Подлодка Orzeł пр. 877 советской постройки
Корабельный состав ВМС Польши нуждается в скорейшей модернизации. Большая часть кораблей, катеров, подлодок и судов отличается большим возрастом и потому нуждается в современной замене. Командование уже составило и утвердило основные планы по модернизации флота, однако их выполнение может быть связано с известными трудностями.Актуальные проблемы
Списочный состав ВМС Польши включает ок. 50 вымпелов разного назначения. Имеются дизель-электрические подлодки, фрегаты и корветы, торпедные катера, корабли и катера противоминной обороны, а также широкий спектр разнообразных вспомогательных судов и катеров.
Польские подводные силы включают всего три ДЭПЛ: один корабль советского проекта 877 и две немецкие лодки типа Kobben (вариант пр. «Тип 205» для Польши).
Самыми крупными в надводных силах являются два фрегата типа Oliver Hazard Perry, полученные от США в начале двухтысячных. Их дополняют корветы Kaszub и Ślązak, построенные по разным проектам. Имеется три ракетных катера типа Orkan. Десантный флот включает пять кораблей пр. Lublin с возможностью перевозки людей и техники, а также постановки мин. Наиболее многочисленными в ВМС являются тральщики – 19 кораблей пяти разных проектов, включая новый Kormoran, принятый на службу в 2017 г.
Два фрегата типа Oliver Hazard Perry - самые крупные корабли ВМС Польши
Главной особенностью и проблемой польских ВМС является большой возраст техники. Так, продолжает службу тральщик Czajka, построенный еще в 1966 г. Фрегаты «Оливер Хазард Перри» строились во второй половине семидесятых годов и затем около 20 лет служили в американском флоте, после чего были переданы Польше. 18 польских вымпелов начали службу в восьмидесятых годах. После 2000 г. удалось получить только пять надводных кораблей и судов, а также две подлодки.
Планы на будущее
В 2017-19 гг. польское командование составило и утвердило несколько руководящих документов, определяющих развитие ВМС в ближней и средней перспективе. Один из них оговаривает меры по строительству до 2032 г., а другой охватывает период с 2021 по 2035 гг.
Согласно этим планам, до середины следующего десятилетия необходимо провести реорганизацию структуры ВМС, пересмотреть их численность и реализовать крупную кораблестроительную программу. По результатам этих процессов в составе флота появятся ударные силы, включающие подлодки, фрегаты, корветы и патрульные катера – по три единицы каждого класса. Ударные силы дополнят парой береговых ракетных дивизионов. Минно-тральные силы сократят до 3 современных боевых единиц, но не исключается их дальнейшее увеличение.
Сторожевой корабль Ślązak
Аналогичную модернизацию пройдут и силы обеспечения. В их составе оставят штабной корабль, корабли разведки, универсальный транспорты, танкер, гидрографическое судно, 2 спасательных судна, буксиры и т.д.
Таким образом, в ближайшие 10-15 лет списочный состав польского флота сократится до двух десятков кораблей, т.е. почти вдвое относительно нынешних показателей. Основной вклад в такое сокращение сделает списание устаревших тральщиков, построенных во времена Варшавского договора. Одновременно придется отказаться от части надводных кораблей и от всех подлодок – менее старых и многочисленных, но определяющих боевые качества ВМС.
В связи со спецификой Балтийского моря польское командование планирует отказаться от сравнительно больших кораблей, таких как фрегаты Oliver Hazard Perry. Акцент будет сделан на корабли меньших размеров и водоизмещения, более полно соответствующих ограничениям Балтики. Ожидается, что это позволит получить требуемую боеспособность и одновременно сократить затраты на строительство и содержание.
Подводные заказы
Уже в 2023-26 гг. все три имеющиеся подлодки должны выработать назначенный ресурс, и в этот период их планируют вывести из боевого состава флота. Программа их замены прорабатывается на протяжении нескольких последних лет и сталкивается с известными трудностями: Польша не имеет возможности самостоятельно строить подлодки и располагает ограниченным бюджетом.
Десантные катера типа Lublin на учениях
В качестве временной меры предлагается приобрести у одной из зарубежных стран бывшие в эксплуатации подлодки с подходящими характеристиками. Такие корабли позволят списать старые ДЭПЛ, но сохранить подводные силы. Одновременно с этим к 2024 г. предполагается выбрать зарубежного поставщика, которому закажут строительство новых подлодок. Их удастся достроить и ввести в строй лишь к концу десятилетия.
На данный момент польское командование сравнивает представленные на международном рынке образцы. Изучаются проекты французских, немецких и шведских судостроителей. Рассматривается возможность строительства кораблей совместными усилиями с привлечением польских верфей, пока не имеющих опыта в сфере подлодок.
Надводное строительство
Основные планы и надежды в контексте надводных сил связаны с корветами / сторожевиками типа Gawron – доработанной версией пр. MEKO A-100. Изначально планировалось построить 7 таких кораблей, однако в 2012-13 гг. программу резко сократили. Из-за чрезмерной сложности и растущей стоимости было решено достроить только головной корабль Ślązak, причем по упрощенному проекту. Однако и это не изменило ситуацию. Корвет, превращенный в патрульный корабль с сокращенными возможностями, приняли в состав ВМС только в 2019 г.
Тральщик Czajka - самый старый корабль ВМС Польши
Устаревание надводных сил заставляет вспоминать о старых проектах. Рассматривается возможность строительства новых сторожевиков по типу имеющегося. Флоту необходимо не менее двух таких вымпелов. Остаются неясными перспективы сторожевиков / фрегатов нового проекта Miecznik. Он разрабатывается при участии зарубежных специалистов, но строительство пока не начиналось. Ожидается, что контракт на три таких фрегата появится в 2022-23 гг., а корабли будут сданы к 2030-му.
В 2017 г. ВМС Польши получили тральщик Kormoran одноименного проекта. В 2019 и 2020 гг. состоялась закладка еще двух кораблей этого типа. Согласно первоначальным планам, они должны были начать службу в 2020-21 гг., однако реальные сроки смещаются вправо. До 2022 г. для новых тральщиков закупят три дистанционно управляемых подводных аппарата шведской компании Saab.
Планы по развитию вспомогательных сил предусматривают сохранение части имеющихся судов, сохраняющих достаточный запас ресурса. Также будет запущено строительство новых. Основную часть подобных задач предполагается решить силами собственной судостроительной промышленности. При этом часть судов и массу комплектующих для них придется приобретать за рубежом.
Флотские перспективы
Текущее состояние ВМС Польши оставляет желать лучшего и проявляет тенденцию к постепенному ухудшению. В обозримом будущем флоту придется списывать старые корабли и суда, дальнейшая эксплуатация которых оказывается невозможной или нецелесообразной. Предлагаемые меры по модернизации способны решить такую проблему, но лишь частично.
Головной тральщик типа Kormoran
По результатам наблюдаемых и запланированных процессов, к 2025-30 гг. количественные показатели ВМС заметно сократятся. Такие потери будут частично компенсироваться за счет постройки новых вымпелов с повышенными боевыми качествами и полностью соответствующих актуальным требованиям.
Объемы текущего и будущего строительства существенно ограничены финансовыми возможностями польского флота. До 2025 г. на новые корабли и суда планируется потратить ок. 10-12 млрд злотых (2,5-3 млрд долл. США). Удастся ли найти дополнительное финансирование для заказа большего количества кораблей – неясно.
Таким образом, Польша оказалась в специфическом положении. Имеющиеся промышленные и финансовые возможности не соответствуют ставящимся военно-политическим задачам. Поэтому командованию приходится искать выходы и даже идти на жертвы. В ближайшие годы предполагается разменять количество на качество и более полное соответствие поставленным задачам. Оправдает ли себя такая политика, станет известно уже через несколько лет.
- Автор:
- Рябов Кирилл
- Использованы фотографии:
- Минобороны Польши, Wikimedia Commons
Свежие комментарии