На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Госграница: Иосиф Сталин и Вячеслав Молотов точно бы не поняли тезисы главы МИД РФ Сергея Лаврова

Уязвимость наших рубежей очень наглядно продемонстрировало вторжение ВСУ в Курскую область

На фото: министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
На фото: министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. (Фото: Пресс-служба МИД РФ/ТАСС)

После завершения специальной военной операции потребуется новая надежная стратегия защиты государственной границы России, считает глава крымского парламента Владимир Константинов.

«Новую стратегию после завершения СВО должны определить военные.

Она нужна, с учетом тех вызовов, которые стоят перед нашей страной, и агрессивных планов, вынашиваемых западными странами», — заявил он РИА «Новости».

Константинов также высказал уверенность в том, что российские военные, с учетом исторического опыта, смогут выстроить надежную стратегию защиты государственной границы, состоящей из многих факторов.

Каких? И ведь, надо понимать, что опасность не только от Украины исходит, Россия еще с шестью странами НАТО граничит.

— На данный момент та задача, о которой говорит Константинов, представляет собой уравнение со многими неизвестными, — говорит редактор «АПН Северо-Запад» Андрей Дмитриев.

Во-первых, несмотря на нескончаемый поток информации о переговорах и возможных сделках, СВО заканчиваться вовсе не спешит. Зеленскому невыгодно прекращать боевые действия, потому что он рискует потерять власть.

Россия со своей стороны поддавливает ВСУ по целому ряду направлений, и останавливаться в такой момент ей тоже не с руки. Так что можем ещё и летнюю, и осеннюю кампанию увидеть.

Во-вторых, неясно, где именно пройдет граница. Будут ли возвращены контролируемые неприятелем города Херсон и Запорожье, как того требует российская Конституция (про Одессу и Харьков я уже не говорю на 4-ом году боевых действий)? Или Кремль в итоге уступит и согласится на вариант «развода» по линии фронта? Такое исключать нельзя.

Глава МИД Сергей Лавров тут высказался, что «Россия в контексте Украины озабочена не территориями, а проблемами людей, которые на них проживают».

Ох, не согласился бы с таким пассажем его предшественник Вячеслав Молотов, который утверждал, что «свою задачу как министр иностранных дел видел в том, чтобы как можно больше расширить пределы нашего Отечества. И кажется, мы со Сталиным неплохо справились с этой задачей».

Далее. Что будет с «санитарной зоной», которая совершенно непонятно где должна начинаться и заканчиваться? На Корейском полуострове протяженность самой охраняемой границы в мире по 38-ой параллели составляет 250 км., в нашем случае линия соприкосновения сторон — около 2 тыс. км., в 8 раз больше! Как бы она ни прошла, её придется реально запирать на замок. Погранслужбой ФСБ тут не обойтись. Придется оставлять служить значительную часть участников СВО или делать новый набор.

Наконец, в-третьих, границы вообще вещь уязвимая. Трамп вот строит-строит, да никак не построит стену, чтобы отгородиться от Мексики. К нам через Среднюю Азию и Казахстан спокойно проникают толпы нелегалов. Про Ближний Восток и говорить нечего.

— Честно говоря ничего, кроме общих фраз в заявлении Константинова я не нашёл, — говорит историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.

— То, что такую стратегию предстоит выстраивать — уже и так понятно: после завершения СВО на западных границах Россию ждёт некое подобие ситуации СССР в эпоху Интербеллума с её постоянными провокациями, нагнетаниями обстановки, «военными тревогами» и подготовкой к новому переделу мира.

Временной отрезок я бы оценил примерно в четверть века — интервал между поколениями, достаточный для того, чтобы подготовиться к грядущему противостоянию.

В любом случае такая стратегия предусматривает выстраивание предполья перед основными линиями предполагаемой обороны.

Но, опять же, к столь ответственному делу надо подходить грамотно: предполагаемые районы ведения боевых действий — это территории, исключаемые из экономики если не полностью, то в значительной мере. Соответственно, привлекательность таких мест для заселения окажется низкой: люди будут стремиться уехать оттуда.

«СП»: Придется резко нарастить численность пограничников?

— Пограничники в военном отношении — это авангард, призванный замедлить продвижение противника до подхода основных сил. По сути, это лёгкая пехота, чья основная задача — оперативное реагирование на текущую ситуацию.

Раздувать их численность смысла нет, особенно если учесть, что в современной войне берут не столько численностью (этот фактор никто не отменял), сколько мобильностью и скоростью реагирования.

Нужно понимать, что основная масса нарушений, связанных с пересечением границы и пребыванием в погранзоне, осуществляется местными жителями: именно на них приходится львиная доля трансграничного обмена.

И здесь важно искоренить факторы недовольства, вызываемого, в первую очередь, недостаточным количеством пунктов пропуска: если этот момент не учтён, то устанешь ловить нарушителей.

Так что инженерное оборудование границы — это хорошо, но ещё более необходимо умение выстроить отношения с местным населением чтобы оно помогало, а не вредило.

«СП»: Константинов уверен, что российские военные, с учетом исторического опыта, смогут выстроить надежную стратегию защиты государственной границы, состоящей из многих факторов. Насколько применим исторический опыт? Границы тогда были немного другие…

— Исторический опыт — вещь двоякая. С одной стороны, нет новаторства без традиции: создавать что-то новое без преемственности невозможно. Однако и слепо копировать прошлое тоже нельзя: мы живём в условиях, аналогов которых не знала предшествующая эпоха. Взять ту же роботизацию войны: это серьёзный вызов в том числе и в вопросах защиты наших рубежей.

— Подход к охране государственной границы должен быть изменен, — уверен руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог Игорь Шатров.

— Сейчас границы, в физическом смысле, по сути, не существует — нет контрольно-следовых полос, забора из колючей проволоки и прочих атрибутов, которые мы помним по советским фильмам. Вся пограничная деятельность сконцентрирована на пунктах пропуска.

«СП»: Во времена СССР у нас были Погранвойска при КГБ СССР, которые насчитывали 220 тыс. штыков. Сейчас погранслужба ФСБ, средняя численность 100 тысяч. С этого, видимо, надо начинать?

— Да, опыт СВО говорит о необходимости изменения подходов к охране государственной границы, в первую очередь, на недружественных направлениях. Думаю, рано или поздно будут воссозданы пограничные войска.

Превращение пограничных частей, по сути, в полицейские подразделения было явной ошибкой. Это сыграло негативную роль во время той же курской авантюры ВСУ, когда в первые часы практически безоружные пограничники противостояли до зубов вооруженным отрядам террористов.

Пограничные войска должны оставаться полноценными мотострелковыми подразделениями, подкрепленными авиаэскадрильями, военно-морскими и речными флотилиями, бронетанковыми и ракетно-артиллерийскими дивизионами.

Их задача в современных условиях — это не только проверка документов при пересечении государственной границы, но и реальный военный отпор в случае агрессии противника.

«СП»: Что еще? Противотанковые укрепления, рвы с крокодилами и колючая проволока? Какие современные достижения науки можно было бы использовать?

— И это тоже. Техническое оснащение границы должно быть на самом высоком уровне. У пограничников должны быть самые современные средства досмотра и контроля людей и грузов, связь со спутниковой группировкой, беспилотники, средства РЭБ, системы ПВО. Граница со странами НАТО должна быть укреплена и традиционными средствами защиты — рвами, заборами, противотанковыми ежами.

Технологии развиваются, но самыми надежными способами защиты остаются обычные препятствия для передвижения людей и техники. Они позволяют задержать противника до подхода основных сил. Что касается исторической памяти, то всю историю существования государства Российского нашим воинам постоянно приходилось защищать его границы. И они всегда при этом проявляли образцы смекалки, самоотверженности и подлинного героизма.

«СП»: А насколько долговременной будет эта стратегия? Ведь пока существует Украина в ее нынешнем виде, покоя нам не будет.

—Украина — отдельный вопрос. Решение его — это задача не только и не столько для пограничников, сколько для армии в целом, а также для дипломатов и политиков.

«СП»: Речь не только об Украине. Мы граничим также с враждебными странами НАТО. Калининград надолго останется уязвимым местом. Закавказье — постоянная пороховая бочка, из Центральной Азии едет не пойми кто. Можно ли говорить в таких условиях о надежной стратегии безопасности.

—Новая стратегия, как я и сказал, должна учитывать все эти новые вызовы. От пассивных методов охраны государственной границы необходимо переходить к активным. Это значит, что Россия на политическом, дипломатическом, экономическом уровне, а где-то и на военном, как это сейчас происходит на Украине, должна создавать условия для формирования благоприятного, дружелюбного, не способного на агрессию окружения по всему периметру государственной границы.

Ссылка на первоисточник
наверх