Всегда будет открытым вопрос о критериях хронологической границы поздней Античности, то есть какие события или деятельность каких личностей можно принять за этап или дату перехода от Античности к Средневековью.
Традиционно принимаемая дата падения Западно-Римской империи – год 476-й – нельзя, как мы полагаем, рассматривать в качестве искомого результата, поскольку эта дата лишь зафиксировала полноту преемственности Восточно-Римской/Византийской империи единой Римской империи: регалии западно-римских императоров были отправлены узурпатором варваров Одоакром восточно-римскому/византийскому императору Зенону.
Император Зенон
Античность – это прежде всего совокупность характерных устойчивых культурологических явлений. Наиболее радикальные шаги в избавлении от этих явлений, и прежде всего от язычества, были предприняты императором Феодосием I Великим и его сыном императором Гонорием. Феодосий, последний император единой Римской империи, эдиктом 391 года окончательно утвердил христианство в качестве государственной религии, а в 394 г. запретил Олимпийские игры, а Гонорий, став в 395 г. императором Западно-Римской империи, в 400 г. запретил гладиаторские бои как проявления языческой дикости.
Император Феодосий I Великий
Император Гонорий
Примечательно, что именно в правление Гонория, чья резиденция находилась в Равенне, в 410 г. произошло взятие и разорение Рима вестготами под предводительством Алариха. Это стало символическим событием, ознаменовавшим начало падения римской государственности на Апеннинском полуострове, так же как взятие Рима галльским племенем сеннонов под предводительством Бренна в 390 г. до н. э. ознаменовало собой хронологическую точку, от которой начался подъём римской государственности (как известно, тогда «гуси Рим спасли»).
Однако античная культура продолжала сохраняться и развиваться, несмотря на христианизацию как Западно-Римской, так и Восточно-Римской/Византийской империй. Глубоко символичным стало закрытие в 529 г. указом византийского императора Юстиниана I философских школ, в том числе Платоновской Академии в Афинах. При этом Александрийская философская школа, будучи ответвлением Афинской философской школы, не была закрыта, поскольку из неё выросла Александрийская богословская школа, а также из-за увлечения неоплатонизмом некоторых александрийских богословов, например, Стефана Византийского, ставшего даже последним руководителем Александрийской философской школы.
Император Юстиниан I
Примечательно, что деятели Афинской школы во главе с её руководителем Дамаскием после её закрытия переехали в Иран (на карте – Гос. Сасанидов) ко двору шахиншаха Хосрова I Ануширвана. То есть афинские интеллектуалы нашли пристанище там, откуда тысячелетие назад исходила угроза культуре Эллады и даже самому её существованию. Таким образом, Афинская школа стала феноменом Античности со знаком «минус», если принять во внимание греко-персидскую, а позднее – римско-парфянскую/иранскую вражду, длившуюся на протяжении более тысячи лет. Вот здесь, как мы полагаем, и надо поставить точку в истории Античности.
Шахиншах Хосров I Ануширван
Следующим шагом Юстиниана I стало строительство Собора Святой Софии в Константинополе в 532-537 гг., ставшего самым грандиозным христианским храмом уже Средневековья.
Что касается хронологической точки, с которой начался отсчёт Средневековья, то это, как мы полагаем, начало христианизации варварских государств, начиная с Франкского королевства при Хлодвиге I в 487 г., откуда христианство распространилось в Германии и Нидерландах.
Итак, период между 391 и 487 гг. можно рассматривать как переходный этап между Античностью и Средневековьем, а 529 год – как год окончательного упразднения пережитков Античности на высшем уровне.
Статья автора по теме: Конфликтологический подход к периодизации мировой истории.
- Автор:
- Павел Густерин
Свежие комментарии