На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Alex Nемо
    И так понятно что депортировать цыган не возможно просто потому что они граждане РФ по рождению. Хотя способ решения ...Цыганская этничес...
  • людмила макарова
    УжасДело Погодина. Ко...
  • Валентин Белоусов
    Капицу не вернуть.Организацию с игр...

Boeing разрабатывает новую модификацию управляемой авиабомбы JDAM

Boeing разрабатывает новую модификацию управляемой авиабомбы JDAM
Проектный облик ракеты Boeing PJDAM в полетной конфигурации


Американское семейство управляемых авиационных бомб JDAM (Joint Direct Attack Munition) включает целый ряд изделий с разными характеристиками и возможностями. Компания Boeing и ее подрядчики сейчас работают над дальнейшим развитием этой линейки вооружений. Предложен проект с шифром PJDAM, целью которого является перестройка планирующей бомбы в полноценную авиационную ракету.

От идеи до проекта


Первый вариант комплекта JDAM, превращающего свободнопадающую бомбу в управляемую, был разработан в девяностых годах. В конце десятилетия его приняли на вооружение боевой авиации США, и позже начались поставки за рубеж. В середине десятых годов компания Boeing довела до производства новый комплект JDAM-ER. Он отличается наличием модуля со складным крылом, благодаря которому бомба становится планирующей.

Еще на стадии разработки проекта JDAM-ER появилось предложение о дальнейшем развитии семейства средств поражения. Компания «Боинг» представила концепцию Powered JDAM («JDAM с двигателем»). Она предусматривала оснащение планирующей бомбы собственным двигателем, способным резко улучшить ее летные характеристики. По сути, авиабомба стала бы высокоточной ракетой.


Планирующая бомба JDAM-ER

При всех своих преимуществах, концепция PJDAM тогда не заинтересовала потенциальных заказчиков. Работы по такому оружию остановились на самой ранней стадии. Тем не менее, интересную идею не забыли, хотя ее реализация была отложена на неопределенный срок.

Наблюдая за тенденциями развития авиации и средств поражения, в конце десятых годов компания Boeing вновь начала прорабатывать концепцию PJDAM. Результат этой работы представили в феврале 2020 г. на ежегодном симпозиуме Ассоциации ВВС США. Представители компании-разработчика отмечали, что все заказчики постоянно требуют повысить дальность бомб, и новый проект должен решить эту задачу.

К выставке 2020 г. специалисты «Боинга» провели часть необходимых исследований, определили облик будущей бомбы-ракеты и т.д. При этом на тот момент они не были готовы раскрыть все особенности проекта. В частности, остался неизвестным тип двигателя, планируемого к установке на PJDAM, и достижимые летные характеристики.


Двигатель TDI J85, при помощи которого бомба станет ракетой

Как следует из официальных публикаций, проект PJDAM получил дальнейшее развитие. В 2022 г. компания-разработчик опубликовала первые рекламные материалы по нему, в которых приводились примерные характеристики, назывались основные преимущества и т.д. Кроме того, показали возможность создания ракет разного назначения – были опубликованы фотографии испытаний таких изделий в аэродинамической трубе.

В рамках сотрудничества


К настоящему времени фирма Boeing завершила все предварительные исследования и работает над техническим проектом. Кроме того, заключаются соглашения с субподрядчиками, от которых компания хочет получить те или иные компоненты. Сразу два таких контракта появились в последние дни, что явно указывает на активизацию работ.

16 октября Boeing и Kratos Defense & Security Solutions подписали договор о поставке малогабаритных турбореактивных двигателей типа TDI J85. Компании прямо сообщают о намерении применять такие изделия на перспективных ракетах PJDAM. В то же время, подробности договора не уточняются. Неизвестны объемы и сроки поставок, стоимость двигателей и т.д.

Можно предположить, что пока речь идет только об ограниченном количестве двигателей, достаточном для сборки опытной партии ракет. Если изделие PJDAM дойдет до серийного производства, «Боинг» и «Кратос» заключат новое соглашение.


Модель изделия PJDAM в аэродинамической трубе

На протяжении последних лет в проекте JDAM-ER участвует австралийская компания Ferra Engineering. Она собирает модули крыла для планирующих бомб и отправляет их в США на завод Boeing. 24 октября две компании подписали меморандум о продолжении подобного сотрудничества. Согласно документу, «Ферра» будет поставлять крылья для бомб до 2028 г. включительно. Основная их масса будет использована при сборке планирующих JDAM-ER, но некоторое количество модулей пойдет на перспективные унифицированные ракеты.

Появление дополнительных соглашений с подрядчиками указывает на прогресс проекта PJDAM. Тем не менее, график работ остается неизвестным. Появление полноценных опытных бомб для проведения летных испытаний остается делом неопределенного будущего. Впрочем, можно ожидать, что компания-разработчик обязательно сообщит о начале испытаний и отработки конструкции в условиях полигона.

Бомба с двигателем


Перспективная авиационная ракета PJDAM строится на основе планирующей бомбы JDAM-ER и сохраняет ее архитектуру, а также заимствует некоторые готовые агрегаты. При этом для нее пришлось разработать новый хвостовой отсек, вмещающий ключевые агрегаты. Кроме того, появились ограничения по массе – ракету будут делать из бомб калибром не более 500 фунтов, тогда как комплект JDAM совместим с более тяжелыми боеприпасами.


PJDAM с головкой самонаведения

При сборке ракеты готовая авиабомба будет помещаться в цилиндрический корпус, на котором находится модуль с раскладным крылом, без изменений заимствованный у JDAM-ER. Хвостовую часть ракеты образует удлиненный отсек, вмещающий двигатель, топливный бак и электронику управления. Снаружи на нем помещены Х-образные рули для управления в полете.

Согласно последним новостям, ракету PJDAM оснастят малоразмерным ТРД типа TDI J85. Это короткоресурсный двигатель массой 12,7 кг с тягой ок. 500 фунтов, оптимизированный для применения на ракетах или беспилотных летательных аппаратах. Двигатель будет получать атмосферный воздух через два небольших ковшовых заборника в передней части хвостового модуля. Сопло выведено сверху корпуса. При помощи ТРД ракета сможет поддерживать высокую дозвуковую скорость.

По расчетам, новая ракета будет отличаться большой дальностью полета. Изделие PJDAM на основе 500-фунтовой авиабомбы сможет лететь на 300 морских миль (более 550 км). При использовании бомбы или кассеты меньшей массы, максимальная дальность достигнет 700 морских миль (ок. 1300 км). Для сравнения, бомба «ER» летит лишь на 70-72 км.

В хвостовом модуле оставят средства управления, заимствованные у JDAM-ER. В базовой конфигурации предусматривается наведение по данным инерциальной и спутниковой навигации. При этом не исключается возможность оснащения ракеты дополнительными средствами наведения, такими как полуактивная лазерная ГСН. Возможна установка дополнительных средств связи для обмена данными с самолетом-носителем.


Ракета PJDAM с нагрузкой в виде мины Quickstrike

По желанию заказчика, ракета PJDAM будет строиться на основе доступных авиабомб калибром до 500 фунтов. Нельзя исключать, что в дальнейшем найдут способ увеличить калибр совместимых бомб, возможно, ценой сокращения дальности полета. Кроме того, уже предложен вариант ракеты с нагрузкой в виде донной морской мины Quickstrike.

Изделие PJDAM по аппаратуре управления будет максимально унифицировано с существующими JDAM и JDAM-ER. Это должно упростить ввод новой ракеты в эксплуатацию и ее включение в боекомплект разных самолетов. По сути, все носители бомб JDAM смогут нести и ракеты PJDAM. Впрочем, ввиду определенных отличий и иных возможностей, может потребоваться обновление программного или аппаратного обеспечения.

На стадии разработки


Таким образом, компания Boeing нашла еще один способ дальнейшего развития удачной концепции JDAM и недавно всерьез занялась им. Проведены предварительные исследования, сформирован общий облик будущей ракеты, и теперь начинается новый этап проектирования с участием смежных предприятий. Можно ожидать, что в течение нескольких следующих лет «Боинг» выведет новую ракету PJDAM на испытания и продемонстрирует ее возможности.

Boeing и подрядчики с оптимизмом смотрят в будущее и ожидают, что новый проект удастся завершить, и получившаяся авиационная ракета заинтересует потенциальных заказчиков. Судя по доступным данным, такие прогнозы имеют право на жизнь. Кроме того, очевидно, что проектом PJDAM заинтересуются другие разработчики авиационных средств поражения. Если он завершится успехом, то вскоре появятся и аналогичные иностранные образцы.
Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Boeing, Thedrive.com
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх