На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 420 подписчиков

Свежие комментарии

  • Анд
    Хорошая идея! Только вот если кто такое предложит в думе в качестве закона его тут же обвинят и в терроризме и во все..."Когда вы переста...
  • Андрей Павлов
    "Эти ржавые звери уже не бояться законов РФ..." А чего их боятся? Дядя Турал наймет третью древнейшую, адвокатов, и в...В Саратове супруг...

Российская эскадра прошла Тихий и Индийский океаны, совершенствуя боевые навыки

В начале февраля российские корветы «Резкий» и «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» отправились в дальний поход по Тихому и Индийскому океанам. За истекшие два месяца они успели поучаствовать в совместных учениях с ВМС Индонезии, Индии, Ирана, Пакистана и Китая. Это весьма интересный поход, наглядно продемонстрировавший тот факт, что Россию связывают с могучими азиатскими державами вполне дружественные отношения – ни о какой «международной изоляции» РФ речи не идёт.

Новые российские корветы

«Резкий» и «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» принадлежат к числу корветов проекта 20380 (20385). К началу 2025 года построено уже десять таких кораблей. «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий» в настоящее время несут службу в составе Балтийского флота, «Совершенный», «Громкий», «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов», «Резкий» и «Гремящий» – на Тихом океане, «Меркурий» – на Чёрном море. Ещё девять единиц находятся в постройке, включая «Дерзкого», которого создают по усовершенствованному проекту 20386. В целом это крупнейшая в ВМФ РФ серия больших военных кораблей четвёртого поколения.

Современный класс корветов по своим размерам и функциям весьма напоминает эсминцы Второй мировой войны. Конкретно представители рода 20380-х предназначены для борьбы с кораблями и подлодками противника, поддержки морских десантов путём нанесения ракетно-артиллерийских ударов, блокады вражеских портов. Конструкторы постарались сделать эти корабли малозаметными в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, наделить их хорошей мореходностью и максимально вооружить.

Примечательно, что 20380-е – это уже не советское наследие, а продукт современной России. Данный проект был завершён в санкт-петербургском Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» в 2001 году. Всего в создании корабля приняло участие свыше 70 научно-исследовательских и промышленных предприятий.

Стандартное водоизмещение корвета составляет 1800 тонн; стальной гладкопалубный корпус с очень удачными обводами имеет в длину 104,5, а в ширину – 13 метров. Главная энергетическая установка (два двухвальных дизельных агрегата ДДА-12 000) обеспечивает кораблю максимальную скорость в 27 узлов; экономическим же ходом в 14 узлов он может пройти 4 тыс. морских миль. Основой вооружения является противокорабельный ракетный комплекс «Уран» – две 4-контейнерных наклонных пусковых установки с боекомплектом из восьми противокорабельных ракет Х-35У (дальность стрельбы до 260 км). На позднейших модификациях корветов «Уран» заменён на более современный комплекс 3С14, адаптированный под запуск ракет «Калибр», «Оникс» и «Циркон».

Также на борту устанавливается зенитный ракетный комплекс «Редут» на 12 ячеек (три модуля по четыре ячейки), зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Кортик-М» (на более поздних модификациях заменён на новый ЗРК средней дальности с установками вертикального пуска). Есть и артиллерия – 100-мм установка А-190 «Универсал» (максимальная скорострельность – 80 выстрелов в минуту, дальность стрельбы – 21,3 км, досягаемость по высоте – 15 км, боезапас на 332 выстрела), два шестиствольных вращающихся 30-мм орудия АО-18, предназначенных для самообороны на малой дальности. Система противоторпедной защиты корабля «Пакет-НК» состоит из двух 4-трубных 330-мм аппаратов.

Корабли очень высокотехнологичны и буквально напичканы самой разнообразной электроникой – это и радиолокационные остановки, обслуживающие корабельное вооружение; и навигационные РЛС; и гидроакустические комплексы, и средства радиоэлектронной борьбы. В кормовой части корабля имеется ангар с взлётно-посадочной площадкой для противолодочного вертолёта Ка-27. Общая численность экипажа корвета составляет 100 человек (включая 14 офицеров).

Корветы, о которых идет речь, совсем новые: они были построены в 2016-23 гг. («Резкий») и в 2015-2020 гг. («Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов») на Амурском судостроительном заводе. Первый из них унаследовал своё имя от эскадренного миноносца времён Великой Отечественной войны, позднее проданного Китаю, а второй назван в честь матроса, который в 2010 году ценой своей жизни предотвратил крупную аварию на эсминце «Быстрый». В минус отечественным судостроителям можно поставить слишком долгое воплощение корветов в металл: пять-семь лет на строительство этих относительно небольших кораблей – срок чересчур длинный.

Отметим также, что, несмотря на свою молодость, оба корвета уже имеют богатый опыт участия в походах и учениях.

Демонстрация флага

В практике флота любой морской державы есть такое понятие, как «демонстрация флага». Флаг нужно регулярно демонстрировать и врагам, и друзьям, причём желательно периодически делать это вдали от своих берегов, чтобы показать возможность «длинной руки».

В начале февраля корабли ТОФ «Резкий» и «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» в сопровождении заправочного танкера «Печенга» вышли из владивостокской бухты Золотой Рог. Командовал отрядом капитан 1-го ранга Алексей Анциферов. Этой маленькой эскадре выпала задача провести очень насыщенный поход, показав российский флаг в Тихом и Индийском океанах и проведя несколько учений совместно с ВМФ разных государств. Кстати, непосредственно перед этим, в январе, «Цыденжапов», корвет «Громкий» и «Печенга» провели контрольный выход в море, отработав в заливе Петра Великого различные элементы тактических учений.

И вот курс пролёг на юг. На пути туда пришлось пройти мимо японских берегов – и российский отряд, разумеется, вскоре японцами был замечен. Над «Резким» и «Цыденжаповым» сразу начали барражировать японские боевые самолёты: на корветах же системы ПВО были переведены в режим боевой готовности № 1. Вскоре появились и другие «гости», не менее внимательные. «При форсировании Корейского пролива нас сопровождали военные корабли Южной Кореи и Японии», – сообщил находившемуся на борту корреспонденту телеканала «Звезда» командир минно-торпедной боевой части «Цыденжапова» Илья Лукин. Дозаправку с «Печенги» (она осуществлялась на скорости в 10 узлов) пришлось вести под пристальным наблюдением моряков недружественных стран. При этом дистанция между российскими судами выдерживалась с ювелирной точностью. «Для меня это уже привычно. Иногда за штурвалом сидишь четыре, шесть и восемь часов. Не тяжело – привык уже. В первый раз было тяжеловато…» – поделился старший рулевой штурманской боевой части «Цыденжапова» Александр Кривобок.

Наверняка экипажи корветов вспоминали о битвах, разыгравшихся в этих самых водах 120 лет назад, когда российские моряки демонстрировали высочайшее мужество и героизм в неравных схватках с самурайским флотом… Но вот Япония осталась позади, и через несколько суток отряд приблизился к берегам Индонезии – страны, связанной с Россией вполне дружественными отношениями. Корабли прошли в непосредственной близости от индонезийских тервод, в то время как на борту шла подготовка к учениям. В частности, вертолет Ка-27ПЛ, способный выполнять боевые задачи как в аномальные холода, так и в тропическую жару, осуществил полёт почти в 100 километров с целью разведки. Полёту, равно как и посадке на палубу при возвращении, не помешала начавшаяся непогода.

Затем после прибытия на рейд Бали (отделённого, кстати, от Владивостока расстоянием свыше 4 тыс. морских миль) имело место участие россиян в организованных Индонезией учениях «Комодо-2025» – в них были задействованы участники и наблюдатели из свыше 30 стран. Замглавкома ВМФ РФ адмирал Владимир Воробьев, направленный представлять нашу страну на этих маневрах, сообщил, что «Резкий» и «Цыденжапов» были отобраны для участия в силу высокого профессионализма их экипажей. И действительно, российские моряки показали себя в эти несколько дней наилучшим образом. Их назначили в корабельный отряд, который отрабатывал спасение терпящих бедствие. Командир вертолета Ка-27 Роман Алифанов нашел сброшенные в воду манекены буквально через пять минут после взлета. Для спасения «утопающих» с обоих корветов и с танкера «Печенга» спустили быстроходные лодки, экипажи которых уверенно выполнили всё необходимое.  

Российские моряки, участники маневров «Комодо-2025», прошли торжественным маршем по улицам Денпасара в Индонезии

Интенсивные совместные тренировки

После окончания «Комодо-2025» отряд произвёл уже свои собственные дневные и ночные учения в восточной части Индийского океана. Экипажи отработали отражение воздушной атаки и морской бой с условным противником – причём все цели были поражены. «Модуль управления стрельбой взаимодействует с органами управления корабля. В отличие от советских пультов здесь всё автоматизировано. Во время стрельбы я могу поражать цели на расстоянии до семи километров, как воздушные, так и надводные», – говорит командир артиллерийской батареи «Цыденжапова» Александр Лапин.

Кроме того, корабли применили устройство для постановки пассивных помех. Разведку, поиск целей и корректировку огня выполнял экипаж Ка-27М. Вообще, на маршруте от Индонезии до Индии лётчики усиленно тренировались – каждый выполнил по пять взлетов и приземлений.

10 марта начались совместные российско-китайско-иранские учения «Морской пояс безопасности – 2025». В течение несколько дней военные корабли трёх держав отработали в северной части Индийского океана ряд задач. Так, в Оманском заливе прошли дневные и ночные стрельбы по целям, имитирующим безэкипажные катера (БЭК) и воздушные беспилотники. Ключевым эпизодом манёвров стал поиск и освобождение гражданского судна, захваченного «террористами». Успешно отработав морской этап, корабли вернулись в иранский порт Чебехар, где состоялось подведение итогов и церемония закрытия «Морского пояса безопасности».

Вслед за этим россияне, отрабатывая плотную программу похода, поучаствовали в «Аравийском муссоне» – совместных учениях с ВМС Пакистана. В соответствии с их сценарием «Резкий», «Цыденжапов» и «Печенга» вышли из порта Карачи вместе с пакистанским фрегатом «Шах-Джахан» и корветом «Табук». Отряд тренировался в маневрировании и отразил условные атаки БЭКов; также состоялись имитация пусков противокорабельных ракет и тренировка по ПВО. Под конец состоялось освобождение захваченного «террористами» судна, в роли которого выступил танкер «Печенга».

26 марта российский отряд прибыл в индийский порт Ченнаи, где пятью днями позже началась морская часть учений «Индра Нэви – 2025». Индию на них представляли эскадренный миноносец «Рана» и корвет «Кутар». В течение трёх дней российские и индийские моряки отрабатывали в Бенгальском заливе совместное тактическое маневрирование, совершенствовали навыки борьбы с БПЛА и БЭКами. Были проведены артиллерийские стрельбы по целям в воздухе и море. Ещё одним элементом манёвров стала посадка вертолета Ка-27М на эсминец «Рана». В свою очередь, экипаж индийского вертолета осуществил посадку на палубу российского корвета.

Также были проведены тренировки по конвоированию судна и пополнению запасов топлива боевых кораблей прямо на ходу с танкера «Печенга». С правого борта к «Печенге» подошёл «Рана», с левого – «Резкий», сымитировавшие одновременную заправку траверзным способом. Одновременно к корме танкера приблизился «Алдар Цыденжапов», отработавший заправку кильватерным способом. Кульминацией учений стало эффектное построение российских и индийских кораблей в совместный строй фронта с дистанцией полтора кабельтовых.

4 апреля российский отряд покинул гостеприимную Индию и взял курс к родным берегам. С одной стороны, это вполне рутинный поход: для флота дальние плавания и тренировки являются делом повседневным. С другой – такая насыщенность совместными учениями лишний раз подтверждает факт сближения России со странами Глобального Юга, постепенно превращающегося в один из главных факторов силы на планете. И это сближение по мере того, как глобальный Запад клонится к упадку, станет играть для нашей страны всё большую роль.

Ссылка на первоисточник
наверх