На прошлой неделе американцы и украинцы ударили по рукам, заключив первое сколь-нибудь значимое инвестиционное соглашение постмайданного времени. Продовольственная корпорация Cargill из штата Миннесота подписалась за 100 млн. долларов построить зерновой терминал в морском торговом порту «Южный» под Одессой. На церемонии подписания соглашения посол США на Украине Джеффри Пайетт разгорячился настолько, что даже поставил властям Киева задачу – «стать сельскохозяйственной сверхдержавой». Украинцы аплодировали послу и согласно кивали головами.
Грустный путь от ракетостроителей – к аграрному придатку
На Украине и вправду высокий потенциал аграрного сектора. Страна входит в число крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции. Даже в прошлом кризисном году экспорт продуктов агропрома здесь составил 14,5 миллиарда долларов. Это почти половина украинской экспортной выручки за 2015 год. Удивляться тут нечему. На Украину приходится четверть всего чернозёма мира. Ещё гитлеровцы оценили его достоинства и в войну эшелонами возили эту плодородную землю на германские поля. Теперь дошла очередь до американцев.
Впрочем, они не первые, кто увидел индустриальную Украину аграрным придатком развитых стран. Авторство идеи можно смело отдать в соседнюю Польшу. Осенью 2013-го, когда договор об ассоциации ЕС и Украины только подходил к стадии подписания, поляки начали обтаптывать свою поляну и ставить флажки, за которыми не оставляли места «новым европейцам».
Наиболее откровенно точку зрения поляков отразил в интервью немецкой «Die Zeit» экс-президент Польши Лех Валенса. Он сказал тогда: «Бог дал Украине такие хорошие почвы, с тем, чтобы она могла прокормить всю Европу. Мы должны сказать Украине, что она может производить все зерно для Европы – но не машины. Машины могут производить в Польше».
Многим показалось забавным мнение бывшего электрика вышедшей в тираж и обанкротившейся Гданьской судоверфи. Польша и в лучшие-то годы на порядок уступала соседям. Если в судостроении поляки ещё как-то приближались к украинцам, то некоторых отраслей промышленности, вроде ракетно-космической, у них не было и в помине.
В годы президентства Виктора Януковича Украина входила в десятку ведущих мировых держав-экспортёров вооружений. Торговали новыми ракетами, танками, бронетехникой, судовыми агрегатами, вертолётными двигателями и, конечно, советским наследством. Китайцам, например, по-тихому продали технологии и документацию боевых железнодорожных ракетных комплексов «Молодец», разработанных днепропетровским КБ «Южное». Теперь в Поднебесной мастерят свой БЖРК «Дунфэн», до деталей повторяющий детище украинских инженеров.
Кстати, китайцы первыми положили глаз на черноземы Украины. Подписали меморандум об аренде 3 млн. га пашни. Стали прорабатывать строительство элеваторов на 20 млн. тонн зерна, глубоководных портов с зерновыми терминалами в Крыму. Приглядывались даже к крымскому озеру Донузлав, где базировался украинский флот.
Китайский проект «уплыл» из Украины вместе с полуостровом. Не получилась и торговля с Европой. За два месяца текущего года практически полностью исчерпаны беспошлинные квоты на поставки в ЕС ячменя, кукурузы, меда, фруктовых соков, мяса птицы. Мартом закончится отгрузка беспошлинной пшеницы, овса, овощных консервов, муки, сахара. Далее вступят в действия пошлины, лишающие украинцев конкурентных преимуществ. Европа для них по существу закрывается.
Без коррупции реформы не сладятся
Инициатива сейчас перешла к американцам из корпорации Cargill. Надо сказать, продовольственные компании Соединённых Штатов мало чем отличаются от собратьев других секторов экономики. Они давно уже стали глобальными. Та же Cargill, ведущая свою историю с позапрошлого века, как семейная компания, теперь работает почти в семидесяти странах мира. Объём бизнеса превышает 140 млрд. долларов. Как и у прочих американских агрокомпаний, вырос он через слияние и поглощение фермерских хозяйств и предприятий. Можно легко представить судьбу нынешних украинских агрохолдингов, опирающихся пока на национальный капитал и понять, кто будет поднимать сельскохозяйственную сверхдержаву.
Посол Пайетт на сей счёт высказался вполне определённо: «Американские компании готовы будут инвестировать в украинское сельское хозяйство — при условии реформ и борьбы с коррупцией». Оставим в стороне коррупцию. В устах посла это не более чем пропагандистское клише. Ведь без вороватых украинских чиновников провернуть такой проект будет не просто.
Один из них на днях уже откликнулся. Арсений Яценюк в эфире программы «10 минут с премьер-министром», выходящей разом на восьми украинских каналах, представил план действий кабинета министров на 2016 год и заявил: «Считаю, что необходимо продать на открытом прозрачном аукционе 1 миллион гектаров именно государственной земли, которая сегодня находится в теневом и коррумпированном обороте».
Выражению про «государственную землю в теневом и коррумпированном обороте» позавидовал бы даже косноязычный мэр украинской столицы Виталий Кличко. Тем более, что сегодня на Украине действует мораторий на продажу и приватизацию земель сельхозназначения. Однако украинский премьер американского посла услышал и сделал нужное заявление. В конце концов, этот миллион гектаров можно и в аренду на полвека сдать, но Яценюк выбрал продажу – к реформам готов. Так что теперь нет препятствий для строительства зернового терминала. Будет чем его наполнить.
Американцы это умеют. Рядом с Cargill прекрасно уживаются другие агрогиганты (Monsanto, Archer Daniels Midland Company, Land O'Lakes и пр.). У них есть деньги, лоббистское влияние и технологии. Бизнес большинства агрохолдингов построен на выведении и выращивании генетически-модифицированных сельскохозяйственных культур – диапазон от сои до пшеницы. Знают они толк и в районировании своих сортов, адаптации их к определенным погодным и климатическим условиям. Американские агрохолдинги обладают набором удобрений и инсектицидов, препаратов, повышающих устойчивость растений к заболеваниям и вредоносным насекомым. Украинские чернозёмы такого ещё не видели.
Что же даст это сотрудничество Украине? Вряд ли выгода будет уж такой очевидной. Например, соглашение о зерновом терминале сопровождалось шумной риторикой о новых рабочих местах для украинцев. Они точно появятся – целых 350. Что же до остальной многомиллионной страны, здесь лучше посмотреть на далекую, но равную по составу населения Аргентину.
У неё достаточно продвинутый аграрный сектор. Страна находится на ведущих позициях в мире по экспорту мяса, молока, пшеницы, ячменя, табака. Их поставки обеспечивают доход порядка 40 млрд. долларов в год. (Сравните с украинским.) Это не принесло стране больших дивидендов. Она зависла в долгах и уже прошла через два дефолта. Надо заметить: в сельском хозяйстве аграрной Аргентины занято всего 2 процента работающих. Потому здесь считают благом, когда уровень безработицы опускается ниже 8 процентов.
Это настоящий бич аграрных стран. Его видно даже на примере так любимого украинцами Евросоюза. В индустриальных государствах Европы (Германия, Австрия, Нидерланды) безработица балансирует в районе 5 процентов, в аграрных (Литва, Греция, Испания) – от 15 до 25. В этом видны перспективы заявленной послом Пайеттом «сельскохозяйственной сверхдержавы» – качать через портовые терминалы и банки зерно и доходы транснациональным агрокомпаниям, а простым людям – искать работу в сопредельных странах.
Иллюзия, что «Запад нам поможет», всё ещё владеет умами на постсоветском пространстве. Пуская в дом алчный иностранный бизнес, люди со временем узнают, что они уже не хозяева на своей земле. Эта печальная история повторяется много лет. Она наполняет карманы вороватых чиновников, опустошает души доверчивых людей и пока мало чему их научила.
В украинских СМИ уже начали считать выгоду от американского пользования аграрными активами страны…
Автор Геннадий Грановский
Свежие комментарии