Буквально недавно мы рассуждали о возможности «Грифона» оказаться в рядах ВСУ, и вот такие интересные известия: многоцелевой истребитель Saab «Gripen» модификации E, точнее, его первый серийный экземпляр, начал программу государственных испытаний.
Главная особенность новой модификации, которую заметили многие специалисты – весьма сильно измененная форма крыла самолета и дополнения в механизации. Компания SAAB официально не анонсировала нововведения, по крайней мере, пока. Но на фото с официального сайта компании видно, что крыло «Грифона» подверглось значительным изменениям, и стало из «обрезанной дельты» более трапецевидным.
Многим авиационным экспертам это напомнило не менее знаменитый самолет времен «холодной войны», SAAB «Viggen» с его конфигурацией «утка» и крылом «двойная дельта».
Что еще увидели эксперты?
Увидели следующую картину: такая форма крыла была вызвана полной переработкой и заменой элевонов на более крупные. Элевоны - это задние оконцовочные поверхности управления, которые сочетают в себе функции и руля высоты, и элеронов. С одной стороны, такой шаг может показаться быстрым способом увеличить площадь крыла, но это потребует серьезных модификаций системы управления полетом с последующими испытаниями.
«Gripen» Е с новой формой крыла
«Gripen» Е с оригинальной формой крыла
Здесь возникает вопрос: а зачем «Грифону» такие, не побоюсь этого слова, глобальные изменения?
Йохан Сегертофт, глава бизнес-подразделения «Gripen», объяснил это так:
«На ранней стадии процесса разработки была определена возможность улучшить грузоподъемность «Gripen», что явилось очевидным преимуществом для будущих операций. Было принято решение о скорейшем внедрении этого улучшения. Мы внесли обновления в программное обеспечение и некоторые модификации, затрагивающие поверхности управления. Эти изменения приносят немедленные выгоды, доказывают нашу способность надежно обеспечивать рост и постоянно улучшать потенциал самолетов в будущем».
Логика есть. Самолет на службе с 1997 года, с одной стороны, не сравнить с записными долгожителями типа F-16 или Су-27, с другой стороны, за почти 30 лет всего четыре модификации – в общем, давно назревал такой шаг.
Сегертофт:
«Краеугольным камнем концепции дизайна «Gripen» является его способность быстро и эффективно адаптироваться к меняющимся потребностям. Мы продолжаем совершенствовать самолеты так, чтобы их можно было увидеть и не увидеть, внедряя новые технологии и новые требования. Истребители должны иметь возможность развиваться быстро, эффективно и недорого, чтобы удовлетворять потребности своих пользователей. Например, диапазон производительности «Gripen» E был улучшен и расширен за счет увеличения способности принимать более тяжелые и сложные грузы для эффективного выполнения будущих миссий».
Разложим по полочкам. В 2017 году «Gripen» модификации Е совершил первый полет. Фактически «Gripen» Е, если сравнивать его с «исходным» «Gripen» С/D, это вообще другой самолет: новый более мощный двигатель, повышенная живучесть, БРЛС с АФАР, иная программная начинка, в общем
По сравнению с предшественником было увеличено все: максимальный взлетный вес вырос на 2 000 кг, но благодаря новому двигателю «Дженерал электрик» F414 тягой 6 500 кгс (10 000 кгс на форсаже) истребитель сможет совершать безфорсажный сверхзвуковой полет на скорости до М=1,25. Плюс увеличилась дальность полета и под крыльями добавились две точки подвески вооружения.
И вот к этому решили добавить еще и новое крыло.
Сегертофт:
«Несмотря на то, что обновленное крыло было представлено совсем недавно, идея существует уже некоторое время. Целесообразность этого усовершенствования была определена на ранних стадиях разработки «Gripen» E с использованием методов проектирования Saab, основанных на компьютерных моделях. Дальнейшие исследования в рамках программы ранних испытаний подчеркнули преимущества для будущих операций, и в 2021 году было решено внести эти улучшения в базовую конструкцию».
Первый самолет с измененной конфигурацией крыла поднялся в воздух во второй половине 2021 года. На сегодняшний день в Швеции и Бразилии находятся аж 16 истребителей «Gripen» E. Бразилия является первым и пока единственным экспортным заказчиком самолета, а также открыла свою производственную линию, на которой будут построены 15 из 36 самолетов «Gripen» Е, которые в настоящее время законтрактованы бразильскими ВВС.
Первый Gripen E для Бразилии
Так же Сегертофт подтвердил, что новые конструктивные особенности, которые были разработаны в рамках модификации успешно прошли летные испытания. И такие новинки станут стандартными для всех серийных самолетов, которые будут выпускаться дальше как для Швеции, так и для других стран-клиентов «Gripen».
Ведь кроме Швеции и Бразилии, клиентами Saab являются Венгрия, Чехия, Таиланд и ЮАР. Правда, там на вооружении самолеты модификаций С и D.
Так какое четкое преимущество дает новое крыло по сравнению со старым?
Если оттолкнуться от тех заявлений, что делала пресс-служба концерна Saab, то получается вот такая картина:
- усиленная конструкция крыла позволит размещать под крылом больше вооружений как по количеству (плюс две точки, да), так и по массе. Было высказано мнение, что «Gripen» Е сможет нести на узлах 4 противокорабельных ракеты Saab RBS 15.
- увеличенный размер крыла позволил увеличить и объем крыльевых топливных баков, что сказалось на радиусе действия самолета.
У «Gripen» Е вообще с набором грузов порядок, самолет может брать на свои 9 узлов подвески все, начиная от разнообразных ракет и бомб до подвесных топливных баков.
«Gripen» Е с семью ракетами класса «воздух-воздух» MBDA Meteor и двумя ракетами класса «воздух-воздух» IRIS-T
Утяжеление конструкции и набора вооружения «Gripen» Е, расширение его боевого потенциала в принципе, соответствуют недавно принятой оборонной политике Швеции, которая вновь уделяет особое внимание своему флоту истребителей, поскольку шведское правительство всерьез считает, что региональная политика безопасности ухудшается. И связывают это напрямую с Россией.
В рамках борьбы за безопасность в регионе, а также в преддверии вступления в НАТО, Швеция решила продлить эксплуатацию своего парка «Gripen» модификаций C и D на более длительный срок, а также закупить 60 «Gripen» E нового поколения.
Расчет на то, что «Gripen» Е станет новым образцом оружия влияния в регионе, может и оправдаться в том случае, если самолет реально будет так хорош, как от него этого ожидают. И определенные доводы к этому есть: не стоит сбрасывать со счетов комплекс улучшений, которые могут дать и новый двигатель, и новое крыло, и новая электроника.
Крыло с большей площадью, безусловно, приведет к улучшению летных характеристик на низких скоростях, что особенно полезно для боя на коротких дистанциях. Разумно, поскольку малые дистанции – это та область, в которой российские самолеты еще с прошлого века были королями. И, коль речь идет о гипотетическом противостоянии России, то в первую очередь как раз стоит учитывать такие особенности российских самолетов. Плюс ракеты с очень длинной рукой.
Когда вероятный противник известен, и известен хорошо, подготовиться можно лучше.
Более крупные элевоны означают, что «Gripen» E должен иметь улучшенный контроль тангажа и крена, что имеет основополагающее значение для оптимизации маневренности. Это изменение, вполне возможно, будет иметь положительные моменты в плане общей управляемости на небольших скоростях, включая взлет и посадку, особенно взлет с полной боевой нагрузкой.
Следует отметить, что управляемость и маневренность на низких скоростях не являются ключевым фактором разработанной модификации «Gripen» E, но они могут оказаться более чем полезным побочным продуктом.
И тут сразу обратим внимание на то, что европейский консорциум Eurofighter Jagdflugzeug тоже разработал и предлагает всем клиентам пакет для улучшения грузоподъемности своего истребителя «Typhoon». Комплект аэродинамической модификации (AMK) включал в себя добавление фюзеляжных полос, удлинителей передней кромки и элевонов увеличенной площади, увеличивая максимальную подъемную силу, создаваемую крылом, на 25 процентов.
Схема, показывающая дуги фюзеляжа и удлинители передней кромки, включенные в комплект аэродинамической модификации для "Тайфуна"
Модификации АМК были испытаны на немецком прототипе Eurofighter IPA7 в 2015 году
Так что в принципе, шведы ничего такого сверхнового не сотворили, а наоборот, пошли по пути наименьшего сопротивления, применив уже апробированный способ улучшения ЛТХ своего самолета.
Правда, есть маленький нюанс: пока еще ни одна страна, имеющая на вооружении «Тайфун», не решилась на приобретение АМК. Хотя в теории разработка Eurofighter Jagdflugzeug смотрится очень весомо: набор улучшает продольную устойчивость самолета, что для «Тайфуна» с его боевой грузоподъемностью в 7 500 кг (далеко не самая слабая в классе и выше, чем у «Грифона») означает, что даже тяжело нагруженный самолет будет иметь уменьшенное время прохождения виража, меньший радиус поворота и улучшенную способность к маневру на низкой скорости.
Возможно, эксплуатанты «Тайфуна» еще не сделали выводов о полезности такой модификации, а у пользователей «Грифона» выбор как бы невелик, потому что в самом ближайшем будущем новая форма крыла станет стандартной для модификации Е и последующих (а то, что они будут, сомнений нет) за ней.
Другой вопрос, что Швеции и Бразилии придется на лету осваивать и познавать все преимущества и недостатки, которые может принести данная модификация. Но бразильцам много проще – у них нет под рукой тех, кто им угрожает. Даже теоретически.
- Автор:
- Роман Скоморохов
Свежие комментарии