Каждая война рождает свои символы.
Победившая сторона ставила на пьедестал оружие и технику, которые внесли значимый вклад в победу. Культовые предметы редко отличались совершенством. Главной их заслугой было то, что они появились в нужный момент времени. А их технический облик максимально соответствовал концепции той армии, в которой использовалась данная техника.
Для нас таким железным символом является Т-34.
В других странах отдают предпочтение кораблям и авиации.
В Израиле, где войны по большей части также велись на суше, с большим почтением относятся к танку «Центурион».
Средний/тяжелый танк «Центурион» был разработан в Англии в далеком 1944 году. Часть западных историков считает его основным боевым танком раннего поколения. Излишне спорное утверждение. Но триада боевых качеств (продуманная защита, высокая подвижность и огневая мощь) указывала на его особое предназначение.
Танки этого типа применялись во многих конфликтах и несли службу под разными флагами по всему миру. Европа, Африка, Ближний Восток.
Звездным часом для израильских «Центурионов» стала война Судного дня (1973).
Мистика или случайное совпадение? Упоминание о «Судном дне» лишь усилило грозный мотив. Ровно полвека назад вспыхнула одна из самых ожесточенных арабо-израильских войн, буквально поставившая Израиль на грань выживания.
Коалиция из арабских государств планировала взять реванш за поражение в Шестидневной войне. Все были настроены решительно. Противника удалось застигнуть врасплох.
Всевидящий Моссад и АМАН (военная разведка) не заметили скопление войск вдоль границ. Бесстрашные Хэль Хаавир (военно-воздушные силы) оказались парализованы новыми средствами ПВО.
Последней надеждой для Израиля стали его бронетанковые кулаки, состоявшие на треть из танков типа «Центурион».
А среди тех израильских танков, что считались наиболее современными, доля «Центурионов» увеличивалась до 50 %.
Легенда о тысячах танков
Ситуация на Голанских высотах приняла отчаянный оборот в первые часы войны. Здесь наносила удар группа из пяти сирийских дивизий (2 танковые и 3 механизированные – четырехбригадного состава, также с включением бронетехники).
Расстояние от сирийско-израильской границы до Тель-Авива составляло около 100 километров. Если бы остатки израильских частей оказались сброшены с Голанских высот – это бы открыло путь в долину. С наведением переправ через Иордан возникала угроза оперативного прорыва танковыми «клиньями» – прямо к израильской столице. Шах и мат!
Впоследствии сражение на Голанах было досконально изучено военными специалистами. Имеются разночтения в количестве потерь сторон. Тем не менее общий ход конфликта и его результаты не вызывают сомнений. Израильтянам удалось остановить наступление.
Потом родились легенды в духе «300 спартанцев». И каждая последующая версия содержала все больше преувеличений. Уникальная победа была одержана в условиях подавляющего численного превосходства противника. И справиться в такой ситуации могли только люди со сверхчеловеческими навыками.
Разум гроссмейстера и молниеносная реакция на угрозу: выстрел, выстрел – и израильский танк в одиночку сокрушал батальоны!
Высокий профессионализм ЦАХАЛ превратился в аксиому. И даже самые ярые скептики в глубине души признавали, что арабам противостояла не самая обычная и неожиданно сильная армия.
Все изменилось в 2023 году с появлением «средств объективного контроля». Наглядная демонстрация умений израильских танкистов, снятых при помощи вездесущих дронов, породила вопросы даже среди наиболее преданных сторонников Израиля.
Не такого ожидали от «профессионалов».
Эта «Меркава» беспечно стояла на открытом месте в течение часа. Противник успел рассмотреть неподвижный танк со всех сторон, обрадовался своей удаче, и в сторону «Меркавы» потянулся дымный шлейф ПТУР. Пробил или нет – это отдельный вопрос. Но если танк позволит так безнаказанно расстреливать себя, то никакие средства защиты ему не помогут.
Возвращаясь к событиям 1973 года, произошедшее «чудо на Голанах» имело вполне рациональное объяснение. Израильтянам довелось сражаться с самым неумелым противником из всех армий на евразийском континенте. Пренебрежение подготовкой и слабая мотивация – на уровне пустых лозунгов, за которыми не было желания сражаться и побеждать.
И было кое-что еще. Израильтяне отбивали танковые атаки не с голыми руками.
На пыльное плато выкатились семь сотен «Центурионов»…
Критики возразят, что «Центурионы» прибыли далеко не все сразу. В свою очередь сирийская бронетехника также наступала двумя эшелонами и вводились в бой постепенно.
Сирийским Т-54/55 противостояла наиболее совершенная модификация английского танка «Центурион», известная под обозначением «Шот Каль».
Израилская сторона обладала некоторым техническим превосходством, о котором ветераны сражения на Голанах предпочитают скоромно умалчивать.
«Кнут» с дизелем «Континенталь»
В сухой и жаркой пустыне, покрытой россыпью каменных глыб, «Центурион» стал королём бездорожья. Причиной тому были два фактора.
Первый – наличие гидромеханического двухпоточного механизма передач и поворота. В понимании обывателя это означало наличие автоматической трансмиссии, значительно упрощавшей маневры и управление танком в сложных условиях.
Вторым фактором являлась архаичная, но нелишенная своих достоинств подвеска Хортсманна. Возникающие нагрузки при наезде на препятствие плавно распределяются между парой катков, связанных общей пружиной. Именно то качество, которое требовалось на каменистых склонах Голанов.
Все элементы подвески были закреплены снаружи, что также упрощало её обслуживание и ремонт в полевых условиях.
Вскарабкавшись по крутому склону, «Центурион» мог как в тире наблюдать и расстреливать противников. Используя заложенную в его конструкции интересную особенность – ствол орудия мог опускаться вниз на 10°.
В бою «Шот Каль» не жалел снарядов – его боеукладка состояла из 70 выстрелов калибра 105 мм (для сравнения: в боекомплект Т-54/55 входило только 34 снаряда).
Вращающийся вместе с башней пол боевого отделения позволял заряжающему израильского танка не бегать по кругу, а сосредоточиться на своей работе. При этом он стоял от пушки слева и подавал снаряды правой рукой.
Место заряжающего Т-54/55, напротив, находилось с правой стороны башни, и вся нагрузка приходилась на его левую руку (тогда как большинство людей – правши).
На такие моменты сразу обратили внимание израильские танкисты, отметив в своих мемуарах.
Попадания «Центурионов» создавали оглушительный эффект. В танковом бою на Голанах в последний раз активно применялись бронебойные фугасы (!).
Данный тип боеприпасов был разработан в Великобритании еще в конце 1940-х и поначалу произвел сильное впечатление. Потеснив собой все другие типы бронебойных снарядов. Одним из достоинств была стрельба на дистанциях, превышающих дальность прямого выстрела. Там, где обычные «бронебои» теряли скорость и утрачивали свои пробивные качества.
Фугас тоже был непростой. На броне сначала возникала «клякса» из 5–6 килограммов пластичной взрывчатки. Еще мгновение спустя, детонация ВВ создавала удельное давление в десятки тонн на квадратный сантиметр брони. В эпоху, когда танки еще не были оснащены комбинированной защитой, это приводило к разрушению тыльной стороны брони и поражению её осколками экипажа и внутреннего оборудования танка.
Такое сотрясение и отколовшиеся куски металла представляли особую угрозу для Т-54/55, где внутри сразу за броней мог находиться боекомплект.
Стоит заметить, что по состоянию на 1973 год потенциал танковых пушек значительно превосходил любую защиту, созданную с применением традиционного гомогенного бронирования.
Цифры давно рассекречены и стали достоянием историков. На иллюстрации – характеристики бронебойного подкалиберного снаряда 3БМ8 калибра 100 мм. Такие снаряды входили в боекомплект танков Т-54/55 начиная с середины 1960-х годов.
«Центурион» пробивался в лоб с дистанции в километр.
Аналогичную угрозу для Т-54/55 представляли британские подкалиберные снаряды L28 или L36, способные пробить 120 мм брони под углом 60° на дистанции 1 000 ярдов (900 м).
Хрупкий «паритет» нарушали более современные танки Т-62, которые имелись в наличии у сирийской Гвардии. Гладкоствольная пушка «Молот» пробивала «Центурион» в любом месте и с любой дистанции, на которой предполагалось вести танковые дуэли. Данный унизительный факт был неоднократно отмечен самими израильскими танкистами.
Когда броня переставала быть гарантией защиты. Когда каждое попадание означало пробитие. В такие моменты все начинало зависеть от более тонких закономерностей...
Девять жизней «Центуриона»
Потери личного состава были парадоксально велики – на фоне количества подбитых танков.
По официальным данным ЦАХАЛ, основная доля потерь приходилась на танковые войска (около 40 %). По самым скромным оценкам – свыше 4 000 пострадавших танкистов, в т. ч. 1 300 безвозвратные потери. Без учета тыловых служб – их потери фиксировались отдельно.
Разумеется, арабские источники приводят в разы больше значения.
Теперь обратимся к «железу».
Израиль обозначил свои потери в 400 полностью уничтоженных танков. Но это только половина истории.
Потери техники всегда зависят от ситуации: за какой армией осталось поле боя, и какая армия может эвакуировать с него подбитые танки. Всего, по данным ЦАХАЛ, по окончанию боевых действий израильтянам удалось эвакуировать и вернуть в строй еще около 400 танков – из числа тех, что ранее находились в составе израильской армии. Учет трофеев производился отдельно.
400 подбитых и брошенных «Шот», «Магах» и «Супершерман». Среди которых были как танки с незначительными повреждениями, так и совершенно разбитые машины. Факт уничтожения которых пытались скрыть от общественности.
Все это – в дополнение к 400 полностью уничтоженным (официально).
400 + 400 = 800. Вот такое значение гораздо ближе к истине.
Точные цифры мы вряд ли узнаем. Но стоит отметить, что реальные потери не могли в разы отличаться от официальных значений. По простой причине. К началу войны Израиль располагал 2 000 танков, даже с учетом «Шерманов» и трофейных Т-34. В случае потери всех танков (или почти всех) результаты той войны были бы другими.
При этом даже цифра в 1 000 подбитых танков не дает объяснения количеству потерь среди личного состава.
Израильтяне объясняют данный парадокс тем, что в «Центурионах» в ходе сражения по нескольку раз «сменился» экипаж...
Поразительная живучесть «Центуриона» являлась следствием многих моментов.
В первую очередь – слабым (недостаточным) заброневым воздействием бронебойных подкалиберных снарядов.
Снаряд 3БМ8 содержал ровно 0 граммов взрывчатого вещества. Для сравнения – его предшественник, тупоголовый «бронебой» с баллистическим наконечником 53-БР-412, содержал 65 граммов ВВ. Проводить сравнения по бронепробиваемости не имеет смысла, но разница в заброневом воздействии налицо.
Видимо, пробоина в дюжину сантиметров не являлась поводом, чтобы 50-тонная махина развалилась на части. Экипаж – ему не позавидуешь. В остальном – танк проходил эрзац-ремонт и возвращался в строй.
Другой момент был связан компоновкой «Шот Каль». Его боекомплект был размещен иначе, чем в советских танках.
Боезапас «Центуриона» располагался в передней части корпуса, а также на полу боевого отделения. К середине боя оставались только снаряды в нижней укладке. Что значительно снижало вероятность поражения боекомплекта. Ведь основная доля попаданий приходилась в башню и верхнюю часть корпуса.
Наличие снарядов на полу боевого отделения не предвещало ничего хорошего при наезде на мину. Однако создатели «Центуриона» позаботились и об этом.
Одним из первых в мире «Центурион» получил корпус v-образной формы с наклонными бортами, что повышало его устойчивость ко взрывам под днищем.
Для сирийской пехоты «Центурион» также оказался непростой целью.
Основным противотанковым средством пехоты выступали реактивные гранатометы. В свою очередь танки «Центурион» отличало наличие противокумулятивных экранов большой площади, которые целиком скрывали их борта. И это не простые декорации. Стальные плиты толщиной 6 мм – закрепленные на расстоянии полуметра от корпуса.
Стрельба из РПГ в переднюю часть танка затруднялась фактом того, что это была передняя часть танка. Куда чаще всего были направлены взгляды членов экипажа, наряду с пушкой и пулеметом.
Весьма постыдным недостатком «Центуриона» стало отсутствие приборов ночного видения. Труднопредставимая ситуация по меркам 1970-х годов. Для танка, который считался основой бронетанковых войск.
В то время приборы ночного видения, активные и пассивные, для наводчика и механика-водителя, уже массово применялись на танках по всему миру. Милитаризированный до предела Израиль тут оказался аутсайдером.
Дискуссия о приборах ночного видения будет краткой. Сирийцы не смогли воспользоваться своим козырем, потому наличие штатных ПНВ на Т-54/55 и Т-62 не повлияло на исход боевых действий.
Планированию операций в темное время суток не уделялось достаточно внимания. Либо же генералы знали наверняка, что личный состав танковых бригад не готов к использованию ПНВ и ведению боевых действий в ночных условиях.
Израильтяне, напротив, осознавали такую угрозу. И приняли единственное возможное решение. Отступить? Командир 7-й танковой бригады Януш Бен-Галь приказал всем замереть на местах и стрелять по движущимся силуэтам в ночи.
К утру 7-я танковая бригада прекратила свое существование. Из 105 «Центурионов» оказались подбиты 98. Линия фронта не сдвинулась с места.
Наследники «Тигров» и «Пантер»
Рассказывая о событиях 1973 года, израильтяне берут грустную ноту. Ведь им приходилось сражаться на устаревших танках времен Второй мировой против «современных» Т-54/55 и ультрасовременных Т-62.
Танк «Центурион» был действительно задуман и спроектирован в конце Второй мировой под впечатлением от немецкого «зверинца». Он даже получил неофициальное прозвище «Бритиш Пантера». Но это только начало истории.
Танк обладал внушительным потенциалом для модернизаций. И данное обстоятельство позволило создать на его базе вполне современную технику для начала 1970-х годов.
Израильтяне закупали «Центурионы» только 5-й и 7-й серий. Которые были похожи на первый «Центурион» так же, как современный «Абрамс» М1А2 SEPv3 похож на «Абрамс» образца 1980 года.
Никаких упоминаний про 76-мм или 83-мм орудия – все израильские «Центурионы» были в штатном порядке вооружены 105-мм пушкой Royal Ordnance L7. Широко известное орудие, которым были оснащены все западные танки 1960–1970-х гг. От американского М60 – до немецкого «Леопарда» и шведского Strv.103.
Орудие этого типа стояло даже на первых «Абрамсах».
В начале 1970-х в Израиле была проведена обширная модернизация «Центурионов». Каждый узел танка подвергся кардинальным переменам. Наблюдательные приборы, радиостанция, замена пулемета, боеукладка и запас топлива… Важнейшим был переход на американский дизель производства Continental Motors, который добавил мощности, уменьшил вероятность возгорания и главное – он поставлялся в паре с автоматической трансмиссией. По значению удельной мощности (15 л.с./т) модернизированный танк массой 50 тонн сравнялся с 36-тонным Т-54/55.
При наличии грамотных и нестареющих решений по части эргономики боевого отделения, «Центурион-Шот» или «Шот Каль» превратился в качественно новый танк.
Суровая техника для локальных мордобоев
Видимо, легенды о «Центурионах», переживших попадание из пушки Д-10Т, имеют под собой реальные основания.
Танки «Центурион-Шот» принимали активное участие во всех последующих войнах, включая масштабные действия в Ливане в 1982 году. Многие дожили до наших дней – в качестве шасси для тяжелых бронетранспортеров «Нагмашот», «Нагмахон», «Накпадон».
Стоит заметить, что после 1973 года закупок британских танков более не производилось. В Израиле началось создание собственной «Меркавы».
Список преимуществ танков «Центурион-Шот» может показаться иллюзорным на фоне реальных достоинств танков семейства Т-54/55.
Меньшая на 14 тонн масса – одинаковом уровне защиты боевого отделения. Современная торсионная подвеска. Приборы ночного видения.
Даже на западе не рискуют отрицать очевидного. Всякая дискуссия о противостоянии Т-54/55 и «Центурионов» содержит обязательное уведомление. Эффективность и результаты зависели от тактики применения этих танков, а также от навыков их экипажей (crew).
Прочитав заголовок «Лучшие танки Израиля», многие наверняка ожидали встретить историю про «Меркаву». Увы.
Современные «Меркава-4» при всех своих достоинствах никогда не были в ситуациях, сопоставимых по масштабам и значимости с танковыми сражениями 1973 года.
Напоследок – кадр с тяжелым бронетранспортером «Пума» со столь нужным в наше время «козырьком» (граница сектора Газа, 2023 год). Знакомый бортовой экран и три пары сочлененных катков, за которыми угадывается... танк «Центурион».
Бронетранспортер не имеет кормовой аппарели – высадка десанта производится через люки на крыше корпуса. С другой стороны, «Пума» не выполняет задачи «обычных» БТРов. Такие машины предназначены для транспортировки снаряжения и личного состава инженерных подразделений.
- Автор:
- Олег Капцов
Свежие комментарии