Обстановка на границе Белоруссии со странами ЕС продолжает оставаться сложной. Польша и прибалтийские республики отказываются идти по пути деэскалации напряженности в отношениях с Минском, выставляя перед белорусскими властями порой абсолютно невыполнимые требования. Попутно Варшава, Вильнюс и Рига делают шаги, которые не только не способствуют нормализации ситуации, но в некоторых случаях и вовсе выглядят как откровенная провокация.
Проблемы на границе Белоруссии с Польшей, Литвой и Латвией начались еще до специальной военной операции, когда во второй половине 2021 г. власти этих стран обвинили официальный Минск в искусственном создании миграционного кризиса. В последующем проблемы с беженцами были использованы в первую очередь Варшавой для обоснования начавшейся с того времени переброски к белорусской границе военных подразделений и техники. Позже начались разговоры о возможности полного закрытия границ ЕС с Белоруссией, которые даже вылились в ряд практических шагов.
Так, Польша, закрыв еще в период пандемии несколько пограничных пунктов перехода, постепенно довела ситуацию до того, что к 2023 г. открытым остался только один в Бресте. После этого польские власти все чаще стали говорить о необходимости «полной изоляции» Белоруссии, придумывая для этого самые различные причины, начиная от мигрантов и нарушения прав человека и заканчивая появлением на белорусской территории ЧВК «Вагнер». Все попытки официального Минска наладить отношения со своим западным соседом неизменно натыкаются на стену и все новые требования со стороны Варшавы, многие из которых в реальности не имеют никакого отношения к ситуации на границе.
Например, недавно, заместитель главы польского МИД Павел Яблоньский заявил, что у Варшавы «нет враждебных намерений по отношению к Белоруссии» и она хотела бы, «чтобы отношения были как можно лучше». Что ж, отлично, давайте нормализовать отношения. Но, оказывается, «белорусские власти ведут себя так, как ведут, и это они несут полную ответственность за то, что у нас плохие отношения». По словам польского дипломата, если Минск действительно хочет восстановить отношения, он должен «прекратить атаки на нашу границу», освободить оппозиционного журналиста Анджея Почобута и «других политзаключенных». Все это является очередной попыткой Варшавы вмешаться во внутренние дела Белоруссии, попутно переложив на Минск всю ответственность за ситуацию на границе республики с ЕС.
По аналогичной схеме в последнее время начали действовать и в прибалтийских странах. Причем необходимо отметить, что Вильнюс и Рига все еще понимают всю пагубность антибелорусской политики для своих экономик, но противостоять давлению со стороны Варшавы им становится все сложнее. Об этом свидетельствуют события последних нескольких месяцев, связанные с ограничением транспортного сообщения Белоруссии со странами Евросоюза.
В частности, Литва, где неоднократно подчёркивали, что, в отличие от Польши, не видят прямой угрозы со стороны ЧВК «Вагнер», были фактически вынуждены пойти на довольно непопулярный шаг: закрыть с 18 августа два пункта пропуска на границе с Белоруссией – «Шумскас» и «Твярячюс» (с белорусской стороны «Лоша» и «Видзы»). Позже литовские власти заявили, что хотят прекратить работу еще двух – «Райгардас» и «Лаворишкес» («Привалка» и «Котловка»), сведя транспортное сообщение с соседней республикой до минимума. В то же время в Латвии, разделяя «озабоченность» Вильнюса и Варшавы относительно «вагнеровцев» и нелегальных мигрантов, пока не решились на подобные действия, но, по всей видимости, это только вопрос времени.
О том, что прибалты и поляки продолжают обсуждать вопрос о полном закрытии границы с Белоруссией, свидетельствует прошедшая в Варшаве 28 августа встреча глав МВД Польши, Литвы, Латвии и Эстонии Мариуша Каминьского, Агне Билотайте, Мариса Кучинскиса и Лаури Лаанемца. С одной стороны, стало понятно, что между союзниками по ЕС все еще нет единого мнения о необходимости «изолировать» Белоруссию. С другой – Варшава сумела создать условия, при которых ей легко будет этого добиться от Вильнюса и Риги. В частности, представители Польши, Литвы и Латвии по итогам встречи сообщили, что выработали общий механизм, который позволит им полностью закрыть границу с Белоруссией в следующих случаях: вооруженный инцидент, представляющей угрозу национальной безопасности, или массовый прорыв нелегальных мигрантов через границу одной из стран.
Одновременно глава МВД Польши выдвинул новый ультиматум Минску, заявив, что для стабилизации ситуации на границе с Белоруссией нужно, чтобы республику покинули ЧВК «Вагнер» и нелегальные мигранты. Ответная реакция на такое требование последовала из Минска довольно быстро. Как заявил 31 августа президент Белоруссии Александр Лукашенко, «ответ простой: ни в Польше, ни в Литве, ни в других странах Балтии не должно быть ни одного иностранного военнослужащего» и только «тогда можно и нам предъявлять претензии по поводу присутствия здесь военнослужащих из других стран». «А пока это – необоснованные и глупые требования (даже не просьбы и предложения, а требования)», – подчеркнул белорусский лидер. Таким образом, в Минске дали понять, что запугивание со стороны Польши и стран Прибалтики, а также выдвигаемые ими ультиматумы никак не подействуют на проводимую белорусскими властями внутреннюю и внешнюю политику.
Вместе с тем вопрос о закрытии транспортного сообщения с ЕС сегодня является пусть и важным, но все же не самым опасным для Белоруссии. Тревогу в Минске вызывает не только увеличение военной мощи стран НАТО на восточном направлении, но и участившиеся в последнее время провокации на границе. Например, литовско-белорусскую границу в нынешнем году пограничники Литвы намеренно нарушали уже несколько раз: 25 апреля два человека во время проведения технических работ, затем 13 июля в пункте пропуска «Мядининкай» это же сделал вооруженный литовский пограничник, а 10 августа между пунктами пропуска «Котловка» и «Лаворишкес» служебный автомобиль пограничной службы Литвы намеренно заехал на территорию Белоруссии.
В конце августа отличились и латвийские силовики. 30 августа в пункте пропуска «Патерниеки» (на белорусской территории – «Григоровщина») было зафиксировано, как двое неизвестных людей в военной форме зашли на территорию Белоруссии на два метра, прошли вдоль границы, после чего вернулись обратно в Латвию.
Пожалуй, самым громким стал недавний инцидент на польско-белорусской границе. 1 сентября в белорусском Государственном пограничном комитете сообщили, что зафиксировали, как в Берестовицком районе Гродненской области «польский военный вертолет Ми-24 на предельно малой высоте пересек государственную границу, залетел на глубину до 1200 метров на территорию Белоруссии, а затем вернулся обратно». Чтобы Варшава не смогла отрицать случившееся, белорусская сторона даже выложила видео, в котором демонстрируется пересечение вертолетом границы по возвращении в Польшу. При этом стоит заметить, что в отличие от Варшавы, которая месяцем ранее устроила настоящее шоу из якобы допущенного двумя белорусскими вертолетами нарушения ее воздушного пространства, Минск повел себя довольно корректно. Никаких резких заявлений белорусские власти не стали делать, в то время как Польша использовала, по сути, не доказанную ей же самой ситуацию для начала переброски дополнительных военных подразделений к границе с Белоруссией.
В Министерство иностранных дел РБ был вызван временный поверенный в делах Польши Войцех Филимонович, от которого потребовали «соответствующих разъяснений и проведения тщательного расследования случившегося инцидента». При этом во внешнеполитическом ведомстве весьма мягко обратили внимание Варшавы на недопустимость нарушения госграницы Белоруссии и выразили «настоятельную просьбу к польским властям принять меры по исключению подобных инцидентов в будущем».
Правда, реакция польской стороны на действия Минска показывает, что ни о какой деэскалации напряженности в отношениях между сторонами в Варшаве и не думают. Более того, Польша решила использовать ситуацию в собственных интересах, обвинив белорусские власти во лжи и провокации, а представитель Оперативного командования вооруженных сил страны Яцек Горышевский заявил, что «записи с наших радиолокационных устройств на вертолете однозначно указывают на то, что такого нарушения не было». Он, как и замминистра иностранных дел Польши П. Яблоньский, считает, что все, о чем говорят в Белоруссии, «является ложью и провокационными действиями».
Стоит напомнить, что нарушение границы польским вертолетом произошло в день начала крупномасштабных военных учений ОДКБ, которые проходят до 6 сентября на территории трех областей, две из которых, Брестская и Гродненская, граничат с Польшей. Вряд ли в Варшаве не понимают, чем мог закончиться инцидент с нарушением границы вертолетом, если он был не ошибкой пилотов, а организован специально, чтобы спровоцировать Белоруссию на ответные действия. Если второе действительно так, тогда стоит признать, что в Варшаве из-за своих политических амбиций и борьбы за власть на предстоящих осенью парламентских выборах окончательно теряют разум и готовы поставить Европу на грань масштабной войны.
Таким образом, ситуация на западных границах Союзного государства, защитой которых занимается Белоруссия, с каждым днем становится все более напряженной. Ответственность за это полностью лежит на странах ЕС и в первую очередь на Польше. Варшава, а с ней и Вильнюс с Ригой, в последнее время делают шаги, которые ведут к усилению эскалации в регионе. В случае продолжения такой политики Белоруссии в самое ближайшее время стоит ожидать увеличения количества провокаций со стороны западных и северных соседей. Остается надеется, что у Минска хватит выдержи и терпения, а ситуация не перейдет в стадию горячего противостояния.
Свежие комментарии