Третье по счёту большое расследование обстоятельств расстрела семьи императора Николая Второго, его супруги и детей, убитых в доме купца Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, длится уже пять лет. И по-прежнему оно идёт под грифом "Секретно": все, кто так или иначе причастен к этому процессу, дали обязательство не разглашать детали – эту функцию на себя взял Следственный комитет.
И вот 17 июля – в 102-ю годовщину гибели Царской семьи, СКР представил новые детали о ходе следствия. Царьград попросил прокомментировать их Елену Чавчавадзе – известного журналиста, продюсера и сценариста – автора целого ряда фильмов о династии Романовых, которая ведёт, параллельно официальному, собственное расследование той жестокой казни.Александр Степанов
С 2015 года и по настоящее время, как сообщили Царьграду в СКР, следователи назначили порядка четырёх десятков различных судебных экспертиз. Часть из них готова – собственно, это и есть, по сути, первые конкретные результаты расследования.
Полученные данные позволяют исключить некоторые ранее звучавшие суждения относительно событий тех лет, и в том числе связанные с идентификацией останков группы лиц, обнаруженных под Екатеринбургом. Так, на основании многочисленных экспертиз следствие пришло к выводу, что останки принадлежат Николаю II, его семье и лицам из их окружения,
- отметили в Следственном комитете.
В ведомстве особенно подчёркивают, что исследования призваны исключить вероятность двоякого толкования различных обстоятельств трагедии.
И, собственно, ничего удивительного в том, что делается именно такой акцент – на исключение разночтений, нет: тогда, 102 года назад, убийцы постарались сделать всё, чтобы замести следы, потому что никто не знал наверняка исхода гражданской войны.
Убийство произошло в доме купца Ипатьева - это уже бесспорно. Фото: Mary Evans Picture Library/Global Look Press.
Поэтому все прекрасно понимали: если бы победили белые, за расправу над императорской фамилией пришлось бы ответить – и, нет сомнений, что спросили бы жёстко.
Буквально через несколько дней, 19 июля, вечером на канале "Россия-1" выйдет новый фильм Елены Чавчавадзе "Убийство Романовых. Факты и версии", посвящённый как раз распутыванию той паутины лжи, которой постарались облепить страшную историю.
И именно её, как человека, не связанного обязательствами молчания об официальном ходе расследования, мы попросили прокомментировать, что означают раскрытые СКР детали.
"Сегодняшнее заявление СКР касается только части следствия – само расследование продолжается, идут экспертизы. И эксперты работают на бескорыстной основе – то есть параллельно со своей основной работой, там нет такого финансирования, как во время прошлого следствия, когда была государственная комиссия. По всей видимости, сейчас Следственный комитет, понимая важность и внимание к этой теме от миллионов людей, решил озвучить часть информации. В частности, насколько я понимаю, восстановлен момент самого убийства, с помощью компьютерной графики, была воссоздана обстановка помещения, по сантиметрам буквально, по росту людей, количеству", - пояснила Елена Николаевна.
Тема первая: Исследования почвы на месте убийства
СКР:
"В рамках предварительного следствия проведены две почвоведческие экспертизы по образцам, полученным на местах захоронений. Из выводов экспертиз следует, что представленные на исследование почвенные образцы из вскрытого в 1991 году захоронения являются лёгкими и средними песчанистыми суглинками с различной степенью каменистости. Во втором захоронении – 2007 года – почва представлена средними и тяжёлыми пылеватыми суглинками, имеющими различную степень каменистости. Эти результаты говорят о несостоятельности мнения о том, что в Поросёнковом Логу, где были обнаружены екатеринбургские останки, почва торфянистая, что вызывает торфяное дубление тел, исключающее возможность определения ДНК".
Одно из последних фото Николая Второго – оно сделано, согласно архивным данным, в июле 2018-го. Фото: Daily Herald Archive/NMeM/Global Look Press.
Комментарий Елены Чавчавадзе:
"Есть люди, называющие себя экспертами, которые утверждают, что там, на месте захоронения, такая почва, что в ней не могли сохраниться останки. И вот эта экспертиза и должна была либо подтвердить, либо опровергнуть это. Для нас представляется важность и принципиальность истины – как и для всех людей, которые чтят Царскую семью и членов Дома Романовых.
И вот пять лет спустя как мы в этом деле участвуем – параллельно, хочу подчеркнуть, с официальным следствием, изучив все уже доступные материалы, в том числе экспертные заключения, мы пришли к пониманию, что всё укладывается в определённую последовательность и логику действий. Нет сомнений, что убийство произошло в особняке Ипатьевых, потом следы пытались сокрыть и уничтожить тела на Ганиной Яме, а затем окончательно захоронение произошло в Поросёнковом Логу.
Большую работу, кстати, проделал следователь Соколов: ему просто не хватило времени, чтобы успеть всё завершить.
Мы нашли подтверждение тому, что тела убитых были захоронены именно там".
Тема вторая: Надпись Гейне на стене "расстрельной комнаты"
СКР:
"В рамках почерковедческой экспертизы по всем вариантам "Записок Юровского", в тексте которых излагаются и события, произошедшие в ночь на 17 июля 1918 года, эксперты установили, что в "Записке Юровского" из Государственного архива России рукописные поправки по тексту сделаны им самим, а уточняющие записи на полях и дополнение в конце текста – другим лицом. В рамках проводимых исследований устанавливается, кто именно написал на обоях в "расстрельной комнате" строки стихотворения Генриха Гейне".
Та самая "расстрельная комната". Фото: Global Look Press.
Комментарий Елены Чавчавадзе:
Насколько я понимаю, задача следствия – попытаться установить авторство того, кто сделал эту надпись. Но дело в том, что, по информации историков, через некоторое время после убийства дом был открыт, и туда мог зайти кто угодно. В частности, когда в Екатеринбург вошли войска Сибирской армии, любой образованный человек мог оставить эту надпись.
Тема третья: Тела не уничтожили с помощью кислоты и огня
СКР:
"Наряду с судебными экспертизами, среди которых историко-архивные, судебно-медицинские (антропологические), молекулярно-генетические, трасологические, проводятся разные следственные эксперименты. Их результаты оцениваются в совокупности с другими материалами дела и в ряде случаев позволяют восстановить события тех лет.
Один из таких экспериментов, проведённый в аналогичной "расстрельной" комнате в подвале Ипатьевского дома, опроверг звучавшие доводы, что в таком маленьком помещении не могли разместиться одиннадцать потерпевших и участники расстрела. Другой следственный эксперимент исключил версию о том, что тела убитых уничтожили с использованием серной кислоты и огня".
Царская семья. Фото: Global Look Press.
Комментарий Елены Чавчавадзе:
"Была дезинформация с целью увести то, самое первое, расследование (следователя по особо важным делам Омского окружного суда Николая Соколова в 1919-м) в сторону: если бы победа была одержана Колчаком, к нему бы, безусловно, вернулись. И большевики это понимали, и сделали всё, чтобы замести следы – в том числе на мировом уровне. Работали там, кстати, американские журналисты, которые распространяли эти фальшивки, которые впоследствии стали ретранслироваться.
К сожалению, эта "липа" владеет умами наших людей и сегодня.
Так вот, результаты экспертизы, предъявленной сейчас Следкомом, в частности, опровергают мнение о том, что в помещении, где всё случилось, не могли поместиться одиннадцать человек – вместе с их убийцами. И компьютерное моделирование подтвердило эту возможность.
Тайна нужна была большевикам, чтобы вывести их руководство из-под удара и сохранить тем самым лицо перед мировым сообществом – в частности, немцами, которые интересовались судьбой великих княжон".
Что дальше?
Понятно, что этот этап – промежуточный, а полученные результаты, действительно, предъявлены общественности с привязкой к скорбной дате.
Соответственно, расследование будет продолжаться, подтверждают в СКР.
"Ещё предстоит значительный объём работы. В частности, продолжается поиск имеющих значение для дела архивных материалов, в том числе и медицинских документов. Это сложный и трудоёмкий процесс, поскольку их единого реестра не существует. Ожидаются заключения ранее назначенных судебных экспертиз", – пояснили Царьграду в Следственном комитете.
Кто занимается исследованиями?
В этом процессе задействована большая группа специалистов разных направлений: историки, архивисты, медики и генетики.
В их числе – президент исторического факультета МГУ Сергей Карпов, ректор РГГУ Александр Безбородов, доцент Историко-архивного института РГГУ Евгений Пчелов, главный специалист Госархива РФ Зинаида Перегудова, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Тихон (Шевкунов), завкафедрой ортопедической стоматологии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. академика Павлова Владимир Трезубов, руководитель отдела геномики и генетики человека ИОГен РАН Евгений Рогаев.
Мемориал императору возле Ганиной Ямы. Фото: W. Korall/imageBROKER.com/Global Look Press.
Сроки завершения работы пока никто спрогнозировать не может.
"Лишь после получения оставшихся заключений экспертов и окончания необходимых следственных действий по совокупности будет принято процессуальное решение и дана правовая оценка", – заверили в Следкоме.
Свежие комментарии