Международный валютный фонд подчитал, какие потери ждут мировую экономику из-за пандемии коронавируса. И прогноз оказался довольно негативным – без малого 30 триллионов долларов в последующую пятилетку в виде утраченного ВВП. Цифры удручающие, спору нет. Но все ли страны несут равные потери?
А кто смог получить приятный бонус от сложившейся ситуации?Аля Самитова
Пессимистичные прогнозы от МВФ
Глава МВФ Кристалина Георгиева в ходе встречи с представителями Всемирного банка сообщила в очередной раз о том, что главным последствием мирового кризиса, вызванного пандемией, в следующие пять лет станет спад производства в размере 28 триллионов долларов. Только американская экономика из-за приостановки деятельности в некоторых секторах и по ряду других причин потеряла 16 триллионов долларов. Если говорить о 2020-м, то, согласно прогнозам МВФ, ожидается падение мирового ВВП на 4,4%. Георгиева также добавила:
Спустя девять месяцев после начала пандемии мы всё ещё пытаемся справиться с мраком кризиса, который унёс более миллиона жизней и заставил экономику дать задний ход, что привело к резкому увеличению безработицы, росту бедности и опасности [появления] "потерянного поколения" в странах с низким уровнем дохода.
По словам главы МВФ, последние месяцы стали немного более спокойными (удивительно, конечно, что мадам говорила это, когда в Европе уже вновь закрываются страны из-за второй волны), поэтому и картина в целом кажется не такой уж и ужасающей. Тем не менее прогноз Фонда остаётся прежним: мир ожидает "наихудшая глобальная рецессия со времён Великой депрессии", однако частичное и неравномерное восстановление в 2021 году всё-таки ожидается.
Прогноз МВФ, озвученный Кристалиной Георгиевой, не очень изменился: мир ждёт наихудшая глобальная рецессия со времён Великой депрессии. Фото: Yoshio Tsunoda/Globallookpress
Фактически, Георгиева подтвердила то, что и так известно всем: первая волна пандемии нанесла катастрофический удар и по глобальной экономике в целом, и по бюджетам стран мира, и по кошелькам населения. Начавшаяся вторая волна пандемии – её наступление прогнозировали ещё несколько месяцев назад, но оно оказалось неожиданным – может лишь ухудшить прогнозные расчёты. Ангела Меркель на днях заявила, что германская экономика не сможет справиться с последствиями повторного локдауна.
И хотя власти разных стран успокаивают жителей, убеждая их в том, что такие радикальные меры, как во время первой волны, приниматься не будут, уже очевидно, что слова снова разойдутся с действиями. Во многих регионах планеты ужесточаются требования к масочному режиму и соблюдению социального дистанцирования, передвижения граждан фиксируются при помощи IQ-кодов, увеличиваются штрафы. Остаётся надеяться, что полного локдауна в этот раз не допустят.
Пока одни разорялись, другие богатели
Однако "во мраке кризиса" обнаружились и выгодоприобретатели, те, чьи доходы росли, пока другие разорялись. Конечно, сразу на ум приходят производители масок, перчаток, санитайзеров и прочих средств дезинфекции, товары которых в пик пандемии стали очень востребованы. Смогла хорошо заработать на общей панике и фармацевтическая промышленность – спрос на лекарства стал огромным. А сколько инвестиций влито в лаборатории, занимающиеся разработкой вакцины? Сколько уже заказов было сделано?
В выигрыше оказались представители таких направлений, как развлечения, еда, общение и работа. YouTube TV в конце июня поднял на треть плату из-за "роста стоимости контента", многие магазины одежды премиум-класса отказались от "реальности" и перешли в онлайн. Сколько человек при этом потеряли работу – точно неизвестно.
Благодаря взрывному росту спроса заметно увеличились доходы информагентств и онлайн-изданий, предлагающих деловую информацию по подписке. В самом "центре урагана", где, по определению, спокойно, неожиданно оказались IT-компании, услуги которых были направлены на решение вопросов stay-at-home economy (экономики "останьтесь дома"), среди них – провайдер видеоконференций Zoom Video Communications. Заметно улучшили свои позиции и компании, которые призваны обеспечивать кибербезопасность, в том числе наш "Касперский".
Многие компании из IT-сектора неожиданно оказались невероятно востребованными. Так, при помощи Zoom Video стали проводить не только видеоконференции, но даже занятия по вышивке. Фото: Nicolas Datiche/Globallookpress
Мобильные операторы и интернет-провайдеры отмечали невероятный рост трафика. За рубежом более активно стали развиваться сети 5G. Обвальный спрос на свои услуги зафиксировали магазины онлайн-торговли Ozon, Wildberries, Walmart, Costco и Amazon. Более привычной во время карантина стала онлайн-доставка продуктов и готовой еды.
Миллионы на "короне"
Смогли разбогатеть на пандемии и российские персоны из списка Forbes. Для них кризис оказался "временем возможностей". Первая пятёрка российского списка "самых богатых" – Потанин, Лисин, Мордашов, Михельсон и Алекперов – по данным на конец июля увеличила свои состояния на 16,2 миллиарда долларов, а это больше 1% от всего российского ВВП.
Западные миллиардеры тоже не упустили "удачный момент": Цукерберг, Безос, Гейтс прибавили к своим состояниям 70 миллиардов долларов суммарно (в процентном отношении это примерно те же масштабы, что и у нас). Правда, в отличие от наших миллиардеров, все они владеют акциями IT-компаний, которые ощутили в период пандемии небывалый взлёт.
Если же вернуться к российским предпринимателям, то говорить о "массовом обогащении" сложно: публикуя данные о росте состояний, Forbes строил свои расчёты, отталкиваясь от дня самого глубокого провала рынков. Так что речь, скорее, можно вести об "отыгрывании" позиций.
С миллиардерами всё понятно. Но и некоторым более мелким предпринимателям тоже удалось сколотить миллионы "на короне". К примеру, Эдуард Новиков из Рязани, как только поползли слухи о коронавирусной инфекции, заключил миллионные контракты на поставку в Поднебесную медицинских масок, годами мёртвым грузом лежавших на российских складах. Что эти самые маски вскоре станут дефицитом и в России, предположить было сложно.
На этом Новиков не остановился и вместе с партнёрами приступил к выпуску масок из ткани, содержащей серебро. А материал для своей новой продукции он брал на рязанских же производствах. Затем он решил производить многоразовые маски из углеволокна и углеткани. Выпускал ли Новиков маски для российского рынка, когда это очень понадобилось, неизвестно.
Китай обманул весь мир?
Но это в целом – мелочи. Есть и более серьёзные бенефициары. К примеру, определённое удивление вызывают данные, опубликованные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). По итогам второго квартала все страны дружно ушли в минус. Кроме Китая. Хотя именно в Поднебесной стартовала пандемия.
Тогда прогнозы экспертов относительно состояния китайской экономики были самые пессимистичные. И действительно, в апреле ВВП КНР упал на 6,8%. Падение оказалось даже большим, чем предсказывали аналитики. Отрицательный рост китайская экономика показала впервые за всё время ведения подобной статистики, то есть за 28 лет.
И вдруг, словно назло всем прогнозам, в то время, как весь мир погружался в локдаун, Китай сделал неожиданный рывок и уже во втором квартале ВВП показал рост в 3,2%.
Да и сейчас, пока в мире власти разных стран пытаются не дать второй волне пандемии обломать хрупкие ростки экономического восстановления после рецессии, экономика Китая, словно назло остальным, продолжает набирать обороты. Как ожидается, ВВП Китая вырастет на 1,8% в текущем году, тогда как мировая экономика за это же время сократится на 5,2%. Для сравнения, ВВП США уйдёт в минус до 3,8%, Британии - 10,1%, а России - 7,3%.
По оценками аналитиков, к концу 2020 года китайская экономика составит 17,5% мирового ВВП и будет оцениваться в 14,6 триллионов долларов.
В текущем году все страны G20, за исключением Китая, будут страдать от рецессии. И хотя в 2021 году ожидается хрупкое восстановление, во многих странах объём производства всё ещё будет ниже уровня конца 2019 года и значительно ниже того, что прогнозировалось до пандемии. Скриншот: www.oecd.org
Объясняется это тем, что стратегия борьбы, которую использовали власти Поднебесной, была максимально строгой и поэтому успешной, а на территориях, где отмечался резкий рост заболеваемости, вводилась полная изоляция по принципу "закрытых городов".
В Китае также уверены, что значительную роль сыграл "авторитет властей", строгая изоляция вплоть до отдельных жилых кварталов и тотальное отслеживание населения. Так или иначе, но в тот момент, когда в большинстве стран мира закрывались предприятия, люди уходили на изоляцию, а COVID-19 калечил бизнес, в Китае уже возобновляли работу остановленные предприятия.
В середине сентября Европу снова накрывает волна COVID-19, а США, Бразилия и Индия ещё не справились и с первой. А в Китае уже полным ходом возвращаются к жизни "до ковида". Если и отмечаются случаи заболеваний, то только привозные. Словно дразня весь остальной мир, китайские учащиеся возвращаются в классы и аудитории, сотрудники – на свои рабочие места в офисы.
Пекин подорвал и западную экономику, и демократию
И что в итоге? Можно, конечно, рассматривать ситуацию с точки зрения конспирологии, утверждая, что Китай "специально запустил вирус", чтобы стать "первой экономикой мира" и в результате обыграл весь мир.
Однако дело не только в этом. Сломав экономики стран Запада, что серьёзно ослабило конкурентов, Китай замахнулся на главные основы западных демократий, исподволь заставляя мир прибегать к своим методам тотального контроля.
И действительно, в большинстве стран уже никого не удивляет высокий уровень тотального контроля властей за гражданами и бизнесом при помощи цифровых технологий. Особенно близок китайский образец мировым глобалистам. Китайский цифровой дракон уже вырвался за пределы Поднебесной и то, что ещё недавно казалось утопией, может стать реальностью, – спрос на тотальный контроль за обществом, на "электронный концлагерь", как выясняется, огромен. Так не элиты ли, мечтающие о "новом дивном мире", главные выгодоприобретатели всей этой истории с коронавирусом?
Свежие комментарии