
Битва с венграми, фрагмент циклорамы «Прибытие мадьяр». Худ. Арпад Фести.
В 894 г. в войну между немцами и мораванами были втянуты венгры, обитавшие в Этелькузе. Если одни источники пишут о том, что венгров позвали немцы, то другие — моравский князь Святополк (Святоплук) в борьбе против них. Скорее всего, правы и те, и те: венгры просто переметнулись по какой-то причине от одного «союзника» к другому.
И здесь мы подходим к важному повороту истории, когда в Европе появилось новое государственное образование, существенно повлиявшее на всю историю Европы и на славян Средней Европы, в частности.
Немного ранее
Мы не будем останавливаться на предыстории древних венгров. Их перемещение по степям Восточной Европы происходило с Предуралья, через «Леведию» или донские степи, где они стали надежными союзниками хазар, в т. н. «Этелькузу», междуречье Днепра и Днестра. Из Леведии их вынудили бежать печенеги, они переместились в т. н. Этелькузу. И тут, как нельзя кстати, на них обратили внимание византийцы.
Ромеи, обремененные борьбой с арабами, не имели достаточно сил для второго фронта, для войны против болгар царя Симеона. Он, получивший отличное образование в Константинополе, в 984 г. разбил войско ромеев и подошёл к столице Христианской империи. В ответ император Лев VI Мудрый (866–912) отправил друнгария Евстафия с флотом к вождям «турок», как венгров называли ромеи, Арпаду и к «священному вождю» Курсану (Кусалу). Мадьяры согласились участвовать в походе против болгар, и их переправили через Дунай, где они опустошили весь север страны.
Узнав о вторжении венгров, Симеон устремился на север, но потерпел поражение и бежал в Доростол на Дунае (сейчас г. Силистра, Болгария). Мадьяры, собрав огромный полон, ушли за Дунай, продав пленных ромеям.
После ограбления Болгарии они двинулись в поход вдоль Дуная на запад. Куда их, как я писал ранее, вначале пригласил император восточных франков Арнульф для войны со Святополком, но они каким-то образом стали союзниками последнего.
Возможно, он соблазнил их богатствами Паннонии. И так, в 894 г. древние венгры обрушились на земли Подунавья. Как сообщают Фульдские анналы:
…мужчин и старух убивая, угоняя с собой, словно скот, молодых женщин для услады своей, истребили они жителей Паннонии всех до единого.
В этом походе умер князь Великой Моравии Святополк (Святоплук). Тем временем, пока древние венгры были в походе, царь Симеон обратился к их степным врагам, печенегам.
Когда турки отправились в военный поход, пачинакиты вместе с Симеоном, — писал Константин Багрянородный, — пришли против турок, истребили целиком их семьи и беспощадно прогнали оттуда турок, охранявших страну.
Многие современные авторы думают, что переход древних венгров на новую родину был подготовлен: они «очистили» от населения Паннонию, провели разведку и пр. Думается, что это было не так, по крайней мере, такую гипотезу источники не подтверждают.
В историографии сложилось мнение, что поход за обретением родины выглядел как переход всадников и пешего мирного населения, на самом деле у венгров, как и у других кочевых народов-воинов, женщины по одежде ничем не отличались от мужчин и выполняли всю тяжелую работу по дому сами. У нас есть археологические данные о том, что у врагов древних венгров, печенегов, женщины были кузнецами.
Так что в случае нападения кочевники и без мужчин могли быстро укрыться, да и оказать некоторое сопротивление.

Венгр и венгерка периода обретения родины. Реконструкция выдающегося венгерского историка и археолога Дьюлы Ласло.
Вернувшиеся из разбойного похода, они собрали рассеянных по степи венгров и были вынуждены отступить со своих кочевий.
Дорога по Дунаю на запад была отрезана печенегами, поэтому путь туда был совершенно другой, поэтому семь племенных объединений венгров: Ньек, Медьер, Кюртдьярмат, Тарьян, Енё, Кер, Кеси и три каварских племени, двинулись на запад другим путем.
Они шли вдоль рек Днепра и Днестра на север, недаром древнерусская летопись сообщает, что венгры проходили мимо Киева. Понятно, что это была одна из орд, в противном случае Киеву при Олеге было бы несдобровать.
Идоша Угри мимо Києвъ горою, єже сѧ зоветь н҃нѣ Оугорьскоє . [и] А пришедъше къ Днѣпру и сташа вежами. бѣша бо ходѧще аки се Половци.
Рельеф местности и течение рек этого региона и привели венгров к Карпатским перевалам, а оттуда в Карпатский бассейн. Некогда это была территория авар, как четко сформулировал этот путь русский летописец, от истока Днепра через Карпаты:
пришедъ оѿ стока и оустремишас чересъ горъı великиӕ.
Так как об венграх в Европе несколько лет ничего не было слышно, нужно думать, что как раз совершали путь на север, вдоль рек, мимо Киева, потом западнее, к Карпатским перевалам.
А что происходит в Великой Моравии?
Как часто бывает в таких объединениях, которые часто в современной историографии именуют вождествами, со смертью вождя, Святополка, начался отпад земель.
Первой «ушла» в 895 г. территория чехов. Чешские вожди решили напрямую, а не через Моравию признать себя ленниками Восточно-Франкской империи. В Регенсбург прибыли чешские князья, среди них сын соратника Святополка, Борживоя, Спитигнев. За ними в 897 г. последовали лужские сербы. С этого момента между чехами и мораванами шла перманентная война, до гибели Моравии в 906 г.
На этом фоне периодически вспыхивала борьба между сыновьями Святополка: старшим Моймиром II и Святополком Младшим, сидевшим в княжестве Нитра.
Как писал император Константин Багрянородный в своей легендарной поучительной истории о Великой Моравии:
Были у этого Сфендоплока три сына, и, умирая, он разделил свою страну на три части и оставил трем сыновьям [каждому] по одной части, первого определив великим архонтом, а двух других — подчиняться слову первого сына. Он убеждал их не впадать в раздор и не идти один против другого, показав им это на примере. А именно: принеся три палки и связав их, он дал их переломить первому сыну, а когда он не смог, дал второму, как затем и третьему. Потом, разъединив три эти палки, он раздал всем трем по одной. Взяв их и получив повеление сломать, они тотчас переломили их. Таким примером он убедил их.
Конечно, дело было не в этом. Слабость Моравии коренилась в его социальной структуре, сплоченная только личной властью Святополка, эта система могла получить развитие, только если бы внешние силы не преобладали.
Как следствие этого, началась и языческая реакция, миссионерская деятельность по христианизации славян Моравии держалась на силе и авторитете Святополка, с его ослаблением реакция была неизбежной.
Но в это время здесь появились мадьяры.
Альтернативная версия
Согласно «Деянию венгров» Анонима, сомнительному источнику, по мнению многих исследователей, завоевание земель Моравского княжества началось с венгерской хитрости. Возможно, эта легенда и имела место быть, как «бытовая» версия завоевания. Святополк, который в процессе борьбы с франками обратился за помощью к Арпаду, принял посла его Кушина. И тут начинается легенда. Кушин привез с собой в подарок великолепную белую лошадь, золоченное седло и узду, попросив в замен пучок травы, чашу воды и горсть земли. Святополк не разглядел подвоха и обменялся дарами.

«Легенда о белой лошади». Иллюстрированная хроника Лайоша Мартина Кальти XIV в.
Заметим, что легенда была записана, когда кочевой быт венгров ушёл в прошлое, и они забыли, что такой обряд у кочевников носил характер не хитрости, а заключения союза. Но Аноним трактовал ситуацию уже так, что в 894 г. венгры потребовали земли и Дунай себе.
Возможно, здесь было историческое зерно, так как они зачистили часть Восточной марки, и Святополк разрешил им занять только эти земли.
Венгры обретают родину
Перейдя Карпатские перевалы, древние венгры начинают захватывать земли в Карпатской низменности.
В этом районе обитали на территории Трансильвании восточноримское, латиноговорящее население, в Восточной марке колонисты бавары и аллеманы, какие реликтовые группы типа авар, но основное население везде было славяне различных этноплеменных объединений, как южных, так и западных. Где-то территории были крайне малонаселенные.
Внутренний бассейн Карпат, который заняли венгры, был окружен обширной, почти не заселенной пограничной полосой (там могли проживать лишь небольшие группы, охранявшие границу), образующей широкую дугу в Карпатах, пролегая на юге вдоль р. Нижнего Дуная и р. Савы, на западе же включая в себя Венский бассейн до р. Энс.

Верейский перевал. Памятник в честь 1100-летия обретения родины. Скульптор Р. Матл.
Но без войны захватить и освоить даже малонаселенные земли было невозможно. Как мы писали выше, часть её была «вычищена» от населения ещё во время похода 894 г.
Венгры захватывают одно из княжеств Моравии на нижней Тисе и к востоку от нее. Одновременно занимают Трансильванию. Они захватывают всю восточную половину южной Дунайской низменности до Дуная и начинают движение на северную часть Моравии к 896 г.
В районе княжества Нитра они поселяются с разрешения славянского правителя, скорее всего, Святополка Младшего. В то время как его старший брат Моймир II привлек венгров для борьбы в чешских землях, но одновременно он построил на угрожающем для вторжения направлении новую крепость Новоград, это область Ноград, часть в наши дни относится к Словакии, часть к Венгрии.
В такой ситуации венгры «знакомятся» с новыми маршрутами, грабя налево и направо.
Не успокаиваются и братья. Святополк Младший, которого подстрекал правитель Восточной марки маркграф Арибо, осаждает Моймир II в его граде, но его спасли от осады бавары зимой 898/899 г., заодно спалив его град.
Пользуясь слабостью моравских князей, в 900 г. бавары делают набег на мораванов и грабят их три недели.
Тем временем и венгры не сидели без дела, их нанял для войны в Италии император Арнульф (умер в декабре 899 г.). Там венгры оказались в окружении при Бренте (Ломбардия). 24 сентября 899 г. они в отчаянном сражении разбили итальянских рыцарей. После чего они опустошили и заняли Паннонию до р. Эннс (ныне в Штирии, Австрии). Теперь они стали соседями моравов не только с востока, но и с юга, и обрушились на Каринтию:
разрушили замки, церкви сожгли огнём, народ перебили, а чтобы внушить еще больший ужас, они пили кровь убитых.
В такой обстановке франки и князь Моймир II заключили договор, а его брат бежал в Баварию. И сделал это он вовремя, в 902 г. венгры напали на Моравию, но были разбиты, в то время как кочевники разбили союзников мораван — бавар. Попытка решить отношения миром провалились, потому что баварцы во время встречи убили вождя Кусала (Курсана).
Далее никакой информации о Моравии нет, венгерские легенды гласят, что произошла огромная битва славян с венграми у п. Банхида, во главе войска первых стоял некий Святополк, возможно, Святополк Младший, который то ли утонул во время бегства в Дунае, то ли скрылся отшельником на горе Зобор у Нитры.
Последний из королей Каролингов на востоке, Людовик IV (893–911), в 907 г. попытался отбить среднее Предунавье, Паннонию, у венгров. Он отправил в поход на венгров маркграфа Луитпольда, который семь лет назад разбил их в этом же районе, и архиепископа Зальцбурга Титмара. Битва с венграми произошла в районе современной Братиславы, где венгры полностью разбили баварцев и преследовали их 1000 км.

Расселение западных славян в IX в.
В Моравии они захватили княжество Нитра и южные области востока Великой Моравии. Эта территория превратилась в Strata Ungarorum, «дорогу венгров», через которую они совершали походы на запад. Имея уже длительные отношения с моравской знатью, венгры не уничтожили её, а оставили для контроля над территориями, с целью бесконечной экзоэксплуатации. Кочевники предпочли земли менее заселенные, где легче было кочевать, нежели селиться в славянской среде.
Некоторые поздние источники сообщают, что при Генрихе I Птицелове (правление 919–936 гг.) еще правила династия Моймиров и был моравский архиепископ (976 г.).
А уже вскоре эти земли попали под контроль польского короля Болеслава Храброго.
Так в центре Европы пало раннехристианское славянское государственное объединение, гибель которого сделала восточные земли империи Каролингов, а затем саксонских императоров объектом длительных и разорительных набегов венгров.
Гибель Моравии и утверждение венгров-кочевников привело к тектоническим сдвигам в центре Европы, о чем в следующей статье.
В результате венгерского вторжения и гибели Моравии у славян этого региона была различная судьба: гибель, ассимиляция, бегство с этих территорий, потеря своей государственности на тысячу лет, как у словаков.
А обретение славянской письменности в Моравии стало важнейшим фактором развития социального общества у восточных славян.
Продолжение следует…
Свежие комментарии