ТТМб-5904 на форуме «Армия-2024». Фото Telegram / Yuripasholok
Несмотря на все свои достоинства, многоцелевой гусеничный транспортёр МТ-ЛБ не лишён недостатков и к настоящему времени морально устарел. Российская промышленность регулярно предлагает решения этой проблемы в виде новых образцов техники с аналогичными функциями и улучшенными характеристиками. Очередную разработку такого рода под названием ТТМб-5904 впервые показали в этом году.
Перспективный проект
Нижегородский завод транспортно-технических машин (он же ООО «НПО «Транспорт») выпускает и предлагает заказчикам широкий ассортимент гусеничных вездеходов различных классов. Одним из них является многоцелевой гусеничный снегоболотоход ТТМ-5904. Он способен передвигаться по различным ландшафтам и перевозить грузы массой до 6 т.
Вездеход ТТМ-5904 обладает достаточно высокими ходовыми качествами и значительным запасом грузоподъёмности. Это делает его не только универсальным транспортным средством, но и неплохой платформой для размещения различных надстроек или для разработки новых образцов техники.
Недавно НПО «Транспорт» решило пойти по второму пути. На основе серийного гражданского вездехода оно создало новую бронированную машину для вооружённых сил. Проект получил собственный индекс ТТМб-5904, указывающий на его происхождение и наличие защиты.
Новый проект разрабатывался в сотрудничестве с предприятием «Астейс» из Набережных Челнов. Эта организация имеет большой опыт в создании и производстве бронеавтомобилей и, вероятно, занималось разработкой защиты для нового транспортёра.
Точные сроки разработки проекта ТТМб-5904 остаются неизвестными. Но не позднее лета текущего года проект был завершён, после чего НПО «Транспорт» и «Астейс» построили опытный образец или образцы. Вероятно, вскоре они были выведены на заводские испытания для определения основных ходовых характеристик и выявления возможных недостатков.
Кормовая часть транспортёра. Фото Telegram / Yuripasholok
Премьерный показ
Перспективный транспортер ТТМб-5904 впервые показали специалистам и потенциальным заказчикам в августе, на военно-техническом форуме «Армия-2024». Машину разместили на открытой площадке в рамках экспозиции компании «Астейс». Новый гусеничный образец демонстрировался рядом с уже известными броневиками её разработки.
На выставке был представлен опытный образец транспортера, а также некоторые дополнительные агрегаты. Кроме того, показали информационный стенд с основными данными о машине. Впрочем, как отметили некоторые посетители выставки, для ТТМб-5904 было выбрано не самое удачное место, и транспортёр получил меньше внимания, чем мог бы.
Новое изделие, созданное НПО «Транспорт» и «Астейс», позиционируется как современный защищённый гусеничный транспорт, способный решать различные задачи. В целом эта машина предназначается для ниши, которую сейчас занимает заслуженный, но устаревший транспортёр МТ-ЛБ.
Технические особенности
Изделие ТТМб-5904 представляет собой гусеничную машину с броневым корпусом, предназначенную для перевозки грузов и людей. Оно может оснащаться необходимым оборудованием или вооружением. В этом отношении новый транспортёр принципиально не отличается от существующего МТ-ЛБ.
Как следует из названия, ТТМб-5904 создан на основе гражданского вездехода ТТМ-5904. От него он унаследовал силовую установку с трансмиссией, ходовую часть и некоторые другие системы. В рамках нового проекта был разработан оригинальный броневой корпус, в котором разместились все заимствованные элементы.
Компоновка корпуса ТТМб-5904 напоминает МТ-ЛБ. В носовой части, под характерным «капотом», находится трансмиссия. За ней расположено отделение управления, а рядом — моторный отсек. Вся кормовая часть машины отведена под десант или грузы.
Гражданский вездеход ТТМ-5904. Фото НПО «Транспорт»
Десантное отделение рассчитано на восемь мест и оснащено двумя люками в бортах и кормовой дверью. В бортах предусмотрены амбразуры для стрельбы из личного оружия. В зависимости от комплектации, десантное отделение может вмещать специальное оборудование или быть боевым отделением.
ТТМб-5904 оснащен дизельным двигателем КамАЗ-740.51-320 мощностью 320 л.с. Предусмотрено два варианта коробок передач: механическая и автоматическая. Механизм поворота — бесступенчатый планетарный. Мощность передается на ведущие колёса переднего расположения. Ходовая часть включает по семь катков с торсионной подвеской на каждом борту. У гражданского снегоболотохода заимствовали гусеницу со съёмными уширителями, улучшающими проходимость.
Общая длина нового транспортера не превышает 7 м. Ширина, в зависимости от конфигурации ходовой части, составляет до 3,15 м, а высота — 2,7 м. Снаряженная масса заявлена на уровне 11 т, а грузоподъемность — 6 т.
ТТМб-5904 заметно выше МТ-ЛБ и тяжелее на несколько тонн. Однако благодаря более мощному двигателю, ходовые характеристики удалось сохранить на прежнем уровне. На суше машина развивает скорость не менее 50 км/ч, а на воде — до 5 км/ч.
На фоне предшественника
Проект многоцелевого транспортера ТТМб-5904 уже достиг стадии строительства и испытаний опытной техники. Какое будущее его ждёт, пока неясно. Вооружённые силы ещё не давали комментариев по этому поводу, и, насколько известно, проект не включен в какие-либо армейские программы.
Тем не менее, даже на данном этапе можно провести сравнение новой бронемашины с существующм образцом, который она должна заменить. Нетрудно заметить, чем отличаются эти два транспортёра, а также как в новом проекте учитывался опыт эксплуатации существующей техники.
Транспортёр МТ-ЛБ. Фото Vitalykuzmin.su
С точки зрения общей архитектуры и предполагаемой сферы применения, МТ-ЛБ и ТТМб-5904 очень похожи. В новом проекте используются те же компоновочные решения, и даже есть некоторое внешнее сходство. При этом новый транспортер создан на основе современных агрегатов, доступных на рынке или разработанных с нуля. Это должно обеспечить высокие характеристики и упростить эксплуатацию.
Следует обратить внимание на бронекорпус новой машины. По своей компоновке он напоминает корпус МТ-ЛБ, но отличается большей высотой и объёмом, что создает более комфортные условия для экипажа и десанта. Как показала практика, в современных конфликтах уменьшенные силуэты и проекции уже не являются достаточной защитой от средств обнаружения и поражения. Поэтому сокращение габаритов корпуса не имеет смысла, и важно сосредоточиться на эргономике и вместимости.
Как и предшественник, ТТМб-5904 может перевозить людей и грузы, а также нести различные полезные нагрузки. Однако конкретные боевые модули или другие системы пока не предлагались. Возможно, на следующих выставках будут представлены модификации транспортёра с подобным оснащением.
ТТМб-5904 отличается от МТ-ЛБ большей грузоподъёмностью и массой. Последний фактор компенсируется за счёт нового мощного двигателя. Удельная мощность новой машины не хуже, что позволяет сохранить ходовые характеристики на прежнем уровне. Кроме того, используется ходовая часть от снегоболотохода, которая обеспечивает улучшенные параметры проходимости на мягком грунте и других подобных поверхностях.
Вопросы замены
Идея создания нового многоцелевого бронированного транспортёра, способного заменить устаревший МТ-ЛБ, возникла достаточно давно. На протяжении последних десятилетий промышленность предлагала различные проекты такой техники: как глубокую модернизацию существующего транспортера, так и совершенно новые разработки.
Зачастую новые машины обладают существенными преимуществами перед устаревшей МТ-ЛБ. Они связаны как с новизной проектов, так и с применёнными решениями. Однако, по разным причинам, пока не удалось достичь поставленной цели, и полноценная замена для МТ-ЛБ не найдена. Сможет ли новый транспортер ТТМб-5904 стать такой заменой, неизвестно. Однако предприятия-разработчики уже сделали свою попытку и надеются на успех.
Свежие комментарии