Вы замечали, что люди на дорогих автомобилях слишком часто игнорируют правила дорожного движения? Это неудивительно – ведь их доходы порой в сотни раз больше ваших, а штрафы одинаковые. Что для вас два рубля, то для них 500. Нормально ли это? В проекте "20 идей" появилось интересное предложение, как утихомирить граждан на чрезмерно ретивых "жеребцах".
Бурю обсуждения вызвала очередная инициатива Дмитрия Давыдова, автора проекта "20 идей". Раздел "Штрафы для дорогих автомобилей" на сайте проекта красуется с пометкой "Получен ответ от госорганов России". Но обо всём по порядку.
Чем дороже, тем бесстыднее
Вкратце суть идеи Давыдова состоит в следующем. Он обнаружил статистику Департамента транспорта Москвы по частоте совершения административных правонарушений в части нарушения правил дорожного движения (ПДД) за несколько месяцев 2021 года. Картинка получилась на редкость красивой:
СКРИНШОТ: TELEGRAM-КАНАЛ ДЕПАРТАМЕНТА ТРАНСПОРТА МОСКВЫ
Изучив зарубежный опыт, Дмитрий Викторович обнаружил, что проблема эта актуальна отнюдь не только для России. Но там нашли способ её решения – привязали размер штрафов к доходам нарушителя.
В Финляндии, например, за превышение скорости на 37 км/ч для гражданина с доходом более 10 тыс. евро в месяц составит 3564 евро – 200 тысяч рублей даже по нынешнему заниженному курсу европейской валюты.
В России штраф – 500 рублей, а при оплате в течение месяца – 250 рублей. Как говорится, прочувствуйте разницу.
Надо сказать, что этот условный финский нарушитель должен быть счастлив, что живёт не в Швейцарии. Там в январе 2010 года владельцу красного Ferrari Testarossa был выписан штраф за превышение скорости на 57 км/ч (1000-1500 руб. в России). Рассчитанный на основе состояния водителя штраф составил эквивалент 290 тысяч долларов. Сурово, но справедливо.
Время для эксперимента
Увы, автоматически перенести в Россию столь душеспасительный опыт не получится. Потому что у большого числа нарушителей на премиальных авто по документам нет ни имущества, ни доходов. Россия достигла немалых успехов в прояснении финансового положения граждан, но будем честны – бедняков это касается гораздо ближе, чем состоятельных людей.
Но Давыдов нашёл выход: размер штрафа можно привязать к стоимости автомобиля – точнее, к мощности его двигателя и году выпуска. Получилась вот такая табличка:
СКРИНШОТ: "20 ИДЕЙ ПО РАЗВИТИЮ РОССИИ"
Как видим, ничего экстремального: превышение скорости на 50 км/ч обойдётся владельцу новенького "Ламборгини" всего в 1500 (базовая ставка) * 20 (коэффициент) = 30 тысяч рублей. Вряд ли даже это серьёзная сумма для такого человека. Но поймаешь штрафов пять за поездку – и уже становится неприятно платить. А бюджет при этом получает дополнительные средства, которые можно направить на социальные нужды. Второй вариант – человек перестаёт нарушать, бюджет не пополняется, но на дороге становится безопаснее, а это тоже плюс к благосостоянию страны.
Депутат Госдумы, член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Фёдоров напоминает:
Трудно просчитать, увеличатся ли сборы, ведь чем человек богаче, тем больше у него способов найти варианты не платить – водителя нанять, ещё что-то. Это надо сделать в экспериментальном порядке – выбрать какой-то регион и на базе эксперимента получить обратную связь и цифры. Конечно, даже для богатого человека штрафоваться на полмиллиона в месяц – это существенно.
Шанс для депутата. Или президента?
Константин Крохмаль, руководитель общественной системы обеспечения безопасности дорожного движения, в разговоре с Царьградом горячо поддержал идею:
"В ближайшее время этот закон не примут. Покажите мне хоть одного депутата, который передвигается на простом автомобиле – классической марке "Жигулей" или чём-то подобном. У них всех люксовые автомобили, которые автоматически подпадают под этот закон. Если они примут этот закон, то залезут себе в кошелёк. Депутаты, чиновники, руководители корпораций, дети всех перечисленных – это огромный пласт, который уходит от ответственности через мизерные штрафы.
И этот пласт может сдвинуть только волевое решение. Решение кого? Президента России.
Это периодически случалось. Грабили народ камерами видеофиксации в кустах, на треногах, с выдуманными превышениями скорости. Я делал отчёт об этом, на основании отчёта собрался Госсовет, и президент сказал: "Хватит!" И всё, этих треног нет. Ситуация решилась".
И первый депутат Госдумы, который поднимет руку и скажет: "Я за этот закон", – это будет первый нормальный человек. Они все должны встать плечом к плечу и принять этот закон.
Крохмаль также напомнил:
Сергей Семёнович Собянин несколько лет назад повторил то, что и я говорил семь лет: "Привяжите штрафы к стоимости автомобиля, больше ничего не надо". Потому что привязывать к доходам бессмысленно, у многих таких водителей формально ничего нет. Собянин это сказал, СМИ подняли волну… А потом всё спустилось на тормозах. И как нарочно, после таких неудачных инициатив сразу начинается: ДТП с Эдвардом Билом, Кутузовский, горят автомобили и так далее. Происходит всплеск таких ДТП, как будто Вселенная подаёт знаки – ну принимайте же закон!
Совфед осторожничает
Однако официальный ответ из аппарата комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству несколько удивил. Авторы ответа в классическом бюрократическом стиле указали на недостатки предложения:
Необходимо отметить, что увеличение штрафов для состоятельных лиц (владельцев дорогих автомобилей) в административном законодательстве вызывает сомнение, поскольку нивелирует принцип дифференциации наказания в зависимости от степени общественной опасности, тяжести правонарушения и повторности совершаемого нарушителем деяния.
Давыдов, судя по всему, также был весьма удивлён таким ответом – отреагировал он эмоционально. Напомнив ещё раз, что "восприятие размера штрафа в качестве сдерживающего фактора от правонарушения напрямую зависит от материального положения, водители на дорогих автомобилях во много раз чаще нарушают ПДД", он апеллировал к теории административного правоприменения.
В этой теории есть три критерия эффективности штрафов:
- Общепредупредительный эффект – когда люди ведут себя правомерно, потому что боятся штрафа.
- Частнопредупредительный эффект – изменение поведения конкретного человека в период административной наказуемости (например, при советской системе проколов в правах – поневоле будешь ездить аккуратно).
- Воспитательный эффект – исправление неправомерного поведения на правомерное. Оплатив несколько штрафов на чувствительную сумму, водитель может поменять свои привычки.
Дмитрий Давыдов справедливо указывает, что нынешняя система штрафов безнадёжно нарушает все три критерия:
- Люди на дорогих машинах не боятся штрафов, потому что они незначительны по сравнению с их доходами.
- Очень слабая накопительная система (штрафы за повторное нарушение), нет увеличения коэффициентов страховки в зависимости от числа штрафов.
- Горбатого может исправить не только могила, но и крупный штраф (Дмитрий Давыдов выразился гораздо деликатнее, но мы заострили его мысль).
Думается, идея Давыдова заслуживает того, чтобы быть отработанной хотя бы в пилотном порядке, в регионе с серьёзной дифференциацией доходов населения (этим особенно отличаются национальные республики). Хочется надеяться, что позиция депутата Фёдорова вызовет понимание у его коллег, и опасения Крохмаля не подтвердятся.
Подробности смотрите здесь
Свежие комментарии