Как хорошо, когда в историческом кинофильме на актерах надеты настоящие кольчуги из колец, и учтены разные прочие особенности военного костюма тех лет. Кадр из кинофильма «Айвенго» (1952)
Повесим праздные кольчуги
Под сенью хижины родной.
Сказал – и весла зашумели;
И, страх оставя за собой,
В залив отчизны дорогой
Мы с гордой радостью влетели.
«Руслан и Людмила», А. С. Пушкин
Под сенью хижины родной.
Сказал – и весла зашумели;
И, страх оставя за собой,
В залив отчизны дорогой
Мы с гордой радостью влетели.
«Руслан и Людмила», А. С. Пушкин
Рассказы об оружии. Средние века. Мы продолжаем наш рассказ о средневековых доспехах и вооружении, и сегодня речь у нас пойдёт о кольчуге. Вроде бы и много об этом виде металлического доспеха рассказано, но вот миниатюры из средневековых манускриптов, на которых показаны воины, облачённые в кольчуги, видели далеко не все. Между тем таких миниатюр очень много, что прежде всего говорит о том, что это была очень распространённая в Средние века защитная одежда. Поэтому-то средневековые художники и рисовали в ней не только своих современников, но и библейских персонажей, таких, например, как Давид и Голиаф, известных своим единоборством по тексту из Библии.
Давид в доспехах Саула перед боем с Голиафом! «Библия Мациевского», 1244-1254 гг. Париж, Франция. Библиотека и музей Пирпонта Моргана, Нью-Йорк
И она же сообщает нам целый ряд подробностей этого знаменательного боя, в котором ловкость и мастерство победили грубую физическую силу. Хотя, прежде чем отпускать Давида на бой с могучим филистимлянином, первый царь Израиля Саул всё же попытался одеть Давида в свою собственную кольчугу и надел на голову юноши бронзовый шлем. Так сказать, чтобы хотя бы в этом уровнять его шансы в бою с могучим Голиафом. Кстати, на бой Голиаф из Гата вышел не один. Вместе с ним шёл щитоносец, который нёс перед ним его щит – настолько он был большим и тяжёлым.
А вот так Давид снимает надетую на него кольчугу. Обратите внимание, что художник очень точно изобразил, как нужно это делать, из чего следует, что человек этот военное дело того времени знал очень даже хорошо и отнюдь не был затворником-монахом, знавшим о войне только по рассказам. «Библия Мациевского», 1244-1254 гг. Париж, Франция. Библиотека и музей Пирпонта Моргана, Нью-Йорк
Но перед самым боем Давид снял с себя кольчугу и шлем, объяснив это тем, что к подобной одежде он не привык. И вышел против Голиафа с пращой, пятью камнями и пастушеским посохом, и поразив своего противника камнем в лоб, его же мечом отсёк ему голову и принёс в качестве трофея в свой лагерь.
Поскольку в Библии всё это описано очень подробно, иллюстрировать такой текст было очень легко. Давида следовало одеть пастушком, тут и вариантов никаких не было, да и в отношении Голиафа всё предельно ясно – бронзовый либо медный шлем на голову, а ещё кольчуга и медные наколенники. Вот только почему-то миниатюристы в различные отрезки времени изображали этот поединок всякий раз по-разному!
Вот самое раннее изображение Давида и Голиафа во французском манускрипте 700-799 гг., хранящемся в муниципальной библиотеке французского города Булонь-сюр-Мер. На Голиафе надето явно что-то похожее на кольчугу. Просто художник не стал рисовать слишком уж мелкие её звенья…
А теперь давайте вспомним, что не только в Библии есть упоминания о кольчуге (хотя их там и всего два!). Археологические находки также подтверждают наше знание, что применялась она ещё в римской армии Древнего мира. Но и после 476 года в Европе кольчуга не была забыта, хотя в «Золотой Псалтири» швейцарского монастыря Санкт-Галлен, 890-900 гг. изображены воины совсем не в кольчугах, а в чешуйчатых доспехах.
Миниатюра из «Золотой Псалтири», 800-900 гг. Библиотека Сент-Галленского монастыря. На Сауле чешуйчатые доспехи
На миниатюре из «Штутгартской псалтири», 801-850 гг., хранящейся в Государственной библиотеке Вюртемберга, в городе Штутгарте, Голиаф одет как типичный франкский воин: на нём каролингский шлем, чешуйчатая броня («бруния»), круглый щит с характерным умбоном и столь же характерного вида меч
Судя по миниатюрам, чешуйчатая броня в Европе в Раннем Средневековье доминировала, так как, по-видимому, делать чешуйки из металла и затем нашить их на кожу или ткань было легче, нежели произвести много проволоки одного диаметра, нарезать её на кольца, все их соединить и склепать, да к тому же ещё и превратить в рубашку. Но потом, в связи с улучшением орудий труда, кольчужные доспехи в Европе распространились очень широко. Так что период с 1066 по 1250 год историки даже стали называть «эпохой кольчуги».
Доспех этот был трудоёмким в изготовлении, а следовательно, и дорогим. Так, в 1080 году во Франции кольчуга (называвшаяся гобер) стоила 100 су – что было вдвое, а то даже и в пять раз больше стоимости коня. С другой стороны, весь комплект вооружения рыцаря в целом был очень простым. Даже сто лет спустя, а именно в 1181 году, чтобы быть рыцарем в Англии, нужно было иметь шлем, кольчугу, щит, а также копье и меч и… всё. Рядовому воину достаточно было более лёгкой кольчуги (гобержон) с короткими рукавами, железной каски и копья. Городские ополченцы довольствовались стёганым кафтаном – гамбезоном, который у рыцарей служил подкольчужным одеянием, железной каской и копьем.
Популярную библейскую парочку – Давида и Голиафа мы встречаем и на страницах «Вормской Библии» из Франкенхаля, Германия, датированной 1148 годом. Британская библиотека, Лондон. Голиаф одет здесь в точно такие же доспехи, как и нормандские всадники на «полотне из Байё». То есть хотя прошло уже немало лет, особого смысла в изменении своего вооружения рыцари в то время в Германии не видели
«Убиение младенцев по приказу царя Ирода». Здесь мы видим воина в кольчужных шоссах — чулках, которые в Англии назывались «хозен». Они вошли в обиход где-то около 1150 года и крепились на поясе под кольчужной рубашкой. Более ранняя форма шоссов представляла собой кольчужную полосу, шедшую вдоль ноги спереди и завязывавшуюся на ней ремешками сзади, а более поздняя – уже самые настоящие чулки из кольчужного плетения, нашитого на подкладку из ткани. «Псалтирь Людвига дер Хейлиге», датируемая 1190 г. Библиотека Лейденского университета
Для кольчуги нужна была проволока, поэтому именно её производство в то время было поставлено «на поток» и стало по-настоящему массовым. Чтобы получить её, пруток из раскалённого металла протаскивали через конусные отверстия на железной пластине, сматывая готовую проволоку на барабан. Поскольку диаметр отверстия при каждой такой протяжке уменьшали, диаметр получаемой проволоки тоже становился всё меньше и меньше.
Страница из манускрипта с рисунком, вставленным в текст из «Психомахии», 1120 г. Сент-Олбанс, Британская библиотека, Лондон. Бывает, что страницы манускриптов желтеют от времени, а их миниатюры кажутся нам невзрачными. Но ценность их от этого меньше не бывает. Например, судя по рисунку, как раз на момент написания этой книги в Европе вошло в моду носить кольчугу с выпущенными из-под неё полами поддоспешного одеяния, причём длиной до самых щиколоток!
«Сад наслаждений» – иллюстрированный свод достопримечательностей своего времени. Составлен на 70 лет позднее предыдущего манускрипта (1195) аббатисой Геррадой Ландсбергской – настоятельницей Гогенбургского монастыря. До XVI века эта рукопись хранилась в монастыре, затем попала в Страсбургскую библиотеку (1803). Впервые была издана в 1818 году, но во время Франко-прусской войны (1870) сгорела вместе с библиотекой. Сегодня известна её копия, которая принадлежит частной Эльзасской библиотеке Креди Мютюэль. Внешний вид изображённых на её миниатюрах воинов (включая и воина на данной миниатюре) в точности соответствует эпохе написания этого свода: куполообразный высокий шлем, щит, закрывающий почти всё тело, кольчужные доспехи, включая кольчужные полосы для ног с завязками сзади – именно так, «статуями из гибкого металла» выглядели воины рыцарского сословия в 1195 году
Затем проволоку наматывали на металлический стержень («мотатель») словно пружину и разрубали вдоль. Так получали кольца одного диаметра. Потом их вставляли в стальной брусок с отверстием, также имеющим форму конуса. От этого кольца уменьшались в диаметре, а их концы заходили один на другой. Чтобы соединить их накрепко, кольца укладывали в «расплющиватель» — тоже плиту с отверстием, куда вставляли цилиндрический штамп, и расплющивали их концы, заходящие один на другой, ударами молотка. Отверстия для заклепки проделывали мощным рычажным «прокалывателем», так как сверлить их было очень сложно. Каждое второе кольцо могли сначала нагревать на огне, в отверстия вставлять заклепки и всё это опять соединять при помощи ковки. Остальные кольца заклепывали «в холодную» уже в процессе сборки. Хотя особенностью самых ранних кольчуг было то, что все кольца в них соединяли заклепками при сборке.
Технология изготовления кольчуги была очень проста, поэтому не менялась столетиями! Вот так сиди себе и соединяй кольцо с кольцом, а потом стучи кольчугой по столу, чтобы кольчужное плетение распрямилось. Монотонная и утомительная работа, от которой очень сильно уставала правая рука. Миниатюра из манускрипта «Домовая книга Менделя I», 1425 г. Германия. Городская библиотека Нюрнберга
Обычно соединяли одно кольцо с четырьмя другими. Такое плетение было самым распространённым. Двойная кольчуга — это соединение одного-двух колец уже с восемью кольцами, то есть количество их при этом удваивалось. Такие кольчуги были очень тяжелы, хотя и очень надёжны. Количество колец в кольчугах Средневековья могло достигать 20 тысяч, а вес составлять 9-13 кг. Правда, в Англии известна кольчуга, сохранившаяся до наших дней, вес которой равен 24 кг! На Востоке использовали и другие способы плетения, например, «1 + 6».
Кольчуга мастера А. Давыдова, изготовленная им по фрагментам, найденным на Золотаревском городище под Пензой. Внешний диаметр колец — 12,5 мм, внутренний — 8,5 мм, толщина колец — 1,2 мм. Всего на неё ушло 23 300 колец. Вес 9,6 кг. Все кольца соединены при помощи клепки. Фото автора статьи
На территории Золотаревского городища в Пензенской области был найден образец кольчуги 1237 года, где, скорее всего, осенью того же года имела место ожесточённая битва местных жителей с войсками Бату-хана, шедшими в поход на Русь. Удалось выяснить, что каждое кольцо этой кольчуги, во-первых, было немного сплющено, а во-вторых, на его плоской стороне имелось полукруглое «ребро жёсткости». Кольчугу восстановил один из пензенских умельцев Андрей Давыдов, и она является настоящим памятником мастерам той далёкой эпохи. Ведь уровень технологии тогда был значительно ниже современного, и та оснастка для изготовления такой кольчуги, что сегодня легко можно сделать на различных станках, тогда целиком делалась вручную.
Что надевали в бой под кольчугу? Несомненно, это было нечто прочное и плотное. Хотя на миниатюрах из той же «Библии Мациевского» хорошо видно, что под кольчугой у изображённых на ней воинов нет ничего, кроме обыкновенной рубашки! «Библия Мациевского», 1244-1254 гг. Париж, Франция. Библиотека и музей Пирпонта Моргана, Нью-Йорк
Сначала рукава кольчуги до кисти не доставали. Поэтому воины носили кожаные рукавицы или перчатки. Но где-то в конце ХII века, скорее всего, в результате походов на Восток, кольчугу дополнили капюшоном и длинными рукавами с рукавицами с одним большим пальцем. Посредине ладони каждая такая рукавица имела разрез, позволявший в любой момент высвободить из неё кисть, что являлось очень удобным изобретением. Затем около 1250 года появились и кольчужные перчатки с отдельными пальцами, однако и от более ранней версии рыцари не отказались, так как вариант с отдельно сплетёнными пальцами стоил дороже. Кольчужные чулки-шоссы в это же время тоже стали носить повсеместно.
В «Библии Мациевского» можно увидеть немало изображений кольчуг, у которых рукавицы с одним пальцем составляют с рукавами одно целое. Но вот что интересно: единственной одеждой под ними во всех случаях является рубашка с рукавами до запястья. Можно предположить, что какая-то подкладка могла быть и на самой кольчуге, но доказать это предположение сегодня практически невозможно. Фрагмент миниатюры из «Библии Мациевского», 1244-1254 гг. Париж, Франция. Библиотека и музей Пирпонта Моргана, Нью-Йорк
С другой стороны, нам хорошо известны названия защитной одежды, которую в то время носили с кольчугой. Это прежде всего гамбезон и акетон, хотя чем они различались, сказать затруднительно. Возможно, что эти термины уже тогда использовались произвольно и по смыслу были взаимозаменяемыми.
В целом воин рыцарского звания со временем стал выглядеть значительно ярче и красочнее, но цвет металла в его фигуре, как и раньше, преобладал. Под своей металлической одеждой рыцарь носил брэ — льняные панталоны до колен, и длинную рубашку, также до колен, по возможности шёлковую или, по крайней мере, льняную. На ноги натягивали чулки из ткани, а поверх них шоссы из кольчуги на подкладке. Под кольчугу, скорее всего, надевали кафтан из плотной шерстяной ткани и гамбезон из кожи или грубого полотна. Голову в обязательном порядке покрывали стёганым чепцом, так как кольчужный капюшон на голову просто так никогда не надевали.
Вот так мог выглядеть типичный западноевропейский рыцарь первой четверти XIII века. Иллюстрация из «Бамбергской Псалтири», 1220-1230 гг. Германия, Бамбергская государственная библиотека
То есть это была фигура, «закованная в сталь» и с головы до ног одетая в кольчужный комбинезон с капюшоном и кольчужные чулки, играющие роль штанов. «Броня» имела либо цвет металла (если кольчуга была начищена), либо… ржавчины, если её обладатель попадал под дождь, а почиститься у него не было возможности.
Продолжение следует…
- Автор:
- Вячеслав Шпаковский
Свежие комментарии