Планер А-7 конструкции О.К. Антонова - одна из основных машин своего класса. Фото Airwar.ru
В годы Второй мировой войны на вооружении ряда стран состояли транспортные и десантные планеры. Такая техника, отличаясь дешевизной и простотой производства и эксплуатации, могла перевозить людей и грузы, обеспечивая логистику или выполняя высадку десанта. РККА располагала несколькими типами планеров с разными характеристиками и достаточно активно использовала их почти на всем протяжении войны.
История развития
В двадцатых годах прошлого века в нашей стране завоевал популярность планерный спорт, тогда же началось изучение вопросов военного применения планеров. Однако реальные работы по десантно-транспортным планерам стартовали только в 1930 г. Первый период развития продолжался до середины тридцатых и не дал особых результатов. Ранние транспортные планеры не были массовыми и не использовались армией.
Работы по этой теме возобновились уже в конце десятилетия, поводом для этого стали зарубежные разработки. В 1939 г. свой конкурс на разработку планера объявил Осоавиахим, а в 1940-м – недавно созданное Управление по производству десантно-транспортных планеров из состава Наркомата авиационной промышленности.
Участниками двух конкурсов стали несколько конструкторских коллективов. Несколько проектов отметили премиями и допустили к строительству опытной техники. Наиболее удачным во всех отношениях оказался планер «Рот Фронт-8» конструкции О.К. Антонова. В дальнейшем этот проект был улучшен, и получившийся планер А-7 пошел в серию. Другие проекты не продвинулись дальше испытаний прототипов.
Конструкция А-7 отличалась максимальной простотой и технологичностью. Фото Авиару.рф
В ноябре 1940 г. были введены новые штаты воздушно-десантных бригад. Они предусматривали высадку десанта с парашютом, посадочным способом с самолетов и при помощи планеров. Соответственно, армии потребовались новые образцы техники. Позже в Саратове открыли Военную авиационно-планерную школу, которой предстояло готовить летчиков-планеристов.
Начало Великой Отечественной войны подстегнуло работы по планерному направлению. Предлагались разные варианты техники для перевозки людей и разных грузов, вплоть до артиллерийских орудий и легких автомобилей. Предлагались и более смелые проекты, такие как набор плоскостей для легкого танка или планер-бензовоз, способный передавать горючее бомбардировщику-буксировщику и увеличивать его радиус действия. Впрочем, далеко не все новые разработки доходили до серии и строились в существенных количествах.
Планеры времен войны
В сентябре 1941 г. впервые взлетел планер А-7, созданный на основе более старого РФ-8. Это была цельнодеревянная машина с максимальным взлетным весом менее 1900 кг. Она управлялась одним пилотом и перевозила шестерых десантников. Производство было развернуто на нескольких заводах и продолжалось до 1944 г. В общей сложности РККА получила не менее 400 изделий А-7 (по другим данным, до 600). Создавались специализированные модификации с особыми возможностями.
Не менее массовым стал планер Г-11 (он же Гр-29) конструкции В.К. Грибовского, созданный для конкурса 1940 г. При нормальной полетной массе 2,4 т такой планер вез 10 десантников и одного пилота. Испытания Г-11 провели в начале осени 1941 г., а в ноябре уже освоили серийный выпуск. До конца года армии передали 10 планеров. В 1944 г. появилась учебная модификация Г-11У с двойным управлением. Производство планеров Г-11 завершилось в середине 1945-го. За все время изготовили ок. 500 единиц.
Посадка десантников в А-7. Фото Авиару.рф
Сразу после начала войны Д.Н. Колесников и П.В. Цыбин разработали проект тяжелого планера КЦ (в дальнейшем появились варианты КЦ-2 и КЦ-20). Максимальный взлетный вес КЦ-20 превышал 4,4 т. Машина управлялась двумя летчиками и могла перевозить 18 десантников или сопоставимый груз. Производство серии КЦ завершили в конце 1943 г. Было построено, по разным данным, от 50 до 68 планеров.
Два полка
Поставки серийных планеров в РККА начались в последних месяцах 1941 г. Техника поступала в бригады ВДВ и поначалу использовалась в качестве транспорта для перевозок в тылу. Малое ее количество пока исключало полноценное боевое применение в воздушно-десантных операциях. Такое положение дел сохранялось до весны 1942-го.
В феврале и марте 1942 г. на аэродром Стрыгино (Горьковская область) перебросили несколько планеров А-7 и Г-11, а также самолеты-буксировщики Р-6, ПС-84, СБ и ДБ-3Ф. Вскоре вышел приказ о формировании 1-го отдельного авиационно-планерного полка (1-й оапп), подчиненного непосредственно командованию ВДВ. Полк включал две эскадрильи, в которых присутствовало 10 буксировщиков и 60 планеров.
В августе того же года в г. Киржач (Ивановская обл.) сформировали 2-й учебный авиационно-планерный полк (через год переименован во 2-й отдельный авиационно-планерный). В его распоряжении имелись самолеты ДБ-3Ф / Ил-4, а также планеры Г-11 и А-7.
Планер Г-11. Фото Airwar.ru
В дальнейшем новые планерные части не формировались. Для решения поставленных задач в интересах армии и других формирований вполне хватало и такой группировки. В разное время два полка перевозили различные грузы в тылу и за линию фронта, а также обеспечивали высадку десантов.
Воздушный транспорт
Летом 1942 г. летчиков 1-го оапп привлекли к снабжению партизанских отрядов Брянской области. При помощи планеров в удаленные районы доставлялись различные грузы и специалисты. Впрочем, подобные вылеты производились не слишком часто и без какой-либо четкой системы.
В ноябре того же года два планерных полка стали главными участниками операции «Антифриз». В начале месяца в районе Сталинграда резко похолодало. Техника РККА оказалась неготовой к заморозкам и нуждалась в больших количествах антифриза – в минимальные сроки. Нужные ресурсы имелись в Московской области, но возникли трудности с переброской. Железная дорога и военно-транспортная авиация не могли справиться с поставленной задачей за приемлемое время.
Командование ВДВ предложило организовать снабжение войск при помощи планеров. 10 ноября два полка поднялись по тревоге и начали подготовку к полетам. Уже вечером 12 ноября состоялись первые вылеты. Буксировщики с загруженными планерами взлетали с аэродрома Медвежьи Озера (Московская обл.) и с несколькими промежуточными посадками добирались до Сталинградской области. Полет занимал до 8-9 часов и зачастую проходил в сложных метеоусловиях.
Кабина Г-11, вид вперед. На заднем плане видно кресло летчика, у бортов - лавки десанта. Фото Airwar.ru
В операции «Артифриз» использовались планеры Г-11 и А-7. Более крупные Г-11 брали на борт по шесть 200-л бочек с антифризом, легкие А-7 – вдвое меньше. До 16 ноября включительно планерные полки выполнили 60 полетов и перевезли ок. 50 т жидкостей и другие грузы. В ходе операции потеряли 3 буксировщика и 10 планеров. Несколько летчиков погибли. Ценой таких потерь удалось обеспечить снабжение действующей армии необходимыми ресурсами. Дальнейшие события под Сталинградом показали всю важность проведенной операции.
На рубеже 1942-43 гг. планеры вновь привлекались к снабжению войск в районе Сталинграда. Весной предпринимались попытки применения планеров в районе осажденного Ленинграда.
С марта 1943 г. основной работой двух планерных полков стало снабжение партизанских отрядов, в основном на территории Белоруссии. Полеты осуществлялись ночью, партизаны организовывали и размечали посадочные площадки. После посадки и разгрузки судьба планера прямо зависела от особенностей полевого «аэродрома». Если площадка позволяла сесть самолету-буксировщику, планер можно было вывезти вместе с ранеными или какими-либо грузами. В противном случае планер разбирали на материалы или попросту сжигали.
Всего за две недели марта 1943-го силами 2-го оапп партизанам районов Селявщина и Бегомль привезли 140 специалистов и руководителей, 3 т медикаментов, 4 т взрывчатых веществ, тысячи единиц стрелкового оружия и различные боеприпасы. В 60 вылетах потеряли 65 планеров (в основном из-за невозможности возвращения). Почти всех летчиков успешно вернули «на большую землю».
Тяжелый планер КЦ-20. Фото Airwar.ru
Новая операция по снабжению партизан началась в конце апреля 1943 г. и продолжалась почти год. За это время партизанские отряды приняли 135 планеров всех основных типов со всеми необходимыми грузами. При этом планерные полки столкнулись с противодействием со стороны противника. Люфтваффе пытались перехватывать воздушный транспорт или следить за ним в поисках партизанских баз.
Десантная операция
Десантные планеры регулярно использовались для доставки в тыл врага диверсионно-разведывательных групп. При этом они лишь единожды участвовали в полномасштабной воздушно-десантной операции. Планеры вместе с другой техникой использовались для высадки тактического десанта на правом берегу р. Днепр 24-25 сентября 1943 г.
Для высадки десанта к операции привлекли 180 военно-транспортных самолетов разных типов. 1-й и 2-й оапп предоставили в общей сложности 35 планеров А-7 и Г-11. Сначала часть планеров использовалась для посадочного десантирования бойцов. В дальнейшем такую технику применяли для подвоза медикаментов и боеприпасов, эвакуации раненых и т.д. Операция в целом оказалась неудачной, но планеры вновь подтвердили свой потенциал – который можно было реализовать при правильном их применении.
Конец работы
В апреле 1944 г. летчики 1-го оапп совершили последний вылет для снабжения белорусских партизан. После этого подобные полеты не выполнялись. Фактически боевые операции с применением планеров завершились.
В июне 1-й оапп отвели в г. Клин. Осенью планерный полк переформировали в 208-й гвардейский авиаполк дальнего действия (208-й гв. апдд) и перевели на бомбардировщики Ил-4. 2-й оапп в тот же период стал 209-м гв. апдд. Планеры списали по выработке ресурса, а их пилотов распределили между летными школами первоначального обучения.
Планер Г-11 в качестве памятника в г. Шумерля. Фото Wikimedia Commons
Часть опытных летчиков в начале 1945 г. перевели во вновь созданный 45-й учебно-тренировочный авиапланерный полк (45-й утапп). Задачей этой части было сохранение опыта и освоение новых конструкций с целью дальнейшей подготовки пилотов.
Некоторые итоги
Советские транспортные планеры изначально создавались в интересах ВДВ для проведения десантных операций. Однако по прямому назначению их использовали всего один раз. В остальное время два планерных полка решали транспортные задачи в тылу или помогали партизанам.
За годы войны было построено более тысячи планеров нескольких основных типов. Потеряв существенную часть этой техники, удалось перевезти сотни тонн разнообразных грузов для снабжения действующей армии и партизанских отрядов, а также обеспечить работу десятков разведывательных групп.
После Великой Отечественной войны развитие тематики транспортных планеров продолжилось, но уже не дало заметных результатов. Появились новые образцы военно-транспортной авиации, имевшие очевидные преимущества, и планеры оказались ненужными.
- Автор:
- Рябов Кирилл
Свежие комментарии