На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Безгрешнов
    они в союзе первыми бучу подняли. студенты. При Геннадии Васильевиче Колбин — первый секретарь ЦК Компартии КазССР с ...Мигрантам Россия ...
  • Леонид
    У нас так не будет. Порука сверху до низу.В Китае экс-руков...
  • FADVV FADVV
    Это  что за бред написан.Катастрофа для За...

Перекрытие проливов и каналов в современной войне: об эффективности такой стратегии


23 марта 2021 года в южной части Суэцкого канала сел на мель 400-метровый контейнеровоз Ever Given, следовавший под флагом Панамы и принадлежавший японской фирме. Из-за этой аварии движение судов в обе стороны оказалось полностью заблокированным. Фактически только один контейнеровоз сумел перекрыть стратегически важный Суэцкий канал, играющий огромную роль в мировом морском сообщении.

Как блокировали Суэцкий канал


Напомним, что построенный еще к 1869 году Суэцкий канал полностью блокировался для судоходства всего дважды за свою полуторавековую историю. В 1956 году тогдашний президент Египта Гамаль Абдель Насер принял решение о национализации Суэцкого канала, прежде фактически находившегося под контролем Великобритании. В ответ на действия Насера британские, французские и израильские войска начали боевые действия. Египетская сторона затопила 47 судов, полностью заблокировав движение по каналу. Возобновилось сообщение в 1957 году.

Однако еще более впечатляющим было перекрытие Суэцкого канала в 1967-1975 гг. В разгар арабо-израильских войн движение судов по Суэцкому каналу стало невозможным из-за минирования канала. Лишь к 1975 году силами ВМС США, а также ВМФ СССР Суэцкий канал и подходы к нему были разминированы. Многолетнее перекрытие канала привело к колоссальному экономическому ущербу для Египта, но мировая экономика ещё более значительно пострадала от парализации одной из важнейших морских транспортных артерий.

Две главные цели перекрытия каналов и проливов в современной войне


Если обратиться к военной истории, то мы увидим, что блокады и перекрытия проливов и каналов использовались прежде довольно часто. Например, в 1915-1917 гг. российские военные корабли блокировали Босфор, что оказалось довольно эффективной мерой: как вспоминал контр-адмирал Александр Бубнов, вследствие грамотной блокады и минирования подходов к проливу ни одно неприятельское судно так и не появилось в акватории Черного моря. Россия, таким образом, защитила Черноморское побережье от возможных атак со стороны противника.

В годы Второй мировой войны Япония планировала разбомбить шлюзы Панамского канала, однако этот план так и не был реализован по причине скорого разгрома императорской армии и флота.

В современных войнах перекрытие каналов и проливов может преследовать две основные цели. Первая цель – решение конкретных военных задач, например – воспрепятствование проходу через каналы или проливы военно-морского флота противника, либо транспортов с грузами продовольствия, вооружения, техники для неприятельской армии. Также в ряде случаев каналы и проливы становятся естественными рубежами обороны, как происходило с Суэцким каналом в период арабо-израильских войн.

Вторая цель – нанесение максимального экономического ущерба стороне конфликта. Когда Суэцкий канал контролировался британцами, египетская сторона, перекрывая его, наносила урон британским экономическим интересам, однако спустя десятилетие такая же ситуация повторилась уже в отношении Египта: от перекрытия канала страдала именно египетская экономика. Если перекрыть тот же Суэцкий канал сегодня, то мировая экономика лишится 5% мировых танкерных перевозок и 2% мирового потребления нефти: не так уж и мало, как может показаться изначально. Bloomberg сообщает о сумме ежедневных потерь в размере 9,6 млрд долларов при перекрытии Суэцкого канала. Общие потери, вместе с сопутствующими, из-за блокировки канала контейнеровозом оценили не менее чем в 200 млрд долларов. То есть один просчёт может быть сопоставим по своим объёмам ущерба с военной операцией.

Перекрытие проливов и каналов в современной войне: об эффективности такой стратегии


Именно цель экономического воздействия на оппонентов преследует и Иран, когда угрожает перекрыть Ормузский пролив. Как считают аналитики, для перекрытия Ормузского пролива даже не нужно прибегать к каким-то масштабным действиям с привлечением эсминцев или авиации, достаточно просто затопить несколько крупных танкеров и судоходство будет остановлено. Не зря в свое время глава Корпуса стражей Исламской революции Ирана (КСИР) генерал Мохаммад Али Джафари угрожал, что Ормузским проливом будут пользоваться либо все, либо никто.

В отличие от Суэцкого канала, через Ормузский пролив проходит до 40% всего мирового объема поставок нефти, и его перекрытие будет иметь катастрофические для мировой экономики последствия. В то же время, США и их союзники разблокировать пролив не смогут, хотя бы по причине воспрепятствования со стороны Ирана. Кстати, Ирану не нужны какие-либо серьезные военные силы для срыва судоходства в районе пролива – танкеры и торговые суда, как отмечает американский военный эксперт Рокфорд Вейц, легко выводятся из строя самыми дешевыми противокорабельными ракетами, выпущенными с легких катеров.

Не меньшее значение для мировой экономики имеют Сингапурский и Малаккский проливы, через которые осуществляется морское сообщение Восточной и Юго-Восточной Азии с Европой и Африкой. Сейчас они, безусловно, находятся в сфере вероятного противостояния интересов США / Великобритании и Китая, при этом в случае военного конфликта Китай неизбежно обратит свое внимание на проливы и попытается установить над ними контроль.

Стратегия перекрытия проливов и каналов может быть эффективным средством воздействия


Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на растущий скептицизм части аналитиков в отношении стратегического значения проливов и каналов, пока они играют ключевую роль в морском сообщении. Их значение особенно возрастает в период проведения военных операций. Так, снабжать сирийскую группировку российской армии, к примеру, можно, прежде всего, морским путем – либо через Босфор и Дарданеллы, либо более длинным и сложным маршрутом – через Гибралтар (например, с Северного флота).

Адмирал Владимир Комоедов считает, что морской путь доставки боеприпасов и военной техники остается наиболее результативным. Перекрой сейчас Турция проливы Босфор и Дарданеллы для российских судов – и военное присутствие России в Сирии окажется под угрозой. Осуществлять снабжение группировки по воздуху дорого, а в некоторых случаях и невозможно. Если бы Россия обозначила свое военное присутствие в Судане или Йемене, Эритрее или Мозамбике, то резко возросло бы и военно-политическое значение Суэцкого канала для нашей страны.

Естественно, что перекрытие каналов или проливов на этом фоне даже сейчас, в XXI веке, остается одним из важнейших военных способов воспрепятствования переброске войск, их снабжению и ротации. Тем более, что перекрыть пролив или канал не так уж и сложно, как показала практика. Наиболее масштабными возможностями обладают страны – хозяева проливов и каналов, но в некоторых случаях сделать сообщение по артерии невозможным могут и иностранные вооруженные силы с помощью минирования канала или пролива силами кораблей и авиации.
Автор:
Илья Полонский
Использованы фотографии:
администрация Суэцкого канала
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх