Военно-политический союз Мали, Буркина-Фасо и Нигера – шаг к более широкому объединению?
16 сентября представители переходных военных правительств Мали, Буркина-Фасо и Нигер подписали в городе Бамако хартию о создании Альянса государств Сахеля (Alliance des États du Sahel, AEC) – организации региональной коллективной обороны, открытую для присоединения других стран региона, т.
е. стран бывшей «французской» Западной Африки. C соответствующим заявлением выступил глава переходного правительства Мали полковник Ассими Гоита. Министерство иностранных дел африканского государстваСогласно шестому пункту документа, «любое посягательство на суверенитет или территориальную целостность одной или нескольких сторон будет считаться нападением на другие» и потребует помощи всех стран-участниц договора, включая применение военной силы. Таким образом, в хартии фактически воспроизводятся формулировки статьи 5 устава НАТО, что означает создание едва ли не впервые в истории Африканского континента военно-политического блока, нацеленного на противодействие неоколониализму бывшей метрополии и Запада в целом.
«Я подписал с главами государств Буркина-Фасо и Нигера хартию “Липтако-Гурма”, учреждающую Альянс государств Сахеля с целью создания архитектуры коллективной обороны и взаимной помощи в регионе на благо нашего населения», – рассказал малийский лидер. Напомним, ликвидация марионеточных профранцузских режимов в Нигере (в конце июля) и в Габоне (в начале сентября) вызвала весьма нервную реакцию со стороны бывшей метрополии и некоторых её особо рьяных местных сторонников, вплоть до угроз интервенции в Нигер под ширмой экономического объединения ЭКОВАС.
Впрочем, угрозы эти пока что не реализованы, причиной чему – неблагоприятная внешняя среда для потенциальных интервентов, против которых вполне однозначно высказывались Алжир, Турция и некоторые другие государства. Учитывая, что решение о создании Альянса государств Сахеля было принято в контексте переговоров, которые проходили между делегацией Министерства обороны РФ во главе с заместителем Сергея Шойгу Юнус-Беком Евкуровым в Мали, Буркина-Фасо и в Нигере, этот шаг можно считать асимметричным ответом России на враждебные действия со стороны коллективного Запада. 16 сентября Евкуров встретился в Бамако с президентом Мали Ассими Гоитой, а также с министрами обороны Мали Садио Камару и Нигера Салифой Моди, а незадолго до того состоялись отдельные встречи представителей российского военного ведомства с коллегами из Буркина-Фасо и Нигера, также носившие закрытый характер.
Можно с уверенностью предположить, что создание Альянса государств Сахеля способно привести к изменениям и в других странах региона – бывших колониях Франции, где её военные базы пока что сохраняются в Сенегале, Кот-д`Ивуаре и Чаде. Напомним, в конце августа – начале сентября в Дакаре и во многих районах Сенегала имели место массовые антифранцузские выступления.
К началу 2023 г. военные базы Франции уже были выдворены из Мали и Буркина-Фасо и из Центрально-Африканской Республики, где патриотические силы пришли к власти ранее. В Нигере такие базы пока сохраняются, однако «Национальный совет по защите Родины» настаивает на их удалении в обозримые сроки. По имеющейся информации, к Альянсу государств Сахеля «присматриваются» Алжир, Гвинея, Мавритания и ЦАР, которые могут стать его ассоциированными участниками. По мнению некоторых французских экспертов, что инициировали этот блок РФ и КНР, так как китайские военные делегации также недавно были замечены в некоторых государствах региона.
В качестве ответного хода Парижа, колониальное господство которого в регионе, как видим, заметно шатается, эксперты не исключают инициативу по сколачиванию альтернативного сахельскому «Варшавскому договору» альянса. Среди его гипотетических участников упоминаются Сенегал, Кот-д`Ивуар с их профранцузскими (пока?) властями, а также Того, Бенин и Чад. В то же время с учётом реальных тенденций в Западной Африке Париж едва ли решится на какие-либо активные действия с очевидным риском потерять ещё и эти пять стран, развитие событий в которых вполне может пойти по пути ЦАР, Мали, Нигера или Габона.
По предварительным данным, к Сахельскому договору может в ближайшее время подключиться и Гвинея, у власти в которой около десяти лет находится не слишком дружественный Парижу режим. В этом случае открывается перспектива беспрепятственного регулярного железнодорожного и автомобильного транзита российских военно-технических грузов участникам Альянса государств Сахеля. (1)
Кроме того, учреждение в регионе прочного военно-политического союза едва ли позволит реализовать давний проект Брюсселя по прокладке Транссахарского газопровода из Нигерии через Нигер и / или Мали, Алжир или Тунис, сооружение которого намечалось начать в текущем году.
В своё время ливийский лидер Муаммар Каддафи (а ранее – президент Египта Гамаль Абдель Насер) предлагали подумать о формировании африканского аналога Организации Варшавского договора с участием Ливии, Судана, Чада, Алжира и Мавритании неоднократно предлагал Муаммар Каддафи. Аналогичные идеи применительно к Африканскому Рогу высказывались в первой половине 1970-х годов сомалийским лидером М. С. Барре, а позже в контексте Западной Африки – главой Ганы (в 1957-66 гг.) Кв. Нкрума и «просоветским» режимом М. Кереку в Бенине (бывшая французская Дагомея). На тот период Запад совместно с враждебным Москве режимом Мао Цзэдуна небезуспешно пытался нивелировать все эти проекты и идеи, однако сегодня геополитические реалии меняются уже на новом витке истории.
Французы в Мали (регион Липтако-Гурмы), 2019 г.
Ещё в 2020 году и Мали, и Буркина-Фасо, и Нигер сложно было представить свободными от удушающих «объятий» французской неоколониальной империи, однако сегодня они вполне уверенно, при содействии Москвы, формируют антиимпериалистический военный блок. По мнению ведущего сотрудника Центра исследований российско-африканских отношений и внешней политики Института Африки РАН, бывшего посла в Мали, Буркина-Фасо и Нигере Евгения Корендясова, процесс крушения неоколониалистской структуры неизбежен, являясь «ростом национального самосознания африканских стран и увеличением их потенциала по защите суверенитета и права определять свою судьбу». В настоящее время ни одна из бывших колоний не хочет оставаться под влиянием Европы и США, однако некоторые из них всё ещё тесно связаны со странами Запада экономически, а иногда и политически. Соответственно, «перед этими странами стоит проблема обеспечения процессов создания собственной экономики, чтобы обеспечить свои страны. Им необходимо ослабить узы зависимости от западных стран, которые сформировались ещё с колониальных времён и сохраняются все последние 30 лет неоколониального режима».
Реализуемая по разным направлениям африканская стратегия России нацелена на дезорганизацию (ценой относительно скромных затрат) потерявших адекватность реалиям XXI века геополитических построений Запада с выходом на кардинальную перестройку региональной системы безопасности и на перспективные форматы взаимовыгодного двустороннего и многостороннего взаимодействия.
Примечание
(1) Нелишне напомнить, что ещё в начале 1960-х годов, вскоре после выхода Гвинеи из состава «Французской Западной Африки» (1958), Москва и Конакри договорились о создании в этой стране на западной оконечности Африки базы ВМФ СССР. Такая база функционировала в Гвинее во второй половине 1960-х – середине 1980-х гг., в период руководства этой страной созданной по образцу КПСС массовой национально-демократической «Партии – государства Гвинеи».
Дмитрий Нефёдов, по материалам: Фонд стратегической культуры
Свежие комментарии