Воля, мужество, разумный учет обстановки – рецепт победы
В страшные дни лета 1941 года немецкие мотоциклисты, казавшиеся вездесущими, хорошо запомнились отступавшим красноармейцам. Но в степях под Сталинградом советские мотоциклисты показали, как дерзко они умеют вести маневренную войну. ..
После того, как последние солдаты 6-й немецкой армии сложили оружие, страна награждала героев переломного сражения Великой Отечественной войны. Среди удостоенных звания Герой Советского Союза был командир 8-го отдельного мотоциклетного полка подполковник Петр Алексеевич Белик.
Во время начавшегося в ноябре 1942 года наступления советских войск 8-му мотоциклетному полку было приказано идти в рейд по тылам противника.
Вскоре о действиях полка в газете «На разгром врага» вышла статья, в которой было написано: «Дерзкими и стремительными налетами они истребляют врага. Славные пехотинцы, танкисты, артиллеристы! Выбивайте немцев из укрепленных районов, бейтесь за гвардейское знамя, за нашу победу так, как бьются за нее герои-мотоциклисты». Бились они, действительно, замечательно.
Позже подсчитали – мотоциклисты разгромили 3 полковых штаба, разогнали несколько колонн вражеских войск. Было убито до 800 и взято в плен 1100 солдат и офицеров противника, уничтожено 7 складов с боеприпасами и продовольствием, 247 автомашин, 470 повозок, 14 танков, 16 самоходных пушек, 15 противотанковых орудий, подорвано полотно железной дороги и линия связи на перегоне Сталинград–Лихая.
Передовой группе старшего лейтенанта Кирпиченко близ станицы Обливская удалось внезапно прорваться к аэродрому с вражескими самолетами. Взлететь успели немногие…
Спустя многие годы после Победы генерал армии Петр Белик рассказал об одном из тех боев: «Главные силы нашей группы двигались по глубокой балке. Командир передового отряда по радио сообщил, что обнаружена колонна пехоты противника с минометами силою до полка. Она шла параллельным маршрутом на удалении трех километров без охранения, не ожидая встретить советские войска в глубоком тылу.
В голове нашей колонны находилась мотоциклетная рота, которой командовал лейтенант Буданов. Он получил приказ взять взвод танков и взвод мотоциклистов, скрытно подойти к противнику и далее действовать по обстановке. Мы с заместителем подполковником Ткаченко и начальником штаба майором Беловым наблюдали за развитием событий. На некоторое время группа Буданова скрылась из виду. Вдруг видим — на колонну противника с трех сторон (с флангов и навстречу) выскочили из балок по шесть-семь мотоциклов, развернувшихся на широком фронте, и с ними по одному танку. Танки произвели по два выстрела поверх колонны врага. На одном из них, вышедшем навстречу гитлеровцам, из башни поднялся человек. Посмотрев в бинокль, я узнал Буданова. Он что-то кричал, обращаясь к гитлеровцам. Лейтенант объявил фашистам о полном окружении. Молниеносные дерзкие действия отряда ошеломили фашистов, заставили их сдаться. Так воля, мужество, разумный учет обстановки позволили советскому офицеру небольшим подразделением решить сложную боевую задачу».
Похоже, что лейтенант Буданов брал в плен румынскую колонну. Но уточнять это в послевоенную эпоху не рекомендовалось, щадя самолюбие союзников по соцлагерю…
Глубоко закономерно, что в 1966 году генералу Белику поручили командовать войсками Забайкальского военного округа. Ему предстояло на фоне стремительно ухудшающихся отношений с Китаем восстанавливать боевую мощь округа, изрядно подорванную в период советско-китайской «дружбы на 10 тысяч лет» и безумных инициатив Никиты Хрущева. Герой Сталинградской битвы справился и с этой очень непростой задачей, командуя войсками округа, который в конце 60-х – начале 70-х в любой момент мог стать воюющим фронтом…
Свежие комментарии