Буквально за последние несколько дней вышло несколько новостей, которые прозрачно намекают нам на судьбу украинской газотранспортной системы (ГТС). Намекают каждая по отдельности и вполне однозначно указывают в совокупности.
Во-первых, ещё 5 марта проектная компания, которая реализует проект развития газотранспортной системы Сербии, получила разрешительное решение сербского регулятора, после чего сразу же заключила договор с подрядчиком на строительство газопровода. А в начале апреля оператор уже газотранспортной системы Болгарии «Булгартрансгаз» сообщил, что выбрал подрядчика проектирования и строительства газопровода, который примет газ «Турецкого потока».
Во-вторых, Венгрия и Словакия заявили, что готовятся к прекращению транзита газа через Украину.
Так, министр иностранных дел и торговли Венгрии Петер Сийярто заявил: «На данный момент между Украиной и Россией не существует соглашения о транзите газа на период, начинающийся с 1 января 2020 года, и, соответственно, может легко сложиться ситуация, когда поставки природного газа из России не будут поступать в Венгрию или Словакию, и это то, к чему мы должны готовиться».
Соответственно, он провёл переговоры с министром экономики Словакии Петером Жигой, в результате которых было достигнуто соглашение о совместных мерах на случай реализации этого сценария. В частности, планируется расширение «Турецкого потока» на территории Сербии и Болгарии.
В-третьих, буквально на следующий день после заявления Сийярто последовала новость о том, что Румыния со 2 мая начинает строить газопровод Унгены ― Кишинёв, чтобы обезопасить Молдову от возможного прекращения транзита газа через Украину.
«Мы делаем еще один шаг навстречу энергетической безопасности Молдовы. Это означает, что наша страна сможет самостоятельно принимать решения на благо граждан, без риска, потому что у нас будет альтернативный источник природного газа», ― заявил исполняющий обязанности премьер-министра Молдовы Павел Филип.
Кстати, планируемый срок окончания строительства, согласно заключённому контракту, – не позднее 20 февраля следующего, 2020 года.
Газпромовский контракт на поставку газа в Молдову старым путём действует до 1 января 2020 года. И его также пока никто не продлевает, что уже красноречиво.
В-четвёртых, самая свежая новость – «Газпром» заявил, что «Турецкий поток» гарантированно запустят до конца текущего года.
Морская часть завершена, сейчас достраивают прибрежный приёмный терминал и уже приступили к прокладке сухопутной части трубы.
То есть все источники во всех странах не только подтверждают подготовку к отказу от транзита газа через Украину, но и сходятся на примерной дате, когда это произойдёт, – 1 января 2020 года.
Фактически, глядя на такие срочные и тщательные приготовления, можно утверждать, что прекращение транзита газа через украинскую ГТС – это уже решённый вопрос (иначе все страны-участники не тратили бы сотни миллионов долларов на строительство обходных путей).
И тут вопрос уже не просто в финансах. Украина не только теряет около 3 миллиардов долларов ежегодных поступлений за транзит, но и возникает вопрос о снабжении Украины газом в целом.
Потому что до сих пор хотя формально Киев заявлял о прекращении закупок российского газа, но на самом деле «реверс» из Европы был исключительно виртуальным. То есть реально газ отбирался из ГТС ещё на этапе транзита, а никакого физического реверса из Евросоюза не было. Просто платили за газ с переплатой фиктивным европейским фирмам-посредникам.
С 1 января следующего года этот номер больше не пройдёт. Брать российский газ из транзитных мощностей будет больше нельзя ввиду отсутствия этого самого транзита.
Придётся осуществлять реальный реверс газа из Европы. А с этим возникают чисто технические проблемы.
Во-первых, сама ГТС заточена под транспортировку газа в определённом направлении (на запад), никакого дуплексного режима там не предусмотрено. То есть нужно ещё вложиться в модификацию газопровода под новые нужды и задачи. А вы видите подобную подготовку? И я не вижу. Никто до сего момента даже не заявлял о соответствующих планах, не говоря уже о практической реализации.
Во-вторых, чтобы осуществлять реверс газа из ЕС, нужно физическое наличие избытков газа в Германии и Словакии. А откуда им взяться, если две нитки «Северного потока» едва перекроют нужды северных стран Евросоюза? Ещё и на обеспечение Украины мощности данного газопровода не рассчитаны.
Тут хорошо бы послушать мнение узкого специалиста, но мои предварительные расчеты говорят, что наличного газа в австрийско-германском хабе хватит только для собственных нужд.
И даже если вышеперечисленные проблемы удастся как-то решить (я себе слабо представляю, как это можно сделать), то возникнет ещё и вопрос цены: газ реально из Европы будет для «Нафтогаза» существенно дороже, чем сегодняшний «российский реверсный».
Добавьте к этому недавнее прекращение поставок угля, нефти и нефтепродуктов из России на Украину, а также запрет для Белоруссии на реэкспорт российских нефтепродуктов на Украину – и мы увидим тотальную блокаду поставок углеводородов.
Причём, как обычно, украинские «патриоты» не понимают серьёзности ситуации. И мало того, что ничего не предпринимают для диверсификации поставок, но и ещё, судя по публикациям в «Обозревателе» и других украинских т. н. СМИ, собираются «зарабатывать на поставках нефти в Беларусь, если Лукашенко рассорится с Москвой».
Они просто сказочные! «Дурак думкой богатеет» – это стопроцентно про них. Вместо того чтобы думать о том, где взять ГСМ для сельского хозяйства, они мечтают нажиться на поставках несуществующей в природе нефти.
У меня иногда такое впечатление, что они сами ошалели от того факта, что киевскому режиму удалось просуществовать целых пять лет. И они от этого потеряли остатки здравого смысла, уверившись, что так будет всегда.
Но сказок в реальности не бывает. Бывают только сказочные…
Александр Роджерс
Свежие комментарии