На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алекс Сэм
    Авиакатастрофа да? Да обнулили их либо ФСБ либо ГРУМузыканты, которы...
  • Михалыч
    В капиталистическом мире, а мы вошли в него с наихудшей формой воровского капитализма, последнее время доминируют либ...Рухнувший мост в ...
  • Василий
    Как говорил один мультяшный герой - "... если бы у меня было бы хоть немножко ума", то я бы знал что исторические мом...Рухнувший мост в ...

Пропаганда – змея, кусающая себя за хвост

Пропаганда – змея, кусающая себя за хвост

Кто ждет от статьи разбора текущей обстановки в мире или новостей – разочарую. Даже перемывания косточек отдельным личностям не будет – только определения терминов и разъяснение на простых аналогиях.

Для начала определимся с сущностью понятия. Дословно слово «пропаганда» можно перевести с латинского как «подлежащее распространению». А первоначально оно употреблялось при распространении католицизма («congregātiō dе рrораgаndā fidē» - название организации, основанной папой римским в семнадцатом веке для распространения веры). В современности же данный термин обозначает систематический процесс открытого распространения в обществе идей, взглядов и мнений. Целью является формирование общественного мнения по отношению к субъекту пропаганды с последующими соответствующими действиями.

Субъектом пропаганды может являться кто или что угодно: от конкретной личности или события, до государственного строя или эпохи. Объектом являемся все мы.

Получается, что любой человек или организация, транслирующая мнение с целью повлиять на собеседника/оппонента, является пропагандистом. Убедил товарища сходить на фильм, просто рассказав самые удачные моменты в фильме – пропагандист. Убедил коллег отметить праздник в ресторане, потому что там хорошая кухня – пропагандист.

Но не следует путать пропаганду с рекламой и, уж тем более, с манипуляцией сознанием. Реклама – это презентация свойств товара или услуги. Манипуляция сознанием – это способ управления действиями объекта, на который она направлена. Агитация является частной формой политической пропаганды.

Пропаганда по своим свойствам делится на конструктивную (позитивную) и деструктивную (негативную). Если конструктивная показывает положительные стороны идеи самого пропагандиста, то деструктивная демонстрирует, почему чужая идея плоха. В обоих случаях зачастую пропагандисты не раскрывают свои минусы и чужие плюсы (но об этом ниже). Также не стоит путать деструктивную пропаганду с клеветой, дезинформацией и банальной ложью.

Формы пропаганды могут быть представлены, как сугубо информационными (плакаты, брошюры, книги, журналы, фильмы, произведения литературы), так и информационно-аналитическими материалами (лекции, беседы, программы на ТВ). Каналы пропаганды – любой канал распространения информации.

Главным плюсом пропаганды является то, что при успешной пропаганде субъект сам принимает решение, выгодное пропагандисту, и в дальнейшем отстаивает его. Главный минус – то, что, если сама пропагандируемая идея слаба, воздействие она не окажет.

Таким образом, пропагандист должен быть сам уверен в правильности тех взглядов, которые он распространяет, и уметь их отстоять перед объектом. Зачастую пропагандист сам дошел до идеи, глядя на окружающий мир, видел её подтверждение и свято уверен в её правоте. Иначе это не пропагандист. Сущность, получающая выгоду от лжи – не пропагандист, а ложь – не пропаганда, а ложь.

Так почему же пропаганда – это уроборос современной информационной войны?

Дело в том, что распространение и дальнейшее отстаивание своих идей в реалиях окружающего мира связаны с выходами за пределы этой самой пропаганды. Пропагандист вынужден идти на меры, которые дискредитируют саму идею или её цели. Если этого не делать, то оппонент применит их раньше и одержит победу. И тот, кто воспринял его идею, будет её отстаивать, а на вашу пропаганду реагировать крайне отрицательно.

И наоборот – применив чуточку лжи или недоговорок, ваша идея (несомненно, правильная) становится главенствующей. И светлое будущее не за горами. Но в итоге приходится оправдываться или воздействовать на недовольных. Замкнутый круг. Змея, пожирающая сама себя.

Вот и получаем мы массу пропагандистов, как с одной, так и с другой стороны, которые вещают правильные мысли и достоверные факты, а доверия к ним нет.

В общем, сама пропаганда – это инструмент!

А в чьих руках он находится и каким целям служит – вопрос совсем иной.
Автор:
Гаврилов Дмитрий
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх