На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 280 подписчиков

Свежие комментарии

  • ММ
    Вопрос только один: Путин струсит и объявит очередную красную линию или вспомнит, что если драка неизбежна, то бить н...Всё готово к удар...
  • Иван Сорокин
    И ВСЁ ЖЕ КАК ПРАВ БАСТРЫКИН  НАЗВАВ ГОС думу ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУРОЙНесколько слов о ...
  • Владимир Терентьев
    А мы их керосином, турбулентностью, добрым словом и молитвой. В белых перчатках!Всё готово к удар...

Куда и как развивать транзитный потенциал Казахстана?

Географические особенности Казахстана — расположение в центре Евразийского континента между крупнейшими экономически развитыми странами Европы и Азии с ёмким потребительским рынком – создают реальные предпосылки для широкого участия в международной транспортной сети. Учитывая рост грузопотоков между основными производственными регионами (Китаем и Юго-Восточной Азией) и крупнейшими потребителями (Европой и Центральной Азией), развитие транзитного потенциала Казахстана несет в себе серьезные предпосылки для упрочения его национальной экономики.

Но векторы этого развития видятся по-разному западными и казахстанскими аналитиками.

В начале 2023 года был опубликован доклад казахстанского представительства нидерландской консалтинговой компании KPMG «Как эксперты оценивают транзитный потенциал Казахстана», в котором основное внимание уделяется транспортному коридору «Восток-Запад», который, по мнению заместителя директора KPMG Caucasus and Central Asia Евгения Косачева, якобы «может стать главным связующим звеном, которое соединяет Азию и страны ЕС».

Через Казахстан и граничащие с ним страны проходят торговые маршруты, которые соединяют, с одной стороны, западные и восточные регионы (Европа-Азия), а с другой – северные и южные регионы (Европа-Индия). К этим маршрутам относятся Северный (по российским железным дорогам) и Евразийский (частично также через Россию) маршруты, маршрут «Север-Юг» и Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ).

koridors1006.jpg

По состоянию на начало прошлого года по данным KPMG Caucasus and Central Asia, «драйверами роста грузоперевозок на маршрутах, которые пролегают через Казахстан – в первую очередь ТМТМ – стали снижение объема транзитных перевозок через Российскую Федерацию, а также необходимость поиска альтернативных маршрутов.

Если последние несколько лет объём перевозок из Китая в Европу транзитом через РФ демонстрировал рост и достиг рекордных значений в 2021 году, то в 2022 году объем транзита снизился почти на треть. Сохранение подобных тенденций может обеспечить рост грузоперевозок по альтернативным логистическим путям на уровне 250 тыс. TEU (twenty-foot equivalent unit – двадцатифутовый эквивалент). Это около 5,4 млн тонн».

Однако, уже через несколько месяцев ситуация с товарным транзитом через Казахстан радикально изменилась.

photo1717855563.jpeg

«За прошлый год объем транзитных перевозок китайских грузов через Казахстан достиг 12,57 млн тонн, что на 33% больше, чем годом ранее. На Россию и Узбекистан в качестве стран назначения пришлось более 60% от общего объема перевозок. С другой стороны, перевозки из Китая в Евросоюз через Казахстан составили 0,976 млн тонн, то есть налицо падение объемов на 45% по сравнению с 2022 годом», – пишет казахстанский портал Zona.kz.

«ТМТМ – это как бы разрешенный транспортный маршрут с точки зрения “Вашингтонского обкома”. Но только при первом приближении. Текущая геополитическая стратегия Белого дома строится на отрезании Китая от внешних рынков. Каждый год товарооборот США и КНР теряет десятки миллиардов долларов и пока не видно никаких признаков, способных обратить данный процесс вспять.

Теперь в Вашингтоне взялись за экономический «развод» Поднебесной и Европейского Союза. На всю Объединенную Европу и G-7 была только Италия, которая продекларировала участие в глобальном китайском проекте “Пояса и Пути”. Однако под занавес прошлого года американцы заставили Рим взять свои слова обратно», – отмечает издание.

photo1717855659.jpeg

По этой причине объем транспортных перевозок из Китая в Евросоюз через Казахстан ощутимо снизился.

«Транзит китайских грузов через Казахстан в Европейский союз (ЕС) упал в 1,8 раза, 60% грузов теперь перевозят Россия и Узбекистан.

В 2023 году объем (транзита всеми видами транспорта, брутто) составил 976 тыс. тонн. Текущее значение соответствует минимуму за четыре года.

Согласно информации, Китай отправляет меньше грузов в ЕС через Казахстан уже второй год подряд, тогда как с 2014 по 2021 год показатель ежегодно прибавлял в среднем 195%.

Китай увеличил общий объем транзитных грузов на треть, до12,6 млн тонн, но основную часть прироста обеспечили Россия и Узбекистан. В купе они сформировали 60% – 7,5 млн тонн»,  сообщает агентство КАзТАГ.

EjGGXbuXYAE8Ey3.jpg

По итогам первого квартала 2024 года транзитные перевозки контейнерных грузов из Китая в Европейский союз (ЕС) через Казахстан, РФ и Белоруссию выросли на 44% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Об этом сообщает газета «Ведомости». Но это рост достигнут за счет транзита через Россию и Белоруссию.

«Снижение товарооборота между Китаем и Евросоюзом по транзитному коридору через Казахстан – это следствие геополитической повестки между главными мировыми центрами силы.

Боязнь Акорды оказаться в теневой зоне соседних больших держав заставляет ее метаться в сторону Евросоюза и строить Транскаспийский транспортный маршрут, хотя сама прерывистость суша-море остается серьезной проблемой для подобных коридоров. Однако может так получиться, что проложенный Казахстаном участок ТМТМ окажется дорогой в никуда», – отмечает Zona.kz.

«Казахстан по итогам 2023 года стал самым грузоемким направлением для РФ. На эту страну, по оценкам M.A.Research, пришлось 22% от общего объема международных автоперевозок РФ или 5 млн тонн».

Несмотря на очевидную негативную динамику транспортных перевозок по маршруту ТМТМ в Акорде закрывают на это упрямый факт глаза. В кабмине республики в конце прошлого года прогнозировали, что товарный транзит из Китая в Европу по территории республики к 2029 году может увеличиться в пять раз.

GHFkL6CW0AA8HmY.jpg

Использование Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) может помочь в два раза сократить сроки грузовых перевозок из Китая в Европу. Об этом заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на открытии третьего форума международного сотрудничества «Один пояс - один путь» в Пекине.

«На сегодняшний день флагманским проектом сотрудничества для многих государств становится ТМТМ. Эта транспортная артерия, соединяющая Китай, Центральную Азию и Европу, может стать континентальным мостом "Пояса и пути", вдвое сократить сроки грузоперевозок и существенно снизить транспортные издержки», – сказал Токаев.

Но в Пекине его не послушали, снизив транзит через Казахстан и увеличив перевозки через Россию.

Совершенно другую стратегию демонстрирует соседний Узбекистан. Там не зацикливаются на европейском векторе, а работают в первую очередь с естественными географическими и экономически совместимыми партнерами, включается Афганистан. В результате официальная статистика Ташкента фиксирует не только рост объема грузопотоков, но и промышленного и сельскохозяйственного производства, которое эти объемы наполняет.

EwHbfB1WEAITgbH.jpg

Получается, что те транспортные коридоры, которые находятся вне информационного фокуса Астаны, показывают завидный рост в силу естественных геополитических трендов, а на ТМТМ имеет место спад в силу тех же самых негативных для утратившей геополитическую дальнозоркость Акорды обстоятельств.

Не пора ли Астане вспомнить мудрую казахскую поговорку «ближний сосед лучше дальнего родственника»?

Владимир Прохватилов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх