На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 368 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталия Шумакова
    👍👍👏👏👏👏👏Напряжение нараст...
  • Владимир Самборский
    Да, все не просто и однозначно! "Плюс" для Урала хотя бы в том, что перестали с\х управлять из города. В Пермском кра...Пишут, что когда ...
  • Андрей
    Надо понимать, что Путин это не один человек! Это различные институты и учреждения в составе которых не одна тысяча ч...Узбекистан «наеха...

"Святыни, умывшиеся кровью": Станет ли Нагорный Карабах вторым Косово?

Святыни, умывшиеся кровью: Станет ли Нагорный Карабах вторым Косово?

Обстрелянная армянская церковь в Шуше. Фото: Global Look Press

Очередной армяно-азербайджанский кровавый конфликт привёл к тому, что войска Республики Азербайджан заняли районы с большим количеством древних святынь Армянской Апостольской Церкви. Некоторые эксперты высказывают опасения, что эти храмы и монастыри в ближайшем будущем могут быть осквернены, снесены или даже переделаны в мечети.

Пожары на рубежах Империи

Этнорелигиозная карта Закавказья с далёкой древности пестра и разнообразна. Вооружённые столкновения и войны, возникшие на этой почве, не раз кардинально политически перекраивали эти дивные, но многострадальные земли, обильно политые человеческой кровью. Это только советские "специалисты по национальному вопросу" могли с помощью линейки и транспортира определять границы и судьбы народов былой Империи. В реальности же определить с провизорской точностью, кому исторически должна принадлежать та или иная местность, просто невозможно. А потому этот вопрос ещё очень долго будет предметом спекуляций политиков.

Вот, например, старинный город Шуши (Шуша). Несколько дней назад этот важнейший форпост непризнанной Нагорно-Карабахской республики был занят азербайджанскими войсками. Сейчас это этнически армянский город, в значительной степени населённый беженцами времён первой Карабахской войны начала 1990-х годов, однако в советские годы он был населён, в основном, азербайджанцами. Правда, и это не отправная точка: азербайджанским он стал после трагедии столетней давности – Шушинской резни 1920 года, в которой было уничтожено практически всё армянское население города.

И только в Российской Империи шушинские, как и вообще все закавказские, армяне и азербайджанцы (в то время их именовали "татарами") сосуществовали относительно мирно. Примером тому – большое количество как христианских, так и мусульманских святынь в городе и окрестностях, в том числе – возведённых в имперские годы. В наши же дни, к сожалению, именно святыни стали одним из главных печальных символов этой войны. Примерами тому – недавний двукратный обстрел азербайджанской стороной шушинского армянского собора Святого Христа Всеспасителя, а также обстрел с армянской стороны русского православного храма святого Александра Невского в азербайджанском городе Гянджа.

Россия может не выдержать: Русские танки войдут в Карабах при одном условии

Обстрелянная армянская церковь в Шуше. Фото: Global Look Press

Едва ли борьба со святынями в ходе ныне приостановленного армяно-азербайджанского вооружённого конфликта была целенаправленной. Но факт остаётся фактом: во всех подобных этнорелигиозных войнах храмы и монастыри оказываются под ударом. И войны в Югославии подтверждают это с наибольшей трагичностью. Так, край Косово и Метохия, колыбель Сербского Православия, стал самым известным примером борьбы с христианскими святынями в новейшей истории. Список безвозвратно утраченных косовских православных храмов и монастырей уже насчитывает десятки церквей и обителей.

Духовная миссия русских миротворцев

Сейчас некоторыми экспертами приводится аналогичный список из более чем восьмидесяти армянских христианских святынь (включая целый ряд раннесредневековых монастырей, основанных начиная с IV века), которые в течение последних недель попали под контроль азербайджанских Вооружённых сил. Комментарии самые неутешительные: "в ближайшем будущем эти храмы и монастыри будут осквернены, снесены или переделаны в мечети".

Нам удалось связаться с представителем Армянской Апостольской Церкви, неофициально подтвердившим эти опасения. Хотя, по его словам, распространяющийся в интернете список из восьми десятков святынь Арцаха (так армяне именуют Нагорный Карабах) включает уже давно утраченные. Тем не менее, мировое сообщество и в первую очередь Россия должны обратить пристальное внимание на то, чтобы христианские святыни, оказавшиеся на подконтрольной азербайджанским Вооружённым силам территории Нагорного Карабаха и сопредельных районов, были сохранены.

Об этом в интервью телеканалу Царьград рассказал и известный русский исламовед и правозащитник, руководитель Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора профессор Роман Силантьев. Так, по словам эксперта, осквернения и тем более разрушения христианских святынь не могут быть осуществлены официальной азербайджанской стороной. Республика Азербайджан, несмотря на многолетний конфликт с Арменией, всегда уважительно относилась к христианским, в том числе и армянским храмам:

Более 20 лет я занимаюсь взаимодействием с Азербайджаном, и мне хорошо известна политика местных властей и Управления мусульман Кавказа. Они не склонны к вандализму в отношении христианских храмов любого направления. Так, например, они сохранили армянский храм в Баку, и когда впервые после начала конфликта (в 2010 году) столицу Азербайджана посетил армянский католикос Гарегин II (в рамках межрелигиозного миротворческого форума), ему показали неразграбленную и неосквернённую церковь. Не говоря уже о том, что с православными христианами у азербайджанских властей отношения очень хорошие. А потому, если и будут какие-то акты вандализма, то это будет инициатива каких-то частных лиц, а не следствие официальной политики.

Но оговорка относительно "частных лиц" неслучайна. Важно понять, действуют ли на территориях, занятых в течение последних недель азербайджанскими войсками, иностранные наёмники из Турции и стран Ближнего Востока. Если так, то среди них вполне могут оказаться куда более радикально настроенные мусульмане, чем азербайджанские шииты. Важно отметить, что шииты традиционно весьма лояльно относятся к святыням "людей Писания" (по-арабски "ахль аль-китаб"), под которыми в исламской традиции понимаются представители других монотеистических религий (христиане и иудеи), оскорблять которых или покушаться на их жизнь, имущество, честь и достоинство – категорически запрещено.

И именно поэтому роль российских миротворцев на территории армяно-азербайджанского конфликта высока как никогда. Два десятилетия назад мы не смогли предотвратить трагедию в уже упомянутом Косово, трагедию, завершившуюся этническими чистками и гибелью множества древних православных святынь. Сегодня у наших властей и воинства появляется уникальная возможность предотвратить появление второго Косово на исторических землях Государства Российского. И да поможет им Бог!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх