В регионах вводится беззаявительный порядок доплат неработающим пенсионерам до минимального прожиточного уровня
С 2020 года социальная доплата до минимального прожиточного уровня в регионе будет назначаться в беззаявительном порядке.
Если размер назначенной гражданину пенсии оказывается ниже величины регионального прожиточного минимума пенсионера, то ему полагается социальная доплата до величины минимальной пенсии в этом регионе. Об этом рассказала агентству «Прайм» профессор кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова.Правда, речь идет только о неработающих пенсионерах. Тем, кто получает зарплату «по белому» — независимо, состоит ли он в штате предприятия или организации или работает по разного рода договорам, доплата, увы, не светит.
Ну хоть как-то и хоть что-то…
Сейчас пенсионеры вынуждены писать заявления для того, чтобы получить к небольшим пенсиям крохотные доплаты, чтобы сумма в итоге дотягивала до прожиточного минимума. Кто-то наверху, наверное, посчитал сколько тратится на подобный заявительный порядок бумаги и ужаснулся. Тридцать шесть миллионов сто тысяч личных заявлений на бланке формата А3 — это же целая фура писчей бумаги, даже с прицепом. Год назад было на двести тысяч больше, но убывшим больше вообще никуда никаких заявлений писать не потребуется.
Если новоявленный пенсионер даже на минимальный минимум себе не заработал, ему полагается социальная доплата до величины минималки в данном регионе. Вопрос назначения этой доплаты пенсионеру решат без его участия — даже просить ничего не надо. Раз положено, пусть территориальные органы Пенсионного фонда России и местная власть подсуетятся, принесут на блюдечке с голубой или золотистой каемочкой.
Известие, вроде бы, приятное. Но это смотря с чьей стороны посмотреть. В России все время кажется, что «дурят нашего брата». Может, потому, что путаницы много: в одних регионах эти доплаты называются «федеральными», в других — «региональными». Просто одни республики, края и области — бедные, а другие, как Москва, например, могут себе позволить. Там, где прожиточный минимум выше, чем в среднем по стране, доплачивают из регионального бюджета. В бедных — из федерального.
Пожилая женщина дожидается почтальонку Лену, которая приезжает к ней на велосипеде и вручает пять тысяч. Это все что осталось от пенсии после оплаты коммунальных услуг. Можно было переводить пенсию на книжку, но Анна Ивановна больше доверяет наличности. За доставку пенсионерка благодарит почтальонку: когда яйцами, когда яблочками, а когда и шоколадкой.
Экономист бывший политик Руслан Хасбулатов уверен, что прожиточный минимум — это очень мало:
— От того, что пенсия станет равна прожиточному минимуму, положение не исправится. Всякие рассуждения, обсуждения и дискуссии по поводу пенсий на той же базе — имею в виду низкий уровень выделения денег на пенсии — это совершенно бессмысленное занятие. Это просто увод в сторону общественного мнения, с целью показать: о вас заботятся, обсуждают возможность повышения пенсии. На самом деле это все чушь собачья!
Наши люди не хотят уходить на пенсию, они работают пока ноги не протянут. Вся социальная политика разрушительна, а пенсионная сфера — часть этой вредной, никчемной политики…
Ну предположим, что нас освободят от необходимости писать заявление на региональную доплату. В Москве эти деньги когда-то назывались «лужковские», теперь почему-то называют «собянинские». В Подмосковье эти надбавки называют «воробьевские» в честь губернатора. Где бы ты не жил, если не работаешь, все равно приходится писать какие-то заявления на субсидию, чтобы свести концы с концами: и коммунальные заплатить, и с голоду не умереть.
Один мой приятель, бывший участковый милиционер Юрий Васильевич очень удивляется: раньше до повышения пенсии, ее хватало на неделю, сейчас если заплатить за коммунальные, можно сходить в магазин за продуктами пару раз. В Подмосковье коммунальные платежи стремительно приближаются по размеру к месячной пенсии: за трехкомнатную квартиру в девятиэтажке три с половиной на одной платежке, четыре на другой, плюс счет за электричество, плюс за газ, а еще надо тысячу с лишним в фонд капремонта внести. Вынь да положь. Заплатил за квартиру и спи спокойно, улегшись на голодный желудок, потому что на еду уже не останется.
Раньше в экономических статьях на тему пенсий вспоминали про «молчунов», тех, кто не определился с порядком начисления пенсий. Сейчас пенсионеров впору назвать тихонями и скромниками. Они тихо и скромно ищут пути решения проблемы: овощи подорожали, надо побольше картошки с морковью посадить на участке. В тучные времена это считалось баловством, а теперь — самое время вспомнить девяностые, когда только дача с огородом и спасали.
Но что касается пенсии, она хоть и маленькая, но выплачивается без обмана. Доктор экономических наук Никита Кричевский напоминает, что любой в принципе может совершенно спокойно узнать, какая у него пенсия:
— Моя матушка пенсионерка однажды подумала, что индексация у нее занижена. Я нашел альтернативный, неформальный способ обратиться в Пенсионный фонд. Пересчитали, все совпало до копейки. База автоматизирована. Если принимается решение, например, что ваша пенсия со следующего месяца или года будет проиндексирована на фиксированное количество процентов, эта индексация просто автоматически заносится в базу, и у каждого пенсионера пенсия увеличивается на свою сумму.
И в регионах давным-давно существует региональная доплата до прожиточного минимума. Если пенсия насчитана 7 тысяч рублей, то не только в Москве, но и везде есть свои региональные доплаты. Пенсионерам один раз придется посетить отделение ПФР, написать заявление, а потом все будет делаться автоматически. Что в этом плохого? Правительство не собирается никого обмануть. Вопрос в другом: почему у нас пенсии такие маленькие?
Никакого роста дефицита бюджета Пенсионного фонда, если считать его в процентах от ВВП, не было, нет и не будет. Более того, доля бюджетных средств на возмещение пенсионного дефицита в сопоставлении с ВВП год от года будет снижаться.
А повышение пенсионного возраста, по моему мнению, это попытка скрыть разворовывание пенсионных накоплений. Я это не однажды говорил, и никто меня не опроверг. Как начали в 2003 году решать проблемы, собирая пенсионные накопления граждан в непрозрачном виде, «стрельнув» 6 миллиардов и забыв их отдать, так и продолжают…
Проблема повальной пенсионной уравниловки имеет и вторую сторону. Нарушается принцип социальной справедливости. Например, в Москве минимальная пенсия 13 496 рублей без социальных доплат, а вместе с собянинскими выходит — 19,5 тысячи. Даже если ты всю жизнь бездельничал, ни хрена не делал и пенсия у тебя, допустим, шесть тысяч, тебе все равно доплатят. В итоге практически наравне получают трудяга с сорокалетним трудовым стажем, которому доплаты не положено, потому что у него пенсия тысяч двадцать, и бездельник, который все равно получит свои гарантированные 19,5 тысячи. Теперь ему даже заявления писать не надо, пряча хитрые глаза.
Есть у меня один знакомый, тоже кстати из Подмосковья, Эдуард. Живет в одном поселке, раньше бывшем военным гарнизоном. Эдик по жизни игрок. Закончил военное училище и даже немного послужил, но вскоре понял, что ему проще зарабатывать картами. Он организовал у себя на квартирке небольшое казино, установил светомузыку, покупал выпивку и — ненавязчиво обчищал карманы своих сослуживцев, обыгрывая их в покер. Те обиделись, дошло до начальства, пришлось уволиться со службы, чтобы не посадили.
Приехал к себе на родину пытался устроиться на работу, но в один прекрасный момент понял, что везет ему только в играх. Причем в любых. Он и в футболе первый, играет за команду ветеранов. А из трудового стажа только четыре года военного училища и пять лет службы. Но благодаря играм у него не переводятся нужные знакомства, а значит и деньги, какие-то есть, на жизнь хватает.
Он человек открытый, гостеприимный, двери у него всегда открыты. Но с некоторых пор он стал замечать, что вещи пропадают. Возникло у него подозрение на своего одноклассника Вовку. Тот однажды вызвался что-то ему купить, взял пять тысяч и… забыл. Говорит, что не брал, не помнит, причем так уверенно, ни за что не заподозришь. Стал Эдик про Вовку выяснять, оказалось, что бывший его одноклассник — вор на доверии, есть судимости, и отсидеть пару раз успел.
Но суть в том, что все они: и обаятельный шулер Эдик, и вор на доверии Вован, и бывший участковый Юрий Васильич, и птицевод огородница Анна Ивановна — будут получать пенсию минимальную в регионе. В Подмосковье это 10 648 рублей. Порядочные люди из-за того, что они живут тихо и скромно ничего не требуют. А проходимцы, потому что им положено, и они своего не упустят.
Конечно, правила, по которым сейчас выдают пенсии — не нарушаются, все считает мощный, равнодушный сервер, компьютерная программа. Но надо бы поменять ей алгоритм работы, чтобы те, кто всю жизнь честно работал, все-таки получал раза в два раза больше тех, кто ловчил, хитрил и обманывал. Уменьшать пенсию бездельникам не получится, они ведь снова воровать и обманывать пойдут, так что лучше увеличить ее тем, кто этого достоин.
Свежие комментарии