с рифом у побережья Аляски. В итоге в открытом море оказалось немыслимое количество нефти, что привело к страшной экологической катастрофе. Пострадало и коренное население Аляски, однако бизнесмены не планировали помогать людям – в суде юристы отбивались от исков пострадавших, считая, что не стоит платить "слишком много".

Как это было

23 марта 1989 года около девяти часов вечера трёхсотметровый танкер "Эксон Вальдес", гружённый, что называется, под завязку, отчалил от нефтяного терминала города Вальдес (расположен на юге Аляски). Судно должно было доплыть до Калифорнии, его путь проходил через залив Принс-Уильям.

Сначала путешествие шло как обычно. Лоцман вывел танкер из вод близ отправной точки, а после этого передал управление судном капитану Джозефу Джеффри Хейзлвуду. Как писали позже в СМИ, капитан был нетрезв. Сразу отметим, что сам Хейзлвуд впоследствии оспаривал эти данные в суде и доказал, что не был в состоянии опьянения. Его признали виновным в халатности.

Секрет обвинений в пьянстве прост – владельцу судна, крупной корпорации, была выгодна версия о пьяном капитане, из-за которого и случилось ЧП. Именно Exxon Shipping Company и выдвинула эту версию, пытаясь откреститься от произошедшего. По этому поводу американский журналист Грег Паласт, занимавшийся расследованием причин крушения танкера, писал:

Басня о пьяном шкипере сослужила хорошую службу нефтяной промышленности. Она превратила самый разрушительный разлив нефти в истории в рассказ о человеческой слабости – ужасной, но единовременной аварии. Но сломанный радар, пропавшее оборудование, фантомный персонал, фальшивые тесты, безумное пренебрежение законом – всё это сделало катастрофу разлива не случайностью, а неизбежностью.
"Утка" о "капитане-алкоголике" также послужила эффективным камуфляжем для участия British Petroleum в экологической катастрофе, которую вызвала Exxon Valdez.

…Путь "Эксона Вальдеса" пролегал через непростые участки моря, где было много айсбергов. Чтобы не столкнуться с одним из них, судну пришлось отклониться от первоначально взятого курса. Об этом Хейзлвуд сообщил по рации береговой охране, получив от неё добро на такой манёвр. После этого танкер поплыл по курсу чуть ближе к берегу.

Нефть менее чем за два месяца разлилась на 450 миль, что привело к немедленной гибели сотен тысяч животных, включая рыб, морских птиц, каланов, речных выдр, тюленей, косаток и белоголовых орланов. Фото: Earl S. Cryer ZUMAPRESS.com/Globallookpress.

В 11 часов вечера Хейзлвуд решил уйти отдыхать в свою каюту и передал управление судном своему третьему помощнику Грегори Коузинсу и матросу Роберту Кагану. Оба, как выяснится потом в ходе расследования, заступали на 12-часовую вахту, не отдохнув и шести часов после предыдущего полусуточного дежурства! Уставшие моряки, вероятно, доверились системе автопилотирования, которая через навигационное оборудование могла управлять танкером (кстати, установлена была эта система компанией-владельцем судна, и вышеупомянутый репортёр Грег Паласт выяснил, что в целях экономии важнейшие части системы были просто переведены в нерабочий режим). В итоге, когда корабль должен был поворачивать в морской перешеек, он по каким-то причинам не смог этого сделать достаточно расторопно и налетел на риф.

Пробоина оказалась настолько серьёзной, что восемь из одиннадцати грузовых отсеков танкера были повреждены. Из 200 миллионов литров нефти, которые перевозило судно, в холодные арктические воды вылилось не менее 40 миллионов. Кстати, по поводу этих цифр и поныне идут споры – ряд экологических организаций считают, что на самом деле официальные данные сильно занижены. По их данным, судно было перегружено, а в море попало гораздо больше нефти, чем озвучили американские власти и органы следствия.

Плохая работа как повод для гордости

Позже многие экологические активисты с горечью отмечали, что последствия страшной техногенной катастрофы можно было сильно смягчить. Ведь в ночь самого крушения танкера и в следующие трое суток на море стояла совершенно безветренная погода. Условия для сбора разлившейся нефти были просто идеальными. Но… ни местные власти, ни компания-владелец не предприняли за это время ничего, чтобы хотя бы попробовать исправить случившееся.

Гигантское нефтяное пятно за это время успело продрейфовать в сторону берега, преодолев около 750 километров. И вскоре уже буквально захватило гигантскую часть побережья Аляски, включая прибрежный посёлок Чигник. Местное судно, занимавшееся ликвидацией разливов нефти, к прибытию такого "гостя" оказалось совершенно не готово. Мало того, что оно было в повреждённом состоянии – даже в случае исправности на борту "аварийки" не было технических средств, которые могли бы бороться с бедствием такого огромного масштаба.

Компания Exxon повсеместно критиковалась за свои откровенно вялые усилия по очистке. Джон Девенс, мэр города Вальдес, заявил, что его земляки чувствовали себя преданными "неадекватным ответом компании на возникший кризис". Более того: некоторые из попыток очистки побережья оказались даже вреднее, нежели сама катастрофа.

К примеру, из-за того, что в заливе Принс-Уильям есть множество пещер, куда стекала и собиралась нефть, её решили удалить оттуда при помощи горячей воды под большим давлением. Это уничтожило микробиологическую популяцию береговой линии, в том числе планктон. А ведь планктон был пищей многих видов животных, проживавших здесь. Уничтожены оказались также некоторые виды бактерий и грибков, которые могли разлагать нефть самостоятельно и помочь в деле очистки побережья.

Всё это не помешало компании Exxon через несколько лет выпустить фильм для студентов, в котором она на примере аляскинской катастрофы рассказывала о своих методах ликвидации такого ЧП. Картина, заявленная как учебная, была просто разгромлена критиками, которые отмечали – она плоха по всем параметрам.

В это поверить как раз нетрудно. Даже спустя 20 лет после этой катастрофы на берегах и в мелких заливах Принс-Уильяма находили нефть, хотя очистительные мероприятия вроде как не останавливались. В них за это время успели принять участие более 10 тысяч человек, более сотни самолётов и вертолётов. Проведённые в 2003 году подсчёты учёных показывали, что более 80 тысяч литров нефти всё ещё остаются несобранными. Часть этой нефти отравляет побережье Аляски и поныне…

Специалисты и сегодня заняты изучением последствий катастрофы. Фото: Earl S. Cryer ZUMAPRESS.com/Globallookpress.

Касатки и сельдь: исчезнувшие навсегда

Загрязнение нефтью с танкера "Эксон Вальдес" охватило более 2 тысяч километров береговой линии Аляски. Экосистеме был нанесён колоссальный вред. Вскоре после крушения танкера и разлива нефти погибли тысячи животных. Согласно официальным подсчётам, уничтожены около 250 тысяч морских птиц, около 3 тысяч морских выдр каланов, порядка трёх сотен тюленей, 247 белоголовых орланов и 22 косатки местного, довольно редкого вида. Погибшие лососёвые рыбы и их икринки исчисляются миллиардами. В 2010 году правительство США обнародовало данные о том, что вред был нанесён 32 видам дикой природы, и только 13 из них удалось в итоге восстановить. Ряд из них больше нельзя встретить в местных водах, к примеру, те же косатки и тихоокеанская сельдь не могут больше жить там.

Дело в том, что оставшаяся нефть продолжает наносить ущерб популяциям диких животных, промысловому рыболовству, населению побережья, развитию туристической и рекреационной деятельности. По прогнозам учёных отрава, просочившаяся вглубь мидиевых банок и галечных берегов пролива Принс-Уильям, является потенциально опасной ещё на десятилетия вперед: она может оставаться токсичной годами. А штормы и живые организмы способствуют распространению нефти из мест, где она "затаилась".

Американские учёные и экологи тревожатся также о том, что эта история не стала уроком ни для нефтяных компаний, ни для правительства США. Спустя десятки лет после этой аварии, случись подобное сейчас – последствия будут те же, считает большинство экспертов. Ведь развития систем быстрого и эффективного реагирования при возникновении нефтяных разливов в Арктике американские власти и крупные корпорации и не думают создавать...

https://vk.com/video-75679763_456256723

Платить пострадавшим не хотелось

Последствия затронули не только глобальную экономическую ситуацию арктических вод у Аляски. Местные жители также оказались в тяжёлом положении, во многом потому, что лишились заработка и пищи после вымирания морских рыб и животных. О серьёзности ситуации можно судить хотя бы по тому, что экономика целого города Кордова оказалась разрушена, поскольку местное население жило за счёт добычи лососёвых и сельди. Когда оказалось, что добывать больше нечего, несколько местных жителей (включая городского мэра) просто покончили с собой от безысходности…

К компании-владельцу рокового танкера было подано громадное количество исков. Среди пострадавших рыбаки, рабочие, бизнесмены, коренные жители Аляски, существовавшие за счёт даров моря… Всего истцов набралось более 38 тысяч.

Сперва суд обязал компанию выплатить 287 млн долларов за фактический ущерб и 5 млрд долларов штрафов (последняя сумма на то время была равна годовой прибыли Exxon). Однако корпорация сочла такие выплаты чрезмерными. В итоге процессы по апелляциям растянулись на десятилетия. Размеры штрафов и возмещений ущерба компании удалось снизить в разы.

Сколько душ на совести магнатов? Фото: Al Grillo ZUMAPRESS.com/Globallookpress.

Техногенные катастрофы

Нет секрета в том, что есть целый ряд стран мира, которым можно уничтожать нашу планету. Можно убивать людей, выжигать целые города, травить птиц и животных, не считаясь с природой. И всё это ради финансовой выгоды.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх