Плана спасения отрасли нет, «олигархи» вывозят деньги конвейерами
Автомобильная промышленность России находится в предсмертном состоянии, без преувеличения — на последнем издыхании. Жизнь теплится только на конвейере УАЗа, там ещё остались запасы импортных комплектующих. Остальные производства встали.
Отрасли необходимы огромные вложения. Деньги есть, но никто не собирается этим заниматься.Собственного автопрома у России больше нет, про данный печальный факт ещё несколько лет назад говорили эксперты. Более того, 2022-й должен был стать годом его безусловной смерти, даже если бы не случилось «спецоперации». «Рено» собирался окончательно уничтожить в Тольятти все отечественные модели и перевести «АвтоВАЗ» на «отвёрточную» сборку. ГАЗ также планомерно переходил на импортные комплектующие, а будущее УАЗа вообще было туманным. Судя по всему, завод со временем — когда оборудование окончательно выработает свой ресурс — планировали и вовсе закрыть. О подобных планах даже не стеснялись рассказывать.
За последние четверть века — в «капиталистической» России — не создали вообще ничего. Проект пресловутого «Ё-мобиля» изначально выглядел не более чем политической рекламой — всё именно так и оказалось. Да и не способны наши «олигархи» на созидательную деятельность в принципе. Все те немногие модели, что можно назвать отечественными, — родом из СССР. Это «Нива», «Гранта» (развитие серии 2108−2110), УАЗ «Патриот» (рестайлинг УАЗ-3160), да и «ГАЗель» тоже. А больше и нет ничего…
«Москвич» убит, Серпуховский автозавод тоже, на ГАЗе производство «Волги» ликвидировано, хотя были перспективные разработки — новые модели. Более того, всё то, что ещё осталось — и в Тольятти, и в Нижнем Новгороде, и в Ульяновске — плотно «подсадили» на импортные комплектующие. Собственные производства деталей не только не развивали, но и вовсю уничтожали. Данный процесс не прекратился и поныне.
При этом чиновники постоянно оптимистично «рапортовали» о «проценте локализации» — по тем сборочным производствам иностранных компаний, которые были открыты в России. Типа ещё немножко, ещё чуть-чуть, и будем мы тут «с нуля» клепать «Мерседесы» и прочие «Бэ-Эм-Вэ». Нужно только немного подождать, всё будет, правда-правда, честно-честно.
И вот «судный день» настал, ложь российских чиновников стала видна абсолютно всем. Если перефразировать Сталина, то можно сказать, что «у нас была автомобильная промышленность, но у нас её нет теперь». В 1933-м было сказано противоположное. Да, её тогда построили на пустом месте, и она появилась. И существовала до недавних пор, пока её намеренно не уничтожили.
Эксперты в полный голос трубят, что нужно срочно что-то делать, иначе вскоре все будем ходить пешком. Армия в том числе. Несмотря на позорное воровство «общечеловеков», укравших у России колоссальные средства, денег хватает. Более чем — их реально много.
«Профицит федерального бюджета не просто сохранился, но и увеличился по сравнению с январем и февралем более чем вдвое — до 613,8 млрд. руб. (что в 5,5 раз выше среднемесячного плана). Профицит I квартала — 1,15 трлн. руб. — составил 86,7% от планового профицита всего года. Таким образом, федеральный бюджет продолжает захлебываться от денег, — в то время, когда страну продолжают вымаривать искусственно созданным денежным голодом», — говорит зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.
Какие-то программы декларируются, но они более чем странные. Так, вроде как собираются выделить 30 млрд. рублей на развитие производства неких «универсальных автомобильных компонентов». Но что это такое непонятно в принципе. Детали от «Фольксвагена» на «Тойоту» не подходят! Властям, видать, сие неведомо.
«Дело в том, что понятие „универсальные компоненты“ я встречаю впервые. Впрочем, нет пока и самой программы. Судя по названию, речь идет о неких деталях, пригодных к использованию в автомобилях разных производителей. Может, это всякие шины, аккумуляторы, масла, свечи, тормозные колодки? Есть серьезные проблемы с электронными компонентами (пресловутыми чипами), жгутами проводов и т. д. Но для того, чтобы эти проблемы решить, даже 30 млрд. рублей недостаточно», — говорит партнёр аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
Кому собираются дать эти деньги тоже неясно. Понятное дело, если «олигархам», получится очередной «Ё-мобиль». То есть пустышка, причём средства дематериализуются в пространстве-времени. Полностью.
Комплектующие нужны, но отнюдь не «универсальные» — таковые в природе отсутствуют как класс. Требуется то самое «импортозамещение» для огромной массы авто иностранного производства, которые катаются по дорогам страны. К примеру, тормозные диски и колодки. Производства таковых в России, что самое удивительное, ещё остались, но они дышат на ладан, так как на конвейеры автопрома давно уже предпочитают закупать импортную продукцию.
Изделия от ATE, TRW, Textar, Brembo и иже с ними становятся недоступны автолюбителям. Как по причине совершенно несуразных цен, так и физически — больше не везут. Между тем парк иномарок в России посчитан, известно какие запчасти нужны, посему машины необходимо обеспечить данными расходниками. То есть дать денег тем заводам, которые реально производят тормозные диски и колодки. Не размещают заказы в Китае, а делают в России. Таких немного — два-три — но они есть. Плюс обеспечить им льготы, дабы их продукция стала конкурентоспособной по сравнению с тем валом подделок и «кетая галимого», который сейчас сыпется на наш рынок.
Казалось бы, простое и разумное решение, причём с отличными перспективами на будущее. Заводы начнут развиваться, осваивать всё новую и новую продукцию, крепнуть, набирать силу. И станут поставщиками комплектующих для новых авто, производство которых будет налажено в ближайшие годы. Аналогично — по иным деталям. Те же тормозные шланги, элементы подвески и т. д. Всего этого нет, в смысле отечественного. А надо. То есть просто необходимо. Пока для тех авто, что ездят по дорогам. А на перспективу и для других. Были бы производства, а остальное — дело техники.
Денег хватает, и именно на них стоит закупить оборудование и лицензии на производства узлов: двигателей, трансмиссий, электроники. Организовать те самые «частно-государственные партнёрства» с чётким уровнем ответственности всех его участников. И чиновников, и предпринимателей. Украл, схалтурил — в тюрьму. Без каких-либо сантиментов, амнистий и прочих послаблений. Мы — в состоянии экономической войны с западом! А на войне — как на войне.
При этом «олигархов» нужно лишить возможности иметь какое-либо отношение к данным программам. Наиболее показательно недавнее заявление НЛМК о необходимости развивать в России производство саморезов. Структура миллиардера Владимира Лисина явно просто попросила денег!
«У отечественных производителей большой потенциал — собственное сырье, обновленный парк оборудования, лаборатории для проверки качества. Но реализовать его в полной мере можно только при внимании государства к этой проблеме», — заявили в НЛМК.
Аналогично будет с тем же УАЗом (принадлежит структурам Алексея Мордашова) или ГАЗом (принадлежит Олегу Дерипаске). Денег у вышеозначенных персонажей куры не клюют, но вложить хотя бы копеечку в Россию они не желают. А вот присосаться к казённому финансированию — это всегда пожалуйста!
В ТПП РФ вроде как есть план по отраслям промышленности, его ещё более месяца назад передали в правительство. Детальный план действий, спасения нашей экономики. Но про него ничего не слышно, судя по всему, документ положили «под сукно» как ненужный. При этом ни о какой альтернативе ничего не слышно.
Не слышно и о проектах новых авто. А таковые России нужны. Не убогие малолитражки европейского типа, предназначенные для больших городов и ровных шоссе, а большие, мощные и надёжные машины. Внедорожники, пикапы, микроавтобусы и полноприводные седаны. У нас, если кто забыл, самая большая в мире страна, и с дорогами плоховато. «Нива», это, конечно, отлично (автор много лет ездил на данном авто и любит его всей душой), но мало.
Проектов нет. «Русский Прадо», о котором вещали на УАЗе, оказался мордашовским «Ё-мобилем», ГАЗ свернул работы по семейству «Атаман» и его наследникам. На «АвтоВАЗе» лягушатники разогнали всё заводское КБ, остались только более ранние разработки. Хотя и это хлеб. Главное, не прогадить то немногое, что осталось.
Но в целом ситуация более чем тревожная. И автопром является лакмусовой бумажкой тех негативных процессов, которые нынче наблюдаются в экономике России в целом. Будущего не видно. Совсем.
«Сегодня у России есть шанс сойти с тех капиталистических ультралиберальных рельсов, которые привели нас в этот тупик. Но если с них сходить, то нужно понимать — на какие рельсы мы хотим встать. Пока от власти мы не слышим ответов. Нас призывают сплотиться перед внешней угрозой — во многом это справедливо. Но у людей огромный запрос — куда нынче движется Россия? Запрос колоссальный. Какой будет эта страна завтра? Опять будет Россия для „олигархов“, банкиров и прочих мошенников-спекулянтов?» — вопрошает лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов.
Но даже такое привычное будущее — с чиновниками, спекулянтами, банкирами и прочими «олигархами» — уже под большим вопросом. Если страна ничего не производит, даже примитивных гвоздей и саморезов, то будущего у неё нет. В принципе. Экономисты уже не раз предупреждали, что процессы дезинтеграции промышленности без чёткого плана реиндустриализации и их оперативного исполнения пойдут лавинообразно. Собственно, в автопроме уже пошли. «АвтоВАЗ» стоит, ГАЗ тоже лихорадит, остальные заводы — аналогично. А «отвёрточные» сборочные линии закрываются одна за другой.
Даже на дорогах Москвы, не говоря уже про «провинцию», снова появились старенькие «Жигули» и иномарки родом из 90-х — Mercedes W124, BMW E39 и прочие VW Passat B3/B4. Они крепкие, их вытащили из гаражей и поставили на ход. Потому, что запчастей на современные иномарки нет. И денег тоже. Люди начали протачивать тормозные диски, пилить жигулёвские (волговские) колодки дабы засунуть их в свои суппорта, заниматься иным «колхозом». Как несложно догадаться, добром подобное не кончится.
Свежие комментарии