На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 399 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Галкин
    Дело осталось за малым, дать пинка прибалтам из Нато))Судьба Прибалтики...
  • Eduard
    Платите хоть 150%,но ядерную державу им не победить!Судьба Прибалтики...
  • Eduard
    Никто на них больше не давир,они солпдарно врут!Судьба Прибалтики...

Ирландская Республиканская армия - прелюдия

Ирландская Республиканская армия - прелюдия

Фении — члены дружины мифического ирландского верховного короля Финна Мак Кумхейла, персонажи легенд, самые ранние из которых относятся к VII веку нашей эры. В XIX веке фениями стали звать борцов за независимость Ирландии, особенно после того, как в 1858 году было основано Ирландское республиканское братство и его заокеанские ответвления «Братство Фениан» и «Клан на Гаэль». Впрочем, начнём с начала...


Король Генрих II Плантагенет

Англичане в Ирландии оказались, можно сказать, случайно. Остров был страшной головной болью для завоевателей: на нём существовало около 200 королевств, постоянно воюющих друг с другом, но порой собирающихся в союзы достаточно мощные, чтобы противостоять чужакам. Самыми крупными среди этой россыпи королевств были пять: Коннахт, Лейнстер, Манстер, Ольстер и Миде. Верховная власть, если это право арбитража можно так называть, принадлежала Верховному королю, которого можно было слушать, а можно... В общем, нормальный кельтский бардак.




Диармайт Мак Мурхада

В 1152 году король Лейнстера Диармайт Мак Мурхада (ну, или Дермот Мак Мурроу, кому как больше нравится) похитил жену, Дебфоргайлл, у Тигернана О'Руайрка, короля Брейфне. Местный Верховный король (можно я не буду писать его имя, уж больно зубодробительное?..) прогнал Диармайта с престола, и тот поехал туда, куда св. Патрик телят не гонял. То есть в Англию, к Генриху II Плантагенету, за военной помощью. Генриху лично заниматься королём-изгнанником было некогда, но нельзя же не помочь августейшему брату? Поэтому он выдал Диармайту бумагу, позволявшую вербовать наёмников из числа своих подданных.


Надгробие Ричарда де Клера

Самыми ценными союзниками, которых удалось приобрести Диармайту, стали Ричард де Клер «Стронгбоу», граф Пембрук, и братья Роберт Фиц-Стефан и Морис Фиц-Джеральд. Де Клеру изгнанник предложил руку своей дочери и собственный трон после смерти, братьям — обширные владения. В 1169 году англичане с Диармайтом высадились в Ирландии. Как выяснилось, пешие дружины ирландских королей, косплеившие в XII веке викингов VII-го века, против рыцарской конницы малоэффективны, да и города брать английские норманны к тому времени научились быстро и качественно. В общем, в 1171 году в Ирландию приехал сюзерен де Клера и братьев, король Генрих II, который окончательно привёл всех местных «королей» под свою руку. В 1172 году папа Александр III подтвердил права Генриха на Ирландию буллой, и — дело сделано! Ага, конечно... Это же Ирландия!

Английские аристократы, получившие владения в Ирландии, очень скоро стали ровно такими же ирландскими вождями, как и те, кого они разбили. В сущности, ничего не поменялось, кроме того, что кельтские фамилии части аристократов сменились на норманнские. Ну и формальными сюзеренами всего этого блудняка стали английские короли. Формальными, потому что времени заняться наведением здесь порядка у них, по большому счёту, не было. Активность в этом плане стал проявлять Генрих VIII Тюдор в XVI веке, а окончательно покорил «зелёный остров» только лорд-протектор Великобритании Оливер Кромвель.


Кромвель в Ирландии

Лорд-протектор и к англичанам был изрядно строг, а уж в Ирландии начал форменный геноцид! Дело в том, что в 1641 году началось ирландское восстание, была основана Конфедеративная Ирландия (католическая, само собой!), которая получила власть над двумя третями острова. Когда 15 августа 1649 года войска Кромвеля высадились на острове, конфедераты резко стали роялистами — оставшуюся треть страны держали верные королю войска, так что против армии парламента выступил весь остров! Ну и... Историки до сих пор спорят, какой процент населения Ирландии был уничтожен лордом-протектором. Самые мягкие оценки — 15–25 процентов населения, самые радикальные — 50–56 процентов. Если принять, что истина где-нибудь посередине, получается 35–40 процентов. Понятно, что о любви к англичанам со стороны ирландцев после этого и речи быть не может!


Ян ван Хучтенбург, «Битва на реке Бойн».

Но зато на территории острова появились английские и шотландские протестантские поселения, в основном — на севере. Ещё больше протестантов на севере Ирландии появилось после «Войны двух королей» 1689-91 годов — борьбы между бежавшим на остров Яковом II и пришедшим к власти на волне «славной революции» Вильгельмом III. Католик Яков Стюарт бежал в Ирландию, надеясь на поддержку местного католического населения. Поначалу всё шло неплохо для свергнутого короля, но 1 июля 1690 года в битве на реке Бойн Вильгельм одержал победу, а Яков бежал во Францию. Надо отдать должное ирландским якобитам: после бегства своего недостойного короля они дрались ещё год. После очередного поражения якобиты ушли в горы, но сдались, когда им пообещали свободу вероисповедания, правовую защиту, а всем желающим — эмиграцию во Францию (где в составе армии христианнейшего короля появились прославленные впоследствии ирландские полки).

Постепенно в Ирландии сложилась ненормальная ситуация: верхушка общества была англичанами и протестантами, а низы — ирландцами и католиками. Практически все помещики были англичанами, все арендаторы — ирландцами, в городах протестанты объединялись в «ложи оранжистов», не дававшие проходу ирландцам-католикам в крупный капитал. Перечислять все моменты, которые богатая английская фантазия изобрела ради угнетения местных католиков, долго, поэтому перейдём к главному: само собой, против такого положения началась борьба...

Изначально методы борьбы были разбойничьими (слова «терроризм» в XVIII веке ещё не было). «Дубовые сердца» или «Белые парни» убивали жестоких помещиков, протестантских священников, правительственных чиновников. Когда началась война за независимость США, французский флот стал посещать ирландское побережье, и для защиты острова собрали «корпус волонтёров», в который резво записалось 50 тысяч ирландцев в надежде получить оружие и обучение военному делу настоящим образом. Всё это заставило англичан смягчать режим оккупации Ирландии (а это была именно оккупация, ну, или колонизация — одно другого не слаще), но не смогло предотвратить появления «Общества объединённых ирландцев».


«Объединённые ирландцы»

В отличие от прошлых организаций, «Объединённые ирландцы» были большим союзом: в общество входило порядка 500 тысяч человек. Поэтому подготовленное им восстание 1798 года стало самым масштабным из всех. Армия из 16 тысяч повстанцев собралась на Уксусном холме. Вооружены ирландцы были, по большей части, копьями и алебардами — ружей практически не было. Английская армия генерала Джерарда Лейка насчитывала 13 тысяч человек.


Ирландский повстанец на Уксусном холме

Перед рассветом 21 июня 1798 года англичане тремя колоннами, под прикрытием артиллерийского огня, пошли в атаку на холм. Под напором врага повстанцы поднимались вверх по холму и открывали себя огню английской артиллерии, впервые применившей в этом бою экспериментальные шрапнельные снаряды. Будучи в отчаянном положении, ирландцы решили атаковать: они предприняли две атаки, но обе были отбиты правительственными войсками. Оказавшись на вершине, повстанцы обнаружили, что одна из окружавших их английских колонн движется медленнее остальных, и решили прорываться в образовавшуюся брешь. Основным силам удалось бежать, но от 400 до 1200 повстанцев остались лежать на поле. Шон О'Мерфи (или Джон Мерфи, кому как больше нравится), один из предводителей восстания, был схвачен и повешен без суда и следствия.

22 августа в Киллале, графство Мейо, высадился французский отряд Жана Юмбера в 1000 штыков: «объединённые ирландцы» уговорили Директорию на вторжение. Юмбера поддержали местные добровольцы, вскоре под знамёнами французского бригадного генерала оказалось, по разным оценкам, от двух до шести тысяч человек (в том числе и повстанцев, спасшихся после боя на Уксусном холме). Разбив несколько превосходящих по численности английских отрядов под Каслбри, франко-ирландская армия захватила северную часть Коннахта и провозгласила «Республику Коннахт» — первое ирландское государство после столетий оккупации. Просуществовала республика недолго: 8 сентября в битве при Баллинамакком французы с ирландцами были разбиты, схваченных ирландцев казнили в Баллинали.

В 1801 году стало ясно, что иметь за спиной вечно готовую восстать Ирландию в условиях Наполеоновских войн... нерационально. И Ирландию объединили с Англией, получив на выходе Соединённое королевство Великобритании и Ирландии. Правда, на положение большей части ирландцев это не повлияло... никак. 86 процентов населения так и оставались крестьянами, пахавшими на английских помещиков, а за счёт выкачанных из Ирландии денег финансировалась промышленная революция в Англии. Образовалась Католическая ассоциация, защищавшая права католиков. Ей удалось постепенно «эмансипировать» католиков с протестантами. Была отменена «церковная десятина», выплачиваемая католиками в пользу протестантских священников (а им ещё надо было католических содержать!).

Зато начался сгон арендаторов с земли — овцы давно уже съели людей в Англии, а теперь добрались и до Ирландии. А в 1845 году случился неурожай картофеля, приведший к страшному голоду, унёсшему, по самым скромным подсчётам, 1 миллион жизней. Ещё полтора миллиона эмигрировали в США. И вот здесь...

А здесь в 1861 году началась гражданская война. И ирландские эмигранты приняли в ней самое активное участие. «Ирландские бригады» в войсках и Севера, и Юга стали самыми боеспособными подразделениями — драчливые ирландцы с удовольствием меняли лопату и топор (коими большая часть строила американские железные дороги) на винтовку и шли воевать за свободу. Негров или «доброго старого Юга» им было, по большому счёту, всё равно. За четыре года войны они превратились в опытных ветеранов и решили, что пора применить полученные знания и навыки в борьбе за свободу Ирландии.


Бой у Риджуэя — в реальности ирландцы были в синей или серой форме (в зависимости от того, кто за кого играл в Гражданской войне) и с зелёными повязками

Вот только целью был выбран не «Зелёный остров», а... Канада! «Братство Фениан» приняло ветеранов под свои знамёна и решило атаковать англичан там, где они есть поблизости. Логика была следующая: захватим Канаду и обменяем её на свободу Ирландии! Нельзя сказать, что губернатор Канады Джон Макдональд не был в курсе планов фениев: языком они работали как помелом, а собрания свои проводили в салунах, так что слухами земля полнилась (ну а английская разведка — не дремала). В 1866 году в Канаде объявили набор добровольцев числом 10 тысяч человек, откликнулось — 14 тысяч.

Первый рейд в Канаду не удался — пароход с фениями перехватил английский корабль, ирландцы едва спаслись на берегу. Второй произошёл 1–3 июня 1866 года. 1 июня отряд фениев под командованием подполковника Джона О'Нила (ветерана Гражданской войны в США, дослужившегося до капитана) численностью от 800 до тысячи человек на четырёх баржах пересёк Ниагару и разбил лагерь на ферме неподалёку от Фрибурга. Генерал-майор Джордж Нейпир был в курсе намерений ирландцев и загодя собрал войска. Надо сказать, О'Нил рассчитывал на то, что у него под командованием опытные ветераны, а английские войска в Канаде пороха не нюхали уже лет тридцать, поэтому решил разгромить подходившие английские отряды по отдельности. Фении подошли к Риджуэю и заняли позиции на горе.

Тем временем в город прибыли на поезде канадские иррегулярные войска. С трудом построившись в некое подобие колонны, они двинулись на встречу с другим английским отрядом, но наткнулись на изготовившихся к бою ирландцев. Поначалу всё шло как по маслу: английские ополченцы стали атаковать холм, занятый ирландцами, и, используя численное превосходство, подавили вражеский огонь, но... Дело в том, что О'Нил отправил часть своих солдат по окрестным деревням — реквизировать лошадей. И в самый ответственный момент сражения несколько конных ирландцев выехали из леса на позиции англичан...

Сколько сил у фениев, английский командир не знал и решил, что это — ирландская кавалерия. Он тут же отдал приказ строиться в каре, но, увидев, что больше конных ирландцев не видно, отменил приказ. Это была ошибка: такого рода перестроения могли быть исполнены регулярной армией, но среди ополченцев просто началась паника, английский резерв, видя со стороны эти судорожные перестроения, решил, что дело плохо, и драпанул к поезду, а глядя на бегущий резерв, «ударили по тапкам» и остальные ополченцы. Видя это, фении перешли в атаку и довершили разгром вражеского отряда.

Одержав победу, фении выдвинулись к форту Эри и там наткнулись на отряд английских регулярных войск. Правда, отряд был небольшой — 76 человек. Английский командир, полковник Деннис, не разобравшись в ситуации, решил атаковать. Результат был немного предсказуем: ирландцы одержали вторую победу за день.

Заночевав в форте Эри, О'Нил стал решать, что делать: разведчики докладывали о прибытии с разных сторон новых английских отрядов. К утру решение было принято: подполковник дал сигнал пароходу и переправился с отрядом обратно на американский берег Ниагары. Американские власти на всякий случай фениев арестовали, но что с ними делать — не знали: они же американских законов не нарушили! Но и отпускать толпу вооружённых ирландцев было как-то... неправильно. В конце концов, после долгих размышлений американцы решили, что бить англичан — благое дело, поэтому всем ирландцам купили по железнодорожному билету и отправили домой.


Уильям Гладстон

Между тем в Ирландии премьер-министр Уильям Гладстон начал реформы. Для начала, в 1869 году протестантские церкви были уравнены в правах с католиками. Затем, в 1870 году, удовлетворили жалобы арендаторов против помещиков. Всё это снизило накал противостояния, но не убрало стремление ирландцев к свободе окончательно. Осенью 1871 года началось движение за «гомруль» — самоуправление на территории Ирландии. Сторонники гомруля быстро стали парламентской партией, а с ней стали сближаться и фении. Плодом этого сотрудничества стала Земельная лига, требовавшая изгнания английских помещиков и передачу земли крестьянам. А чтобы требования лучше доходили до англичан, «рыцари лунного света» начали террор в отношении помещиков, протестантских священников и английских чиновников.


Взрыв Лондонского моста в рамках «динамитной кампании»

Правительство было готово идти на ограниченные уступки, но Земельная лига не собиралась их принимать. Лигу запретили в 1881 году, вождей арестовали. В ответ началась настоящая волна террора: 6 мая 1882 года в Дублине фении зарезали министра по делам Ирландии Фредерика Кавендиша и его помощника Томаса Бёрка. Убийц нашли и казнили, но в ответ полетели динамитные бомбы: только 30 мая 1884 года в Лондоне прогремели три взрыва, одна из бомб угодила в офис ирландского отделения Скотланд-Ярда. 13 декабря 1884 года двое американских фениев прикрепили бомбу к опорам Лондонского моста. Бомба взорвалась преждевременно, убив обоих бомбистов и разбив «сотни окон на обоих берегах Темзы». Всего в рамках «динамитной кампании» было ранено порядка 80 человек, один погиб (бомбисты — не в счёт!).


Реализация военного положения в Ирландии

И ведь сработало! Уильям Гладстон решил пойти на всестороннее удовлетворение ирландских требований. В парламент был внесён «Билль о гомруле», потом — билль о покупке земли, предусматривавший выкуп земли у помещиков с передачей арендаторам. Но на этот раз на дыбы встали англичане: в Белфасте начались драки с католиками, которые пришлось усмирять войсками. В общем, оба билля прокатили, Гладстон распустил парламент и назначил новые выборы... Которые проиграл! Пришедшие ему на смену консерваторы приняли совсем другой закон: лорд-лейтенант Ирландии получил право объявлять военное положение.

И военное положение стало вводиться в Ирландии за каждый чих! Был запрещён ввоз оружия и боеприпасов, многие ирландские общества — распущены, их вожди — арестованы. Результат — усиление волнений и победа Гладстона на выборах 1892 года. В 1896 году билль о местном самоуправлении был принят — Ирландия получила такое же самоуправление, как и Англия с Шотландией. Но наиболее остро вопрос о независимости Ирландии встал с началом Первой мировой войны. Парламент принял закон об автономии Ирландии, но введение его в силу отложил до окончания войны. И грянуло очередное Ирландское восстание...
Ссылка на первоисточник
наверх