На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид
    Та и пёс с ними! Вы про наших напишите. Как у наших исчезли миллионы. Или неудобно?В Пентагоне исчез...
  • Evgenija Palette
    Да ты никакая не КОРОЛЕВА... ( дух она украинский поддерживает)...  ТЫ - ПОРЫВАЙ, ПИДОПРИГОРА, БРЕХЕНЬКА, да коротень...Этот цирк пора за...
  • Evgenija Palette
    ПРАВИЛЬНО, ЯНА. И поставить, наконец, закономерный вопрос этим хохмачам (Королевой и Глушко) - ДО КАКИХ ПОР ЭТА КИКИМ...Этот цирк пора за...

Кто ты, боевой самолет шестого поколения?


Все последние годы очень многие задавались вопросом: каким должен быть самолет следующего поколения? Вроде бы даже преждевременно, так как пятое поколение только-только встает на крыло, а мы уже говорим о шестом.

Ничего подобного.

Давайте для начала совершим исторический экскурс в прошлое и пройдемся по этим самым поколениям.

Нулевое поколение



Скажем так: точка отсчета, но так как в общем и частностях – те же поршневые самолеты с другим типом двигателя, то и назвать первым проблематично.

Самолеты, созданные и в период 1938/1939 - 1947/1948 годов, включая годы Второй мировой войны. Прямое крыло, бесфорсажные турбореактивные двигатели, дозвуковая скорость. Без радаров, без управляемого вооружения. Вооружение состояло из пушек и пулеметов, а также из неуправляемых реактивных снарядов.


Примеры: Мессершмитт Ме-262, МиГ-9, Локхид F-80, Як-15, Глостер «Метеор», МакДоннелл F2H «Баньши».

Первое поколение



Самолеты, созданные в 1949-1955 годах. Крыло стало стреловидным, скорость вплотную приблизилась к звуковой (отдельные представители, как F-100 «Супер Сейбр, могли превышать ее). БРЛС по-прежнему отсутствовала, вооружение оставалось на уровне нулевого поколения.


Примеры: Як-25, МиГ-15, F-86 «Сейбр», F-3 «Демон», Дассо «Ураган».

Второе поколение



Самолеты, рожденные с 1955 по 1965 годы. Крыло стало треугольным (у некоторых) вместо стреловидного, турбореактивные двигатели получили форсажную камеру, почти все самолеты на форсаже брали скорости до 2М. Однако, крейсерская скорость оставалась дозвуковой. На самолётах появились радары и управляемое ракетное оружие.


Примеры: МиГ-19, Су-15, Дассо «Мираж III», Сааб J-29 «Туннан», Норт Американ F-100 «Супер Сейбр».

Третье поколение



С 1960 по 1980 годы. Никаких принципиальных отличий от самолетов второго поколения нет. Двигатели стали мощнее, скорости выросли, радары стали более мощными. Появились управляемые ракеты большой и средней дальности, но это уже частности вооружения. Подчеркиваю – принципиальных различий между самолетами второго и третьего поколения нет. Американцы у себя считают так же.


Примеры: МиГ-21, МиГ-23, Су-19, «Мираж F1», «Торнадо», F-4 «Фантом II», F-5, Сааб «Вигген».

Четвертое поколение



Годы создания самолетов – с 1975 по 2010-й. Здесь мы видим реальные отличия от предыдущих поколений. Появились двухконтурные турбореактивные двигатели, ЭДСУ (система электродистанционного управления), маневренность самолетов стала намного лучше из-за реализации принципа динамической неустойчивости, самолеты стали многоцелевыми.

Более того, появилось деление на 4, 4+ и 4++. Самолёты 4-го поколения, модернизация или дальнейшее развитие которых приближает их характеристики и эффективность к истребителям пятого поколения, получили категорию 4+. Самолеты, большинство характеристик которых приближены к требованиям для истребителей пятого поколения (кроме малозаметности), оказались в категории 4++. Например, для истребителей 4++ характерен крейсерский бесфорсажный сверхзвуковой скоростной режим, который для самолетов 5 поколения является обязательным требованием.


Примеры:
4: Су-27, МиГ-29, F-14, F-15, «Мираж 2000».
4+: Су-30, «Рафаль», «Тайфун», J-10.
4++: Су-35.

Пятое поколение



К пятому поколению принято относить самолеты, разработанные в конце 20 века и реализованные в металле в 21 веке.

Основными отличиями от машин четвертого поколения являются принципы малозаметности, реализованные с помощью соответствующих технологий и размещения вооружения внутри фюзеляжа. Кроме того, для этих самолетов характерен сверхзвуковой полет без форсажа и более совершенная авионика, РЛС с АФАР.


Примеры: F-22, F-35, J-20, Су-57.

Итак, мы видим, что от поколения к поколению (кроме 2-3) происходит кардинальное усовершенствование самолетов. Что же должно измениться, чтобы шестое поколение действительно отличалось от пятого не на бумаге?

На самом деле, не так уж и много могут предложить современные конструкторы в этом плане. Если отбросить улучшение возможностей датчиков, новые виды вооружений, то получается во какая картина:
- на смену малозаметности приходит скрытность, основанная на применении новых радиопоглощающих покрытий и форм самолета;
- эффективная боеспособность на всех скоростных режимах, от дозвуковой скорости до нескольких Махов;
- опциональное пилотирование, то есть, возможность полноценного дистанционного управления;
- сетецентрические способности.

Такую картину рисуют практически 90% военных экспертов в области авиации в мире. Но есть и те, кто не совсем согласен с таким раскладом, как, например, наш Владимир Михайлов, руководитель дирекции военных программ ОАК.

На основании высказываний тех, кто не до конца поддерживает общепринятую тенденцию развития, попробуем посмотреть на реальный самолет будущего немного под другим ракурсом.

Проходящая сейчас на Украине СВО показала, что война по образу и подобию 20 века может происходить не только между отсталыми в плане вооружения государствами. Сегодня в небе над Украиной самолетов немного, и применяют их обе стороны крайне осторожно. Причиной тому стало насыщение линии взаимодействия современными средствами ПВО, имеющимися в распоряжении обеих сторон.


И – как вариант – применение авиации резко снизилось. И потому, в свете того, что ЗРК стали ну очень сильной преградой на пути самолетов, появление нового поколения выглядит не поспешным, а вполне оправданным процессом. Иначе вскорости получится картина применения самолетов только там, где нет современных систем ПВО. Иначе привычной картинкой станут картинки по типу вот этого снимка от российского Минобороны:


Современный самолет должен уметь такие архиважные вещи, как избегать удара со стороны ЗРК ПВО. Это, пожалуй, самое важное свойство.

Как это осуществить?

Первое: самолет должен раньше увидеть ЗРК и его уничтожить. Очень непросто, потому как наземная РЛС всегда будет мощнее самолетной, хоть и больше в размерах. И видеть она будет дальше авиационной коллеги. Это факт, с которым пока придется считаться.

Второе: самолет может быть невидимым для наземной РЛС. Это тоже весьма сомнительно, развитие современных антенных систем скорее всего, сведут на нет все ухищрения в плане невидимости. Да, самолеты будут малозаметны, но то, что их будут обнаруживать, чем дальше, тем лучше – это тоже факт. АФАР – это только начало, будущее за многодиапазонными РЛС, комбинированные антенны которых в каком-то диапазоне в итоге, но самолет обнаружат.

Третье: то самое, американское «Что нас не догонит, то не сможет уничтожить». Гиперзвук. Если ракета ПВО может развить скорость 5М, а самолет летит с такой же скоростью, то увы, шансов у ракеты догнать и уничтожить самолет не будет. Да, на встречных курсах шансы будут, на всех остальных – увы. Даже если самолет будет просто идти на сверхзвуке, а потом начнет разгон с 2М до 5М, он все равно сможет уйти от ракеты. И не стоит забывать о том, сколько времени будет работать ракетный двигатель.

Четвертое: сверхманевренность. Это наше. То, что могут сделать российские пилоты со своими самолетами, порой вызывает непонимание физических процессов. Точнее, понимание того, что делает самолет, есть, а вот как и за счет чего – нет. Многие считают, что все это парадные глупости, однако и над Александром Покрышкиным в свое время смеялись над его «крючками». Пока он за счет этих маневров не стал сбивать из таких положений, какие другим и не снились. То же и здесь, «сломать» самолет в полете, чтобы он мог уйти от ракеты, пропустив ее над или под собой – вот это то самое. Ракете проблемно будет развернуться и снова зайти в атаку, поскольку ограничен запас топлива. Значит – ушел.

Итого, у нас на повестке дня целых ТРИ направления развития самолетов будущего. Конечно, все три направления будут обладать некими общими свойствами, например, многофункциональностью. Истребитель-бомбардировщик уже сам по себе универсальный самолет, способный решать различные боевые задачи, но если он еще будет способен осуществлять перехваты самолетов противника за счет своих скоростных качеств – почему нет?

Композитные материалы, которые облегчат, но не ослабят конструкцию тоже весьма полезное дело. Насколько они смогут сделать самолет невидимым для лучей радаров – это вопрос, но он рано или поздно, но получит свой ответ.

Опциональное пилотирование, то есть, управление самолетом за счет внешнего источника, будь то оператор или компьютер – это возможно, хоть и усложняет электронную начинку самолета. Но в том, что в ближайшем будущем появятся самолеты-дроны, беспилотные, но не менее опасные, сомневаться не приходится. Они реально выгоднее существующих БПЛА хотя бы тем, что боевая нагрузка беспилотников исчисляется килограммами, а самолетов – тоннами.

Сетецентрические штуки. Пожалуй, это самая значимая черта самолетов шестого поколения, которая будет их отличать от предыдущих. Сама по себе идея передачи данных на поле боя непосредственно к исполнителям, хороша. Если самолет может запросто указать цель для артиллерии или РСЗО, а пехотный разведпатруль может самостоятельно и – главное – моментально указать цель для удара самолету, находящемуся в воздухе – вот такое взаимодействие выведет самолеты на действительно новый уровень.


Это общие параметры. Далее у нас будут частности, то есть, разделение по трем направлениям.

1. Стелс-технологии малозаметности и невидимости. Самое слабое направление, поскольку уже стало ясно: самолеты будут заметны. Вопрос только в том, как. Но в принципе, это не важно, важен сам момент, когда РЛС сможет обнаружить самолет и дать по нему целеуказание. А найдут самолет по допплеровским завихрениям, по тепловому следу, отыщут не на основной частоте радара, а на обертонах – главное, что увидят. Невозможно создать самолет целиком из пластика или покрыть полностью чудо-материалами, которые скроют его от «глаз» радаров. Пока что это невозможно в технологическом плане, а когда технологии сделают очередной шаг вперед, то еще неизвестно, что придумают конструкторы РЛС.

Скорее всего, стелс-технологии пригодятся больше для обычных бомбардировщиков. Истребителю-бомбардировщику полезно быть малозаметным, но для него могут быть более полезными иные качества, несовместимые с незаметностью.

2. Гиперзвук. Даже если истребитель-бомбардировщик сможет использовать гиперзвуковые скорости в режимах «догнать» и «смыться», это уже будет прорыв. Вариант, над которыми работают сегодня в США, истребитель-дрон, способный летать на скоростях до 10 Махов – это весьма серьезный проект. Гиперзвуковой многоразовый аппарат, способный несколько раз доставить средства поражения на территорию противника – это очень серьезно, а главное – дешевле средств одноразового применения (ракеты, глайдеры).

Человек может управлять самолетом на скоростях выше 3 000 км/ч. Это уже доказано. Насколько эффективно это будет, скажем, за 5 000 км/ч – пока вопрос. И для ответа на него стоит подождать окончания реализации американских проектов.

Понятно, что гиперзвук и малозаметность – вещи вряд ли совместимые. Многие эксперты в США в открытую говорят о том, что все эти покрытия, рассеивающий лучи радаров очень нежные и вряд ли выдержат температурные режимы гиперзвука. Там все-таки трение о воздух весьма и весьма сильное.

Ну а коль об этом говорят сами американцы, то стоит принять их мнение.

3. Сверхманевренность. Это то, чего нет у них и есть у нас. Здесь даже мнения в российских кругах расходятся, кто-то считает, что маневренность современному истребителю не нужна, главное – увидеть раньше и пустить ракеты, которые летят дальше.

Здесь очень много спорного. Ракеты дальнего действия – это прекрасно, но ратующие за них обычно забывают, что их и обнаружить проще. Соответственно, и принять меры по уходу или обману.

Эволюции самолета на скорости, которые будет не в состоянии по нескольким причинам повторить ракета – это такой же способ борьбы с ней, как помехи или ИК-ловушки.

Итого. Если мы говорим о российских ВКС, то самолеты следующего поколения, о которых уже говорили лица из ОАК, что «работы идут», могут выглядеть следующим образом:

1. Продолжение линейки высокоманевренных самолетов с элементами малозаметности, как лучшего, которое враг хорошего.
2. Гиперзвуковые аппараты тоже вполне возможно, у нас смогут разработать, и тогда реально появление двух классов самолетов.

Что касается американцев, которые давно ведут работы по ГПВРД, а соответственно, и по самолету, оснащенному этим двигателем, то появление у них двух классов самолетов тоже вполне реально.

Сомнительно, что в США откажутся от идеи разработки нового самолета, который не получит все наработки в области малозаметности. Здесь американские конструкторы реально проделали огромную работу.

Работы по гиперзвуковым аппаратам также могут рано или поздно закончится появлением боевого аппарата, способного летать на скоростях до 10М.


Таким образом, вместо легкого и тяжелого истребителей в воздушных флотах стран (пары МиГ-29 и Су-27, F-15 и F-16 и так далее) могут появиться пары несколько иного свойства: гиперзвуковой перехватчик-бомбардировщик и малозаметный истребитель-бомбардировщик.
Автор:
Роман Скоморохов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх