Все видят: сами боги в своем земном облике покровительствуют молодому фараону. Кадр из фильма «Фараон» 1966 года
Возьмем винтовки новые,
на штык флажки!
И с песнею в стрелковые
пойдем кружки.
Раз, два!
Все в ряд!
Вперед, отряд.
В. Маяковский, 1927 г.
на штык флажки!
И с песнею в стрелковые
пойдем кружки.
Раз, два!
Все в ряд!
Вперед, отряд.
В. Маяковский, 1927 г.
Долгий путь к государственному флагу… Кто в детстве не слышал эту песенку из кинофильма «Тимур и его команда»! Но какого цвета предлагается навязать флажки на винтовки? Мы, например, можем и не гадать, так как знаем, что красного. Но вот почему? Этот вопрос тесно связан с понятием «национального цвета» или цветов, а вот с чем связан их выбор, кто их выбирает и по каким критериям? Вспомним, что еще китайский философ Кун-цзы, выдвинувший в свое время идею «правильного государства», говорил о важности поддержания в нем определенных традиций. Собственно, люди это прекрасно понимали и так, о чем говорит нам тысячелетняя история поддержания государственности и власти при помощи различных эмблем. В Древнем Египте, например, перед появляющимся на людях фараоном, равно как и перед его войском, несли вызолоченные символы божеств, его покровителей, оскорбление которых каралось смертью.
В Древнем Риме изображения богов перед войском уже не выносили, но использовали знаки, символизировавшие воинскую доблесть и личность самого императора. Главным знаком была аквила (орёл легиона), игравший роль знамени легион и самая почитаемая его святыня. Потеря «орла» приводила к его расформированию и считалась верхом бесчестья. Помимо орла, на аквиле закреплялось на поперечной перекладине красное полотнище с вышитой золотом надписью: SPQR (Senatus Populusque Romanus, «Сенат и римский народ») – еще один символ державного римского сознания.
Знаком манипул, когорт, центурий или конных турм являлся также сигнум, представлявший собой древко с закрепленными на нем дисками, увенчанным изображением ладони – символа верности присяги.
Знак имаго представлял собой чеканное изображение императора и появился уже в эпоху имперского Рима. Воплощал собой его зримый образ и являлся объектом поклонения.
Знаком конницы являлось изображение дракона (драко) — прямое заимствование у сарматов и даков, причем завывавший при скачке за счет проходившего через него воздуха. Тут налицо, как мы видим, было прямое иностранное влияние, которого римляне совсем не гнушались.
Тканое полотнище, подвешиваемое на древке копья горизонтально, то есть штандарт, у римлян тоже было и называлось вексиллум. Это знамя было попроще и в основном использовалось в подразделениях ветеранов.
Современная реконструкция римского победоносного вексиллума (‘Victory Vexillum’) на основе находки в Дура Европос
Лабарум – тот же виксилум, но только уже с христианской символикой, «христограммой» из букв Χ (хи) и Ρ (ро), скрещенных друг с другом.
Реконструкция. Современные «римские войска» эпохи заката империи несут лабарумы
Варвары, разгромившие Римскую империю, позаимствовали у нее не только латынь и христианское вероучение, но и множество идей относительно государственной символики. И, в частности, эти заимствования касались символики цветов, которая, впрочем, также пришла к нам из глубины веков.
То, что каждый цвет по-своему влияет на человеческие эмоции, его мировосприятие и даже на здоровье, люди заметили очень давно. Хотя наши предки использовали различные цвета и оттенки совершенно интуитивно, они уже в древности делали это, вкладывая в них вполне определенное смысловое значение. Три древних цвета: белый, красный и черный. Со временем палитра цветов расширилась, причем цветовые предпочтения во многом были связаны с темпераментом людей, а тот, в свою очередь, с климатом земель, где они проживали. Темпераментные южане оказались склонны к красному, черному и желтому цветам. А вот народам северных регионов наиболее комфортны бело-голубые, холодные оттенки.
Но мы сейчас говорим о христианской символике цвета, применявшейся после крушения Римской империи в Европе повсеместно, поскольку именно она легла в основу и цветов всех европейских государственных флагов. Так, белый цвет в христианстве есть не что иное, как божье небесное сияние (божий свет, свет веры), и символизирует он чистоту, невинность, радость и праздничность, недаром в Евангелии говорится о белых одеждах ангелов господних. На горе Фавор одеяние Иисуса во время его преображения тоже стало белым. Символ духа святого — белый голубь, Девы Марии – белая лилия. И недаром знамя Жанны Д‘Арк было именно белого цвета, как и королевское знамя Франции, усеянное золотыми белыми лилиями.
Соответственно, красный цвет символизирует божественную силу и любовь. В церкви это прежде символ искупительной крови, пролитой Спасителем. Священнослужители и облачаются в красное (наряду с белыми одеждами) во время Пасхальной Седмицы, дней Троицы, памяти о Святом Кресте и праздников в честь евангелистов, святых апостолов и мучеников.
Черный цвет в христианской культуре, будь то Восток или Запад, — это «бездна греха и ада», а также символ траура.
А вот зеленый цвет является символом жизни, возрождения, надежд, но и искушения (недаром сатане приписываются зеленые глаза). Одновременно это и цвет чаши Грааля, которая, по легенде, была сделана из цельного изумруда, а также животворящего креста господня. Зеленые одежды обычно надеваются священнослужителями в дни простых литургий.
Базилика Божьей Матери в городе Апаресида (Сан-Паулу), Бразилия с куполами голубого цвета. В этом храме находится главная католическая святыня этой страны
Синий и голубой – это, естественно, цвета небесные, а еще божьего чуда и вдобавок они связаны с образом Богородицы, вот почему на фресках и на иконах Деву Марию обычно изображают в голубом плаще. Но на иконах ее, как правило, изображают в покрывале пурпурного (темно-красного, вишневого) цвета, поверх одежд темно-голубого или зеленого цветов. Связано это с тем, что пурпурные одеяния, багряницы наряду с золотыми считали одеждой царей и цариц. Поэтому цвета на иконе в данном случае подчеркивают, что Дева Мария является царицей небесной. Но и тут есть определенная тонкость: в западно-христианском искусстве нижнее облачение Марии изображали в основном красным цветом, а верхнее – синим, как намек на то, что ее человеческая суть была укрыта божественной синевой. А вот в восточнохристианской традиции все как раз наоборот – нижний синий цвет есть символ ее божественной сущности, тогда как верхнее красное одеяние подчеркивает ее человеческое начало.
Пурпурный и фиолетовый – также исконно священные цвета, символы самого бога. Недаром в пурпур и в фиолетовые одежды могли облачаться лишь высшие церковные иерархи, например, епископы. Пурпурная мантия – одеяние кардиналов, несущих огонь веры и постоянно готовых на мученичество.
Желтый, вернее, золотой является знаком вечного света, величия, божественного могущества, силы и славы, а также Святого Духа и… божественного откровения. Вот почему, например, сусальным золотом на Руси обычно покрывали церковные купола и им же украшали оклады образов. Считается, что богослужебные одежды, сшитые из золотой парчи, могут заменить любые другие и в особенности уместны в качестве праздничных облачений.
Разумеется, очень скоро вся эти церковная символика перекочевала и в светскую геральдику, где ее цветам был придан всего лишь несколько более светский характер. Поскольку многие королевства в Средние века выбрали себе в покровители небесных святых, то их эмблемы тут же попали и на их флаги и гербы, а цвета тут же превратились в национальные. Так, например, в Англии св. Георгия (Георга) символизирует красный прямой крест на белом поле, однако он же присутствует и на флагах Грузии, Генуи, Ольстера и даже Барселоны, а уж в гербах встречается постоянно.
Много крестов – много флагов! А потом они вот таким интересным образом оказались на одном полотнище!
Х-образный красный крест на белом фоне (на геральдическом языке — червлёный крест на серебряном поле) является символом покровителя Ирландии св. Патрика и одним из символов самой Ирландии, хотя о его происхождении споры не утихают и поныне.
Флаг с косым «Андреевским» крестом является флагом Шотландии — белый крест на синем фоне, крест св. Андрея Первозванного, но синий крест на белом – флагом российского ВМФ, и он же был флагом Царства Польского (и также флагом ВМФ!) в XIX веке, хотя и с добавление красного крыжа с белым польским орлом в верхнем правом углу.
Польский флаг с 1815 по 1833 год
Когда Британия объединилась в Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, три креста вошедших в него государств просто вписали один в другой, и это был очень удобным прецедентом в истории геральдики. Хотя первые флаги Содружества были совсем не такими, как сейчас!
Первый флаг Английского Содружества в 1649—1651 гг.
Второй флаг Английского Содружества, первый флаг Содружества Англии, Шотландии и Ирландии во времена Кромвеля в 1651—1658 годах
Штандарт Оливера Кромвеля 1653—1659 гг.
Так что даже в Великобритании путь к единому национальному флагу был достаточно долгим и сложным, что уж тогда говорить о флагах многих других европейских стран с гораздо более драматической историей!
Британский королевский штандарт, используемый везде, кроме территории Шотландии
Этот королевский штандарт поднимается над королевским дворцом в Шотландии. Ведь что может быть сильнее традиций, и разве не очевидно, что именно желтый и красный — это национальные шотландские цвета, поскольку они-то и отражены на флаге государственного значения!
А вот таким вполне может стать флаг Великобритании в том случае, если шотландцы выйдут из Содружества и станут жить сами по себе…
Давайте рассмотрим ее на примере таких государств, как Италия и Россия – древних, длительное время в основном аграрных, в достаточной степени многонациональных и прошедших весьма долгим путем государственного становления. И начав с Британии, мы в следующий раз расскажем об Италии, тем более что совсем недавно на «ВО» завязалась очень интересная дискуссия относительно истории государственного флага Италии и ее национальных цветов. Затем наступит очередь России.
Продолжение следует…
- Автор:
- Вячеслав Шпаковский
Свежие комментарии