Отношения питерского губернатора с Церковью сложны и противоречивы. Но очередной виток конфликта может оказаться последним для Александра Беглова.
Михаил Мельников
Вызовы здравому смыслу
Санкт-Петербург – город совершенно особый. Сам факт его создания – беспрецедентный вызов миру.
Построить новую столицу в климатически непригодном для этого месте, да ещё и на самой границе мог только гений или безумец. И Санкт-Петербург – Петроград, Ленинград – действительно с тех пор ни разу не был завоёван, в отличие от "тыловой" Москвы.Зато этот город успешно "завоёвывают" различные губернаторы. Питеру не привыкать ворчать на своих руководителей, популярностью в постсоветское время не пользовался ни один, но то, что происходит сейчас, – особая статья.
Губернатор Александр Беглов распространил запрет на мероприятия с участием более 50 человек даже на церковные службы. Самые жёсткие ограничения в разных формах действуют с 25 декабря по 10 января. Католиков уже гарантированно оставили без их праздника – не то чтобы это вызывало у нас большую скорбь, но они всё же христиане. Интересно, попробовал бы Беглов "сделать это в мичети" (орфография Ваенги).
Русская Православная Церковь уже в марте обращала внимание на незаконность аналогичных указов Беглова – и протестует против них и сейчас.
Атакуют губернатора и совсем с другой стороны. Хозяева питерских баров (а это единственный в России город со своей барной культурой) создали "Карту сопротивления" против запретов по коронавирусу. Сейчас там более 40 заведений, еще 200 обещают подключиться в ближайшие дни. Участники "сопротивления" просто отказываются закрываться на новогодние праздники, и санкций Роспотребнадзора они не боятся: "Если мы не будем работать – всё равно умрём". Судя по всему, градоначальнику придётся просить помощи Росгвардии – и в новогодней обстановке всё это будет смотреться жутковато. К тому же в случае силовых действий против мирных граждан "Единая Россия" с треском проиграет в Петербурге сентябрьские выборы, как бы ни старался Центризбирком подкорректировать реальность.
Многие указывают на непоследовательность действий питерской администрации: в самом деле, в обычном режиме работает набитый людьми городской транспорт, до 23 часов работает общепит – что же такого происходит в 23 часа в барах? Каким образом активизируется вирус в храмах? Внятного ответа на эти вопросы нет, а его отсутствие может стоить губернатору карьеры.
Борьба с коронавирусом требует политических жертв, но готов ли принести себя в жертву Александр Беглов? И вообще, что же это за человек такой, откуда он взялся на питерские головы? В двух словах на этот вопрос не ответить…
Вся королевская рать
Осенью 2018 года безмятежная жизнь Северной столицы была нарушена сменой губернатора. На смену Георгию Полтавченко пришёл Александр Беглов – и тут же оказался мишенью острот местной интеллигенции. Такого простецкого руководителя в городе ещё не было.
В начале осени была опубликована очередная декларация о доходах губернатора третьего по населению региона страны – Санкт-Петербурга. Александр Беглов заработал в 2019 году всего 3,8 млн рублей, он один из самых бедных губернаторов страны. Получается, что его ежемесячная зарплата лишь слегка превышает 300 тысяч рублей – на 100 тысяч меньше, чем у "рукоподнималок" из Госдумы. Супруга губернатора Наталья, как и полагается жёнам хороших чиновников, существенно богаче мужа – 10,1 млн. Занятно, что по декларации годичной давности у неё было всего 4,4 млн, хотя она работала председателем городского комитета записи актов гражданского состояния. Освобождение от гражданской службы определённо раскрепощает.
Семья господина Беглова вообще давно оккупировала Смольный. Наталья Беглова работала там с 2004 года и подавала роскошные декларации о квартирах и машинах. Зять Беглова и его почти однофамилец Павел Белов в 2016-м возглавил городской Комитет по физкультуре и спорту. Его жена Юлия Белова, в девичестве Беглова, была в тот момент начальником юридического отдела комитета по культуре, правда, трудилась она главным образом над улучшением демографической ситуации в России, что, пожалуй, ещё более ценно: имперская петербургская культура всё равно переживёт всех чиновников, что ты с ней ни делай. Лишь младшая дочь Александра Беглова Юлия не пошла в Смольный и работает на кафедре конституционного права юрфака Санкт-Петербургского государственного университета – этот факультет помнит Керенского и Ульянова, Рериха и Зощенко, Путина и Медведева, а также добрую четверть нынешней элиты федерального уровня.
Беглов. Начало
Северной столице с давних пор не везёт с градоначальниками. Московские масштабы последних десятилетий – исполинский царь Борис Ельцин, улыбчивый барин Юрий Лужков, энергичный захватчик Сергей Собянин. Каждый, что ни говори, ярчайшая личность. Питерский вариант, за редкими исключениями, – самовлюблённые политиканы или унылые временщики. Кем запомнится Александр Беглов, сказать трудно. Может быть, обзор его биографии поможет сделать правильный вывод?
Родился Саша Беглов в 1956 году в азербайджанском Баку, в русской семье. Его приехавших из Ленинграда родителей война застала на отдыхе, и когда отца мобилизовали, мать резонно решила не возвращаться домой. 9 лет провёл Александр на Каспии, оттуда он вынес и свои представления о прекрасном в виде фирменных бакинских усов – как, например, у представителя того же поколения Ильхама Алиева или… уроженца Баку Георгия Полтавченко, предшественника Беглова в губернаторском кресле! Восемь классов Беглов окончил уже в Ленинграде (по слухам, не особенно злоупотребляя прилежанием), потом учился в ПТУ, техникуме, оттуда ушёл в армию, а вернувшись, поступил в Инженерно-строительный институт. Который и окончил в возрасте солидных 27 лет.
Сейчас считается, что если к этому возрасту не сделал карьеру, ты уже скучный неудачник – это не совсем правда, но в те времена реально было попроще. Несколько лет поработав в строительных главках города, уже в 1986 году Беглов занял высокий пост заведующего отделом строительства исполкома Ленсовета. Казалось, что впереди ясная дорога вверх по партийно-служебной лестнице. Причём скорее партийной – в 1989 году Беглов покинул исполком и занял пост заведующего сектором социально-экономического отдела Ленинградского обкома КПСС.
Учёный-рекордсмен
Но в коммунистическом истеблишменте новой России Беглов не задержался – стоять под потешными флагами Зюганова ему было совершенно неинтересно. Уже в 1990-м он вернулся в исполком, а в 1991–1997 годах мы видим Александра Дмитриевича в кресле главного инженера российского-немецкого (тогда это было модно) предприятия "Мелазель" – также есть сведения, что он был совладельцем компании, но совершенно непонятно, на какие деньги: в обкоме, конечно, платили немало, но и рубль обесценивался на глазах. Впрочем, человек, курирующий застройку больших районов большого города, бедным не может быть ни при каком режиме, а Беглов контролировал застройку Купчина, Рыбацкого, Долгого озера.
"Мелазель" тоже был связан со строительством – Беглову достались очень приятные подряды, он "руководил строительством спецсооружений в Казахстане, Киргизии, на Северном Кавказе, в Барнауле, Омске, Красноярске, Москве". И, разумеется, в почти родном Санкт-Петербурге, где в качестве представителя немецкой фирмы познакомился с активно интересовавшимся германским опытом председателем Комитета по внешним связям мэрии Ленинграда Владимиром Путиным. Беглов отрицает этот факт, однако в его рассказах о знакомстве с президентом есть нестыковка: губернатор говорит "Я познакомился с ним, когда меня пригласили в Москву", но существует минимум одна более старая совместная фотография двух политиков. Провалами в памяти губернатор не отличается, следовательно…
Во время работы в частном бизнесе Беглов защитил кандидатскую диссертацию "Устойчивость железобетонных элементов из плоскости изгиба". Всё бы ничего, но она послужила основой для весьма странного манёвра.
Следующая диссертация Беглова оказалась докторской… по экономике: закон действительно не запрещает кандидатам одних наук становиться докторами других (что не очень логично), но наш герой даже элементарное экономическое образование получил в возрасте под 50 лет, причём без отрыва от службы. Тем не менее Беглов защитил докторскую диссертацию под потрясающим названием "Управление производством продукции АПК в казачьих сообществах как потенциал устойчивого социально-экономического развития регионов". У "Диссернета" возникли серьёзные вопросы, но не к этому труду, как ошибочно заявляли противники Беглова, а к публикациям, которые Беглов делал для получения права на защиту: пять статей о делах казачьих считаются немного списанными. Да и вообще публикация 41 научного труда, включая пять монографий, всего за один 2011 год, – это очень похоже на мировой рекорд. Может быть, ещё не поздно обратиться к ребятам из Книги Гиннесса?
Интерес Беглова к казачьей тематике не случаен. В 2009 году управленец пригодился в неожиданной роли. Тогда, вспоминают сослуживцы, трудно было найти человека, который на официальном уровне начал бы работать с казаками: "Все бежали от них как черт от ладана, губернатор одного из южных регионов вешался от них и все время говорил, как его достали эти переодетые из секс-шопа". А Беглов взялся. И президент это оценил.
В новой реальности
Но мы забежали вперёд – вернёмся в XX век. В 1997 году, накануне экономической катастрофы, Беглов проявил отличное коммерческое чутьё – перешёл из бизнеса в государственное учреждение, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, где был старшим научным сотрудником и докторантом (то есть честно собирался защищать профильную докторскую!). Но в 1999 году работу над диссертацией пришлось прервать – Беглова пригласили на госслужбу. Он возглавил Курортный район Санкт-Петербурга (Зеленогорск, Сестрорецк, Комарово, Репино), который тогда как раз активно застраивался. Нынешнего губернатора до сих пор поминают там тихим незлобивым словом: именно Беглов дал добро на застройку особняками берегов озера Разлив – многие полагают, что вопреки природоохранному законодательству.
Это было оценено свыше, и в 2002 году губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев выдвинул Беглова на должность вице-губернатора – правда, на всякий случай не по строительству, а на управление канцелярией. Тогда ещё сохранявшее останки былой самостоятельности Заксобрание отклонило кандидатуру Беглова на эту аппаратную вроде бы должность. Он получил всего 21 голос из 50 и сказал, что надо лучше работать с оставшейся частью депутатов. Работа дала результаты – через неделю Заксобрание проголосовало по тому же вопросу правильно.
К тому времени Беглов уже заканчивал Академию государственной службы, получая то самое экономическое образование, которое было необходимо для докторантуры более лёгкого, гуманитарного направления. Через год, в июне 2003 года он даже стал врио губернатора – непопулярный Владимир Яковлев ушёл в отставку, город готовился кинуться в объятия Валентины Матвиенко. Правда, её встречали без энтузиазма: страшно подумать, но согласованный с Кремлём кандидат победил только во втором туре. Часть вины за это, по слухам, возложили как раз на Беглова, который недостаточно удобрил избирательную почву.
Так что осенью 2003 года Матвиенко и Беглов поменялись офисами – Валентина Ивановна переехала из Северо-Западного полпредства в Смольный, Беглов, рангом пониже, в качестве зама, – обратно. Одновременно он начал карьеру в "Единой России", благо партийного опыта хватало ещё с советских времён. Беглов даже избрался по партийному списку в Госдуму IV созыва "не место для дискуссий", но от мандата отказался.
… Как же они все быстро перекрасились! Вчерашние борцы за равенство граждан и "каждому по труду" оптом вдруг стали членами "Единой России", партии крупнобуржуазного истеблишмента, крайне далекой от всех идей братства и справедливости. В царской России, где слово "честь" ещё не было пустым звуком, подобных хамелеонов в приличное общество не пускали. Да и большевики, захватив власть, с откровенным недоверием, а часто и враждебностью относились к высокопоставленным "буржуазным спецам" – просто потому что знали: предавший предаст снова. Теперь же удалось собрать целый класс выходцев из советской номенклатуры, с небывалым восторгом и немалой выгодой защищающих предписанные взгляды.
Это отступление посвящено тем, кто считает, что СССР можно было спасти от развала – нет, интересную по замыслу (но не идеологии) страну к тому времени полностью изгрызли изнутри крысы с партийными книжечками и спецпайками. Все кровопролитные войны на постсоветском пространстве, к слову, тоже устраивали граждане, помнящие текст клятвы членов ВЛКСМ и КПСС.
Социальная ракета на пятый этаж
В полпредстве Беглов пробыл совсем недолго – уже в мае 2004 года он был назначен на должность главы контрольного управления Администрации президента. Важный момент – именно в 2004 году Путин, отправив в отставку правительство Касьянова (вместе с переведённым туда Яковлевым), зачищал власть от ельцинского наследства. И, стало быть, Беглов воспринимался как совершенно "свой" человек, пригодный на пост, который за семь лет до этого занимал сам Путин. Забавно, что до назначения Беглова контрольное управление временно возглавлял еще один бывший питерский чиновник и вице-губернатор Валерий Назаров, а преемником в 2008 году стал Константин Чуйченко – как и Беглов, работавший в Питере в коммерческой организации с немецким акцентом.
Контрольное управление – это орган аудита, отчасти дублирующий Счётную палату (занятно, что её нынешний глава Алексей Кудрин когда-то возглавлял и Управление, причём передал эту должность Владимиру Путину – как предсказуемо тасуется колода), но более узко заточенный – на проверку качества выполнения президентских распоряжений. Судя по всему, Путина устроило качество проверки качества – в 2008 году Беглова повысили до заместителя руководителя Администрации, правда уже другого президента – Дмитрия Медведева. Канцелярист двух президентов проработал на этом посту полный медведевский срок.
В это время произошла забавная история: пока Беглов трудился в Москве на Васильевском острове, в пятиэтажном доме, где располагалась квартира его семьи, за государственный счёт в кратчайшие сроки навесной лифт – недешёвое удовольствие. Проект выполнили в рекордно короткие сроки за государственный счёт. Плату за установку сперва включили в квитанции жильцов, но потом она оттуда исчезла. Многие восприняли это как городскую помощь высокопоставленному во всех смыслах (купленная им квартира находилась на пятом этаже) земляку.
Интересно, что после отставки Юрия Лужкова Беглов рассматривался как кандидат на роль московского мэра и даже, говорят, в какой-то момент возглавлял шорт-лист. Но к Питеру в первопрестольной относятся с прохладцей, так что давать такую пощёчину москвичам не рискнул даже Медведев. В итоге он выбрал бывшего руководителя Беглова по Администрации президента Сергея Собянина, никак не связанного с Северной столицей. Москвичи, правда, всё равно не испытали восторга: они наивно полагали, что в 12-миллионном городе можно найти достойного местного кандидата.
Одновременно с переназначением в Администрацию, в июле 2008 года Александр Беглов был назначен председателем совета директоров активно реформировавшегося тогда концерна "Алмаз-Антей": ракетная техника, первый рубеж обороны! Этот пост Беглов занимал до декабря 2011 года: именно при нём, под его руководством состоялась скандальная, хоть и формально почётная отставка многолетнего главы "Алмаза" Игоря Ашурбейли (ещё одного усача-бакинца, отца С-400) и замена его Виталием Нескородовым, которого позже отставят с унизительной формулировкой "за систематическое невыполнение поручений генерального директора концерна, упущения в работе и утрата доверия".
https://vk.com/video-75679763_456258122
Избавившись от военно-конструкторской нагрузки, Беглов переключился на другую работу – полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе. И до этого, и особенно в это время он очень много помогает Церкви, за что получает ордена I степени Даниила Московского и Сергия Радонежского (дважды) – во внимание к помощи Русской православной церкви, во внимание к трудам по восстановлению Кронштадтского Морского собора, во внимание к помощи, оказываемой Троице-Сергиевой лавре. В то же время именно Беглов позже, уже из губернаторского кресла "спустил на тормозах" решение о возвращении Церкви Исаакиевского собора. Ну а что он делает на церковном направлении теперь, вы знаете из вступления. Не более 50 человек. Почему не 82, не 37 – не объясняется.
Чудеса пиара
В конце 2017 года Беглова перевели в хорошо знакомое ему Северо-Западное полпредство – чтобы, как и Валентину Матвиенко в своё время, подготовить к губернаторскому посту. На пост этот Беглова вводили тоже бережно: назначили врио сразу после Единого дня голосования. То есть Александру Дмитриевичу дали целый год, чтобы зарекомендовать себя в глазах далеко не всегда лояльных власти петербуржцев. Жена и зять врио уволились из Смольного практически в момент его назначения – это должно было произвести хорошее впечатление на публику.
Впечатление оказалось смешанным.
Матёрому единороссу, многолетнему члену Высшего совета партии пришлось идти на выборы как самовыдвиженцу – "самомедвеженцу", шутили питерцы. "Единая Россия" трезво оценила уровень своей популярности и решила не мешать своему кандидату – даже воровато удалила его биографию со своего сайта. Хотя совсем недавно в ранге полпреда он пел дифирамбы положению "Единой России": "Мы единственная страна Европы, включая Америку, имеем оперативный политический простор. Мы можем в течение дня, а не суток, принять необходимый закон для защиты нашего отечества". Первые шесть слов этого высказывания на некоторое время стали локальным политическим мемом.
Над внешне простоватым Бегловым с его бакинскими манерами в культурной столице действительно долго посмеивались. После первого снегопада он совершенно в стиле своего белорусского тёзки Лукашенко пообещал выдать главе каждого района по лопате с назидательной надписью "лопата Беглова". И выдал. А заодно лишил премии всех руководителей, включая себя. Неплохой, кстати, пиар, хотя, повторимся, Питер – не Минск. На главный вопрос – куда делись дворники – так никто и не дал вразумительного ответа.
Говоря о качестве пиара, можно вспомнить ещё кошмарный мультик "Дядя Саша", где демонстрируется беспощадность Беглова к лживым чиновникам. Более того, несчастному врио пришлось даже изображать любовь к футбольному клубу "Зенит" ("Газпром"), на матчах которого его ранее не замечали.
Тем временем к "лопате Беглова" скоро добавилась "труба Беглова" – регулярно рвавшаяся магистраль теплоснабжения на полтысячи домов, за ремонтом которой губернатор следил лично, но без особого эффекта.
В январе 2019 года после замечаний со стороны оппозиции врио молча покинул заседание заксобрания, заработав на некоторое время обидное прозвище "Сбеглов". Много ещё тренировали своё остроумие интеллигентные питерцы, но со временем им это надоело: избравшись наконец на пять лет, Беглов прекратил заигрывать с публикой и просто перестал обращать на неё внимание. А вскоре и она на него. Деньги любят тишину, а на берегах Невы они немалые.
Общее впечатление от работы Беглова неоднозначное. От губернатора Санкт-Петербурга ждут, что он будет ярким публичным человеком (правда, хорошо получалось это только у Собчака и Матвиенко), а Александр Дмитриевич терпеть не может публичность, он чистой воды аппаратный работник. Он честно говорил: "Имидж часто не принадлежит человеку, порой он формируется по законам, которые остаются для меня загадкой". Отсюда все эти пиар-провалы, излишнее доверие придурковатым политтехнологам. Но нельзя не отметить и того, что путь Беглова к нынешнему посту был, скажем так, небезупречным, и жители Северной столицы хорошо это знают. Как оценивают они по достоинству и нынешние решения губернатора.
Свежие комментарии