Меньше составов правонарушений, больше полномочий инспекторам – так видят реформу КоАП в Министерстве внутренних дел. Судя по всему, документ будет весьма интересным, но пока мы видим лишь фрагменты его контура
Мельников Михаил
С 2017 года в России ведётся работа по написанию нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).
Делается это пока что без общественного обсуждения, в кабинетах референтов, но периодически отдельные идеи или фрагменты документов утекают в СМИ. В начале третьей декады июня 2019 года стало известно про идею расширения полномочий инспекторов ДПС, а также про то, что в новом КоАП будет намного меньше «составов правонарушений».Около пяти тысяч поправок внесено в КоАП за 17 лет его существования – это больше, чем одна поправка за один рабочий день. Неудивительно, что в рамках «регуляторной гильотины», то есть устранения взаимоисключающих и излишних требований, проще переписать КоАП с нуля, чем нагрузить его ещё тысячей-другой поправок, пусть даже сокращающих и упрощающих документ. Честно говоря, можно было ожидать того же и с Налоговым кодексом, который был «заморожен» почти на три года, но сил на это у соответствующих ведомств не хватило. Но, может быть, МВД, главный администратор КоАП, окажется последовательнее, чем Минфин со своими налогами?
Либеральность или лень?
Почти 50% правонарушений, упомянутых в нашем Административном кодексе, находятся в сфере полномочий МВД, поэтому его взгляд на проблему особенно интересен. Но сперва, внимание, статистика.
В 2018 году МВД 140 миллионов раз привлекло граждан к административной ответственности, практически по одному разу на каждого жителя страны. Из них 131 млн – это ГИБДД, из которых, в свою очередь, 105 млн с помощью видеокамер. Ровно три четверти от всех выписанных штрафов и иных административных наказаний.
Нет, у нас правда такая законопослушная страна? Пройдите пару километров вечером по любому райцентру – вы увидите не менее десятка правонарушений, подведомственных МВД, а внимательный или удачливый наблюдатель – все полсотни. Получается, что если ты не автомобилист, можно делать практически всё что угодно, вероятность наказания статистически ничтожна.
Фото: Ovchinnikova Irina / Shutterstock.com
При этом личный состав низовых подразделений МВД, хотя и «оптимизируется», всё ещё весьма внушителен – около 750 тысяч человек, непосредственно связанных с поддержанием правопорядка. Но фактически они переложили свои обязанности на дорожные системы видеофиксации.
И теперь МВД настаивает на радикальном сокращении Кодекса, на вычёркивании из него массы «неработающих» статей. Но не потому ли они не работают, что не хотят работать полицейские?
Нежелание полиции работать по тем или иным составам не следует принимать за невозможность карать за те или иные правонарушения. Да, практически никто не штрафует за курение на железнодорожных платформах или в подъездах, но это не значит, что этого не нужно делать. Либо у нас не хватает сотрудников для этого, либо, что существенно вероятнее, они не выполняют свою работу должным образом. То же касается сотен других статей КоАП, в основном связанных с «бытовухой». А сколько трагедий можно было бы предотвратить, если бы полиция вовремя выезжала на вызовы! Но нет, ей проще убрать «неудобные» статьи из КоАП – разумеется, подав это миру как великую либерализацию репрессивного аппарата.
Конечно, если реагировать на все обоснованные звонки (а отличать их от необоснованных в полиции умеют прекрасно), получится, что дежурным экипажам ППС придётся всю смену только и ездить по вызовам, желательно быстро. Негуманно получается, правда? Но разве не для этого мы всем миром их и содержим?
Ещё одно яркое предложение – отмена административных арестов на 1-3 дня – дескать, «обезьянники» и СИЗО переполнены, никакой пользы от таких мер нет, а в 2018 году на содержание арестованных по КоАП потрачено 3,8 млрд руб. Что ж, для матёрых хулиганов короткий арест действительно не угроза, а вот начинающим это бывает очень неплохим уроком. Думается, здесь надо назначать наказание, исходя из «анамнеза пациента»: административных рецидивистов лучше бить рублём, а вот «первоходам» бывает полезно понюхать решётку. Что до «страшной» суммы, то это менее 30 рублей в год с каждого гражданина России. Есть множество совершенно ненужных государственных закупок (особенно разнообразных «исследований»), которые обходятся нам намного дороже.
Спасти обездоленных
Но самым приоритетным для МВД, как мы видим по количеству наказаний, является раздел КоАП, связанный с правилами дорожного движения, именно к нему относится основной креатив ведомства. Первый замминистра внутренних дел Александр Горовой недавно заявил: «Подошёл период, когда нам надо остановиться и провести ревизию, потому что даже наш личный состав на сегодняшний день достаточно сложно находит подпункты параграфа, разделы». Чуть более полугода назад примерно то же самое говорил глава Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ Дмитрий Мирошин: «Никакие поправки в ПДД мы инициировать не будем, потому что всех замучили и запутали». К сожалению, депутаты Госдумы не столь мудры, так что продолжают щедро снабжать аппарат поправками к «дорожному» разделу КоАП.
И вот прозвучала первая яркая инициатива – существенно расширить полномочия инспекторов ДПС, передать им право накладывать наказания, которые сейчас могут быть наложены только судом. Понятно, что это вызвало поток публикаций в СМИ, причём, мягко говоря, не всегда эти публикации делались на основе объективной информации.
Фото: Free Wind 2014 / Shutterstock.com
В первую очередь речь идёт об ограничении действия водительских прав – аналогично тому, как это уже делают судебные приставы. Сейчас гражданин, пойманный на нетрезвом вождении, может спокойно кататься и дальше, пока суд не изымет у него права (и там ещё возможны апелляции) – инспектор же может инициировать отстранение виновника от вождения прямо на месте, разгрузив тем самым мировые суды.
Конечно, последнее соображение достаточно серьёзно, тем более что роль судебной системы в вынесении решений по нарушениям ПДД, честно признаем, декоративна. Здесь нужно провести несложную статистическую работу – понять, по каким статьям решения судов «штампуются», и действительно спустить их вынесение на уровень ниже. При этом у несогласного с наказанием гражданина обязательно должна быть возможность легко, буквально «одним кликом» оспорить решение в суде без уплаты пошлины. Сейчас, кстати, намечается реформа МФЦ, после которой в этих центрах можно будет подавать судебные иски – очень удобная и правильная перспектива.
Разумеется, такая реформа обладает определённой коррупциогенностью – «дело Голунова» наглядно показало уровень доверия общества к правоохранительной системе. Но по оценочному суждению автора, и сейчас более половины встреч сотрудников ДПС с нетрезвыми водителями заканчивается передачей определённой суммы (базовый тариф – 30 тыс. руб.), а не освидетельствованием и протоколом. После того как видеокамеры отобрали у редеющих инспекторских рядов возможность штрафовать за скорость и вот-вот разберутся со сплошными линиями, пьяные автомобилисты остались единственными кормильцами обездоленных оборотней с обочины. И вряд ли возможность немедленного лишения права на управление как-то усугубит эту ситуацию.
В чём-то будет даже удобнее: не надо ехать в суд, срок лишения исчисляется с первого же дня по формуле «Раньше сядешь – раньше выйдешь».
Так что никаких революций нам пока не предъявили. Паниковать будем, когда увидим проект нового КоАП целиком.
Свежие комментарии